Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs About Us

Rate this Entry

Вот это я понимаю - аранжировки! :)

Posted 10.06.2010 at 00:41 by ToroDozer
Хочу предложить вашему вниманию два альбома, записанные на Западном и Восточном побережьях США. Объединяет эти два альбома то, что, во-первых, это великолепный латин-джаз; а во-вторых – прекрасная работа лидеров-аранжировщиков, тромбониста Уэйна Уоллеса (Западное побережье) и трубача/тромбониста Майкла Филипа Моссмана (Восточное). Критик Jesse «Chuy» Varela в аннотации к одному из этих альбомов пишет: «Джаз – музыка не для всех. Нельзя назвать её недоступной или элитарной; просто она обращена лишь к небольшой, к сожалению, части мировой музыкальной аудитории, способной воспринимать её импровизационный язык и внутреннее духовное содержание». На мой взгляд, тем, кто понимают этот язык (или хотя бы стараются понять), оба эти альбома могут доставить подлинное наслаждение.

Кроме того, эти два альбома неплохо иллюстрируют различия в подходе к латиноамериканскому джазу на разных побережьях (East Coast vs. West Coast). Эта ситуация сложилась еще с начала 50-х годов. Барабанщик и перкуссионист Байардо «Бенни» Веларде с Западного берега («Квинтет современного мамбо» Кола Чейдера, затем лидер собственной группы) в одном интервью вспоминал: «На Восточном берегу играли музыку, которую называли «афро-кубинский джаз». На нее сильно повлиял Чано Посо, игравший с Диззи Гиллеспи и Марио Баусá. На Западном берегу мы играли «латин-джаз» – т.е. джазовые стандарты под латинскую перкуссию... Я думаю, это было самое большое различие между нашими стилями. Еще одно различие заключалось в том, что на Восточном берегу такую музыку играли бигбэнды, подобные оркестрам Гиллеспи и Мачито. А у нас на Западном бигбэндов не было, а были небольшие комбо». Я бы еще добавил от себя, что различия в латиноамериканском джазе двух побережий также отражают различия в джазе вообще: на Восточном берегу бал правил «горячий», напряжённый и гармонически «завернутый» бибоп, а на Западном – более расслабленный и мелодичный cool jazz. [Один мой друг как-то сказал по поводу различия музыки двух побережий в 60-е годы, что, мол, Нью-Йорк – это городской смог, опиаты и гомосеки, а Калифорния – это тёплое море, психоделики и натуралы утрированно, конечно... но что-то в этом есть ]

За прошедшие с тех пор полвека, разумеется, много воды утекло. Однако представленные два альбома соотносятся между собой именно так, как говорит Веларде: хотя оркестры здесь почти одинаковы по составу, но если взять сам подход к музыке и ее аранжировке, то получится примерно та же картина. На альбоме Уоллеса три кавера из 10 вещей (2 авторства Джона Колтрейна и одна – МакКоя Тайнера), а у Моссмана стандартов нет вообще – все композиции его авторства. Хард-боппер, вдобавок прошедший школу Мачито и Марио Бауса, нью-йоркер Моссман «танцует» от афро-кубинской ритмики, вводя в нее джазовые гармонические построения; а калифорниец (склонный к «мягкому» пост-бопу) Уоллес – от джаза, насыщая его латиноамериканской перкуссией. И что радует – это то, что результаты одинаково приятны для уха. [Надо ли говорить, что вышесказанное не стоит относить ко ВСЕЙ поголовно латин-джазовой музыке, записанной на разных побережьях! ] Итак:

1) Уэйн Уоллес заслуживает отдельного разговора; он записал ряд латин-джазовых альбомов в составах, подобных тому, который играет здесь – Three in One (2000), Echoes in Blue (2001), The Reckless Search for Beauty (2007), The Nature of the Beat (2008), способные порадовать поклонников разной латинской музыки, от джаза до тимбы (на них можно найти, например, несколько интересных вещей, жанр которых автор обозначил как timba funk ). В последние годы он записывается со своим латин-джазовым квинтетом, в этом формате вышли пока два альбома – Infinity (2008) и Bien Bien! (2009).


Wayne Wallace – Dedication (2006, Patois)
скачать

2) Майкл Филип Моссман с конца 70-х активно работает в джазе (с Энтони Брэкстоном, Роско Митчеллом, Артом Блэйки, Джерри Маллигеном, Лайонелем Хэмптоном и др.) и параллельно – в латинской музыке (с Мачито, Марио Бауса, Даниэлем Понсе, Эдди Палмьери, Мичелем Камило). Из его сольников, помимо представленного здесь альбома, могу также порекомендовать Spring Dance (1995) и Mama Soho (1998) – оба представляют собой смесь латин-джаза с хард-бопом, а также Misa Afro Cubana (2008). Предлагаемый альбом «метафизического мамбо» (именно так Моссман расшифровывает свои инициалы на обложке альбома ) снабжен великолепно сделанным буклетом с комментариями небезызвестного Луиса Тамарго на 2-х языках (прилагается). Да, чуть не забыл: помимо отличного основного состава музыкантов, здесь играют три «особых гостя» – и каких: Рэй Барретто, Карлос «Патато» Вальдес и Пакито Д’Ривера


Michael Philip Mossman – The Orisha Suite (2000, Connector)
скачать

До скорого!
Total Comments 6

Comments

Old
mira's Avatar
Алексей! ну просто кладезь очередное спасибо в вашу честь!
Posted 11.06.2010 at 20:21 by mira mira is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Катя, спасибо!
Может, я заблуждаюсь... но у меня иногда мелькает мысль, что тёплый приём, который неизменно оказывают хорошей музыке наши новосибирские друзья и подруги, обусловлен (хотя бы отчасти) присутствием в Н-ске духа великого маэстро Арсенио Родригеса в лице его потомка Маркоса Фернандеса... как сказал наш классик: "кровь - великое дело"... особенно если это доминантная sangre de Africa (была такая шикарная песня у Патато).
А как Вы думаете? Есть такое дело - или меня заедает застарелый и хронический растаманский мистицизм?
Posted 12.06.2010 at 06:59 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
v.radziun's Avatar
Мистические вещи обсуждать не берусь (кстати сказать, Арсенио был пало, а Маркос — лукуми), но мне кажется, что интерес к латинской музыке в Новосибе во многом связан с личностью, не состоящей в родстве с Великим Слепцом — с Сашей Овдиным Сам знаешь, «каков поп — таков и приход»
Posted 12.06.2010 at 11:12 by v.radziun v.radziun is offline
Old
DianaPro's Avatar
Думаю, и то, и другое, и даже третье - а именно, что уже давненько Виктор прикармливал часть новосибирцев на Мамботрайбе хорошей музыкой, вот и воспитал
А что касается духов, то безусловно в Новосибирске явно присутствует кубинский дух
Posted 12.06.2010 at 14:24 by DianaPro DianaPro is offline
Old
mira's Avatar
Алексей, отчасти вы правы, что будучи Маркос в Нске то мы "в живую" увидели и почувствовали (как можем)) этот самый "дух" Однако "теплый прием хорошей музыки" нельзя списать на сей единственный фактор, ибо занимающися-танцующих людей (что у Маркоса, что у Саши, что в др.школах) много, но интересующихся не только танцевальной частью музыки невелико количество.
А посему, видимо, все
Quote:
хронический растаманский мистицизм
Posted 14.06.2010 at 08:32 by mira mira is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Понятно Спасибо всем за разъяснения!
Posted 14.06.2010 at 14:44 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 09:31.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024