Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs Forum About Us

Rating: 2 votes, 5.00 average.

Румба-9: Панчо Кинто

Posted 30.01.2011 at 01:29 by ToroDozer
Updated 29.07.2012 at 03:02 by ToroDozer (очепятка)
Давненько я не выкладывал румбу Предлагаю послушать пару альбомов Панчо Кинто (он же Франсиско Эрнандес Мора, 1933-2005). Я уже упоминал это имя – во время «месячника румбы» осенью прошлого года – в связи с Yoruba Andabo и инновациями гуарапачангео. Теперь давайте поговорим о нём поподробнее.

Панчо Кинто представляет собой фигуру, уникальную для кубинской музыкальной сцены. Портовый рабочий-крановщик, уроженец гаванского квартала Белен, он с 50-х годов участвовал в самых разнообразных барабанных сессиях, которые можно разделить на три группы. Во-первых, он мастер игры на бата (ученик легендарного Хесуса Переса), «посвященный» бата-барабанщик, постоянно участвовавший в этом качестве в религиозных церемониях пало, сантерии и абакуа, а также вечеринках-бембе. Во-вторых, он мастер румбы – и «портового» типа (с кахонами), и «солярного» (с конгами), великолепный солист на кинто. В-третьих, он постоянно участвовал в компарсах своего района на карнавалах – т.е. хорошо знаком и с ритмами конги. Именно виртуозное владение всеми афро-кубинскими перкуссионными стилями и инструментами, закрепленное многолетней практикой, и определило характер инноваций Панчо – объединение в пределах одной композиции разных ритмов, как светских, так и сакральных, со свободными переходами из одного ритма в другой (что, собственно, и называется гуарапачангео). Рождение этого стиля обычно относят к 80-м годам. Однако Панчо смешивал светские танцевальные ритмы и ритмы бата и раньше: одним из самых ранних примеров такого смешения является песня Sonora Matancera “Nuevo Ritmo Omelenko” (1953) с вокалом молодой Селии Крус, где Панчо играл на бата. В одном из поздних интервью Панчо говорил: «Я играю полиритмическую румбу. Я никогда не выходил за рамки кубинской румбы и владею ею в совершенстве; однако я вношу в нее новое, играю ее так, как будто у меня под руками целая барабанная установка. Я играю на многих инструментах сразу – на бата, кахоне, колокольцах».

При всем своем мастерстве, при том, что он участвовал во многих профессиональных проектах, он до старости продолжал работать в порту. Сразу после революции решением правительства был создан государственный ансамбль Conjunto Folklórico Nacional, объединивший танцоров, певцов и барабанщиков, и Панчо стал одним из его основателей. Однако вскоре он понял, что его не устраивает разрыв между сценическим исполнением фольклора и живой традицией – религиозными собраниями или локальными румбами «на районе»; он покидает ансамбль и возвращается работать в порт. И именно в порту возникло следующее крупное начинание Панчо – группа Yoruba Andabo, принесшая ему мировую известность, благодаря сотрудничеству со знаменитой певицей-фольклористкой Мерседитас Вальдес, а позднее – с канадской саксофонисткой Джейн Баннетт (см. её первый альбом из выложенных здесь).

В 90-е годы Панчо, вышедший на пенсию в порту, продолжает учить молодое поколение традиционным ритмам. К этому же времени относятся его туры в США: с Yoruba Andabo, с Дж. Баннетт, а также с собственной группой, причем последний из них (1998) принес ему, наверное, максимальную известность – в 65 лет. В это время он записал материал для пары собственных альбомов, которые я и хочу предложить вашему вниманию. На них Панчо действительно играет на своеобразной «румба-установке»: он сидит на большом кахоне, между колен у него зажат еще один кахон поменьше; сзади на стойке – три барабана бата; сбоку с одной стороны стоит пара тумбадоров, с другой лежат на полу чекере, колокольцы-агого, тамбурин, палочки клаве. Другие перкуссионисты тоже играют попеременно то на тумбадорах, то на бата, то на кахонах. Руководит ансамблем на обоих дисках еще один «посвященный» барабанщик – Октавио Родригес. Продюсировал эти записи (и играл кое-где на гитаре) Грег Ландау; на обеих записях также отметился замечательный кубинский пианист Омар Соса, которому оказался очень близок эклектичный дух полиритмии ансамбля – достаточно послушать, как он вписывается в ансамбль перкуссионистов на втором альбоме. Как я понимаю, оба альбома записаны примерно в одно и то же время, в 1997-98 годах. Большинство ведущих партий вокала на них исполнили Ласаро Рисо и Гильермо «Эль Негро» Триана.

Первый из них вышел в 1997г.; это практически чистое гуарапачангео, и лишь в коду первой композиции (“Lenguasá”) добавлены совершенно «левые» инструменты – бас, ф-но (Омар Соса) и трес (Ландау). Более заметно присутствие этих и других «посторонних» инструментов на втором альбоме, выпущенном в 2003 в Англии: там собран более эклектичный материал, в котором отразились непривычные звуки и ритмы чужого уклада жизни, которые Панчо слышал вокруг себя во время пребывания в США – поэтому альбом и называется «Румба без границ». На одной композиции (№2) здесь отметился мульти-саксофонист Энрике Фернандес (который позднее играл в группе Рэя Мантильи); еще на одной (№4) Соса играет на маримбе, привнося дополнительное африканское влияние в этот безгранично-эклектичный ритмический салат Альбом лишний раз доказывает, что румба – это живая музыка, не окостеневшая в рамках канона, вполне способная воспринимать новое сквозь призму традиции; для светской музыки это, пожалуй, «необходимое и достаточное» условие сохранения жанра.


Pancho Quinto – En el Solar la Cueva del Humo (1997, Round World)
тыц


Pancho Quinto – Rumba sin Fronteras (2003, Riverboat)
тыц

До скорого!
Total Comments 3

Comments

Old
Retaco's Avatar
Спасибо, Алексей!!! Ваш дневник - одна из лучших фишек МТ!
Остается только посоветовать танцорам - не получается, что-то в танце - слушайте больше хорошой и разной музыки! Обращайтесь к ToroDozer!!!
Posted 30.01.2011 at 13:41 by Retaco Retaco is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Спасибо Вам за лестную оценку, Сергей!
Posted 30.01.2011 at 14:43 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
Retaco's Avatar
Вспомнилось, до занятий сальсой я джаз "на дух не выносил". Для меня джаз был, что-то громкое, "что играет в цирке в паузах между номерами, что бы люди не заснули". Ужасссс....
Занялся танцами, годик помучался разбираясь где клаве, где конги, "под что ходить, а под что крутить".

Теперь не могу попсу из телевизора слушать, скучная она... однообразная и потому не интересна.
А тут такое муз просвещение.... суппер!

Может это и "оффтоп" в теме про румбу, но зато четко по теме дневника А от Сальсы хочется двигаться дальше (или глубже), а тут конечно - Румба и Джаз!
Posted 31.01.2011 at 12:02 by Retaco Retaco is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 06:04.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024