PDA

View Full Version : Цикл конго


Alex4ert
22.10.2012, 22:49
Стас, а где можно было бы почитать, а в идеале и посмотреть про то, что такое Макута и Юка?

Тема выделена в отдельную из обсуждения Афро-кубинского уикенда (http://www.mambotribe.org/forum/showthread.php?t=1998) в Нижнем Новгороде. — В. Радзюн.

v.radziun
22.10.2012, 23:55
Алексей, если не устраивает Ю-Тьюб, можно Машу Павленко попросить показать или Серёжу Газаряна. Цикл конго: пало, юка, макута, гарабато.

v.radziun
23.10.2012, 00:06
2.2 - Afro: Palo - М. Павленко (под музыку) - YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=22njcZaAaG0)

done_well
23.10.2012, 00:17
Макуту и Юку Хорхе с Дианой показывали на прошлом ACW. По-моему, впервые в России.. Юка, по сути, это танец из которого румба гуагуанко вышла

Diana Rodriguez, Makuta y Yuka. - YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=S9bieVrTD_s)

Alex4ert
23.10.2012, 03:02
Виктор, ютуб не устраивает отсутствием слов.
За видео спасибо, но на семинарах по пало я и сам был неоднократно, тоже имею крутой видос: Palo by Leo D @ Kiev'2009 - YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=zGqUMw1xXRE&)
К сожалению, всё это не добавляет понимания, поэтому интересовало совмещение: почитать и посмотреть.

Вы меня один раз уже посылали гуглить про цикл конго. В итоге, всё, что я смог найти на русском и английском в минимально достоверных источниках, - это такие танцы индейцев конголесцев, предтечи румбы, того-сего. Примерно с тех пор я и мечтаю о систематическом изложении этого материала хоть на каком-нибудь языке. Если у вас есть ссылочка, поделитесь пожалуйста. Я готов найти переводчиков с любого языка, чтобы появилась доступная информация на русском, но проводить поиск инфы на испанском мне не под силу.

Стас, а ещё и почитать нету? На твоём видео Диана прыгает, крутится и машет руками, а Хорхе свистит в свисток. Честное слово, из этого невозможно сделать вывод о том, откуда произошла румба гуагуанко. ;))
Я смотрел и более понятные видосы, но тоже вообще без текста. :(

v.radziun
23.10.2012, 10:03
Погуглил — действительно, материалов немного. Про юку есть небольшая статья в английской википедии.

v.radziun
23.10.2012, 10:43
По поводу книг — попробуйте вот тут посмотреть: Orovio, Helio. Diccionario de la música cubana. — La Habana: Editorial Letras Cubanas, 1981. ISBN 959-10-0048-0.

Там немного, т. к. это просто словарь, но зато всё по делу, вся информация проверенная.

PS: Или вот есть английское издание той же книги: Orovio, Helio. Cuban Music from A to Z. — Duke University Press, 2004. ISBN 978-0-8223-3212-1.

Brand New Book. Available in English for the first time, «Cuban Music from A to Z» is an encyclopedic guide to one of the world’s richest and most influential musical cultures. It is the most extensive compendium of information about the singers, composers, bands, instruments, and dances of Cuba ever assembled. With more than 1,300 entries and 150 illustrations, this volume is an essential reference guide to the music of the island that brought the world the «danzon», the «son», the «mambo», the «conga», and the «cha-cha-cha».The life’s work of Cuban historian and musician Helio Orovio, «Cuban Music from A to Z» presents the people, genres, and history of Cuban music. Arranged alphabetically and cross-referenced, the entries span from Abakua music and dance to Eddy Zervigon, a Cuban bandleader based in New York City. They reveal an extraordinary fusion of musical elements, evident in the unique blend of African and Spanish traditions of the «son» musical genre and in the integration of jazz and rumba in the «timba» style developed by bands like Afrocuba, Chucho Valdes’s Irakeke, Jose Luis Cortes’s ng La Banda, and the Buena Vista Social Club. Folk and classical music, little-known composers and international superstars, drums and string instruments, symphonies and theaters — it’s all here.

done_well
23.10.2012, 13:56
почитать ты действительно мало что найдешь.. но я тебе кратенько могу сказать, то что узнавал из личного общения.
У меня знакомство с макутой и юкой началось с 2011 когда на фесте в Барселоне я на ознакомительном занятии для преподов вообще узнал про эти танцы. Потом я специально просил Диану и Хорхе показать их нам, поскольку все кубинцы четко говорили: Юка - предшественник Гуагуанко.

Во-первых, ритмически юка (как и макута) один из редких жанров афро исполняемых на 4/4, а не на 6/8 который является основой для Йоруба, Арара, Абакуа и даже родственного конголезского Пало. Т.е. та же ритмическая матрица что и в Гуагуанко.
Во-вторых, именно в юке появляется "бакуна", как имитация процесса спаривания домашних птиц. Отражением брачных игр которых юка и является. В юке так же самец (чаще всего привотися пример петуха) ухаживает за самкой (курицей), что заканчивается "бакуной" или спариванием по-нашему.
Ну это вкратце.

Макута, в отличие от Юки религиозные танец и этим ближе к Пало. Там так же много агрессивных действий руками (в т.ч. с палкой Garabato). Танцор как бы черпает мистическую силу и бросает ее в оппонентов. В Макуте и Пало много схожих движений. Но ритм макуты четырехдольный, а пало трехдольный.

Вот видео с демонстрацией всех трех основных танцев цикла Конго

Palo, Yuka and Makuta danced by professional Cuban dancers, Havana Cuba 2008 - YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=Lavx6mt22fM)

v.radziun
23.10.2012, 14:21
Стас, я читал в книгах немного о другом. Согласно моим сведениям, в цикл конго входит ещё один танец, а именно гарабато (по-русски — багор или палка; в Африке же его танцевали с мотыгами). Насколько я понял, макута и гарабато родственные танцы, причём последний — не такой, чтобы уж ритуальный-ритуальный, а просто ритуальный :) Это был танец, исполняемый перед севом для заклинания земли, чтобы урожай был хорошим.

Вот небольшая заметка (http://www.ritmo-azucar.de/deutsch/congo.htm) на эту тему, к сожалению, на немецком :) Пока ничего лучше в сети не нашёл в качестве подтверждения информации из книги.

done_well
23.10.2012, 14:27
в цикле кого вообще все на землю завязано. Макута тоже не исключение, там танцор так же черпает силу из земли.

Alex4ert
24.10.2012, 02:46
Не совсем понимаю, для чего подтверждать какие-то тезисы статьёй непонятного немецкого музыканта, который смотрит на мир исключительно глазами музыки, и всё что может сказать про Юку: "Yuka ist ein erotischer Tanz in welchem die Paare das Verhalten von Henne und Hahn imitieren."

Довольно странно доверять ему только на том основании, что он выложил это своё видение в интернет. Кстати, он же пишет, что пало отличается от гарабато только наличием специальной палки.

Словарик этот у меня есть, спасибо. Точнее - спасибо Тимуру Зяппарову за то, что скачал и поделился. Всё никак не соберусь купить теперь...
Если кому ещё нужен, велком: https://www.dropbox.com/s/4i2ocixnbbhz9wf/Cuban_Music_from_A_to_Z.pdf
В нём не хватает некоторых страниц, но уж какой есть. На мой взгляд он довольно бесполезный, поскольку изобилует описаниями личностей музыкантов, а информации общеобразовательного характера содержит критически мало. Я, по крайней мере, пока ничего полезного из него не вынес, хотя там и страница про сальсу отсутствует.

Правда, Виктор, я не знаю, зачем вы меня туда отправили, поскольку про Цикл Конго там упоминаний нет, слов Юка и Гарабато тоже нет, в статье про румбу ничего конкретного по делу не сказано, и только слово Макута оказалось там в наличии и рассказом потрясающим своей детализацией: https://www.dropbox.com/s/09tdglin23wuoad/makuta.png :(

Стас, большое спасибо за пояснение. Интересно, откуда кубинцы сами обо всём этом узнают. Наверняка же у них есть книга-не книга, ну хоть методичка какая-нить...

Architect
24.10.2012, 06:06
Спасибо за интересную информацию!
Вить, может это обсуждение в отдельную тему вынести, чтоб не затерялось?;)

v.radziun
24.10.2012, 08:46
Алексей, ссылку на немецкого музыканта я выложил только для иллюстрации того, что гарабато — отдельный танец цикла конго. К сожалению, я не могу точно вспомнить, где читал про цикл конго, возможно, у Фернандо Ортиса.

В любом случае, мною двигало желание помочь Вам, и потому мне не очень понятна Ваша жёсткая реакция на мои слова. Эдак Вы всех помощников распугаете.

Оля, да, ты права. Перенёс обсуждение цикла конго в отдельную тему.

done_well
24.10.2012, 10:53
Интересно, откуда кубинцы сами обо всём этом узнают. Наверняка же у них есть книга-не книга, ну хоть методичка какая-нить...
Ну те с кем разговаривал я - выпускники хореографических училищ, им просто на занятиях рассказывают:) Книги может и есть, уверен что есть. Но не уверен, что на Кубе кто то сканит старые книги и выкладывает в сеть:)

В декабре скатаюсь туда, может чего и достану:)

done_well
24.10.2012, 11:37
Меня удивляет другое.. как при наличии в Москве таких дипломированных преподавателей как Диана, Йоанди, Аннелис, а теперь еще и Джордано в столице еще существует дефицит информации по таким довольно базовым темам. В то время как в Нижнем, Казани, Астрахани и др. городах этих (и других) преподов уже давно раскулачили и на эту и на куда более специфическую инфу... т.е. таких слов как Макута и Юка, там уже давно и не боится никто, многие знают движения этих танцев, а некоторые делают их весьма неплохо:)

Не цените, коллеги, того что у вас есть:)

v.radziun
24.10.2012, 11:55
при наличии в Москве таких дипломированных преподавателей как Диана, Йоанди, Аннелис, а теперь еще и Джордано
…а также Газарян и Маша Павленко, которые тоже в теме, о чём я и писал.

А книг типа «Юка от А до Я» или «Самоучитель по макуте», пожалуй, и нет вовсе, мы тут с ToroDozer'ом обсудили. У того же Ортиса тоже более-менее общие слова.

ToroDozer
24.10.2012, 12:21
Действительно, в музыковедческой литературе по этим жанрам почти ничего дельного не написано. Похоже, там всё базируется практически исключительно на "устной традиции" - так что за информацией надо обращаться к "носителям". Только не стоит обольщаться, что какой-то носитель сможет дать вам "самую православную" информацию: в каждой деревне поют, барабанят и танцуют, конечно же, "православнее", чем во всех соседних, и знают о вопросе несравненно больше ;)

По этому поводу анекдот :) Говорят, что при записи диска №5 из EGREM'овской серии Antología de la Música Afrocubana, посвящённого барабанам юка, музыканты были порядком пьяны, и один из них даже собирался раскроить другому башку при помощи гуатаки - видимо, как раз в пылу спора о том, в чьей деревне юка круче :) Дело было в 1981г. и в самом эпицентре жанра - в Пинар дель Рио.

done_well
24.10.2012, 13:05
…а также Газарян и Маша Павленко, которые тоже в теме, о чём я и писал.

Ну с Серегой мы от одних источников инфу черпали:) Я говорю про дипломированных педагогов, выпускников кубинских училищ культуры

Ибо ребят которые разбираются в этих темах в Москве немало.. думаю с десяток имен я точно могу назать "кто в теме", но получить образование на Кубе удается не каждому:)

done_well
24.10.2012, 13:08
в каждой деревне поют, барабанят и танцуют, конечно же, "православнее", чем во всех соседних, и знают о вопросе несравненно больше ;)

согласен.. даже в "базовом" исполнении гуагунко стиль Гаваны сильно отличается от Маттанцас.
Но идея в том, чтобы оркестр создал некоторый характерный для данного жанра кач и заряд, а уж какие конкретно приемы и инструменты он при этом применяет - дело стиля:)