Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Register Blogs About Us

Rate this Entry

Перу-3

Posted 17.07.2013 at 12:53 by ToroDozer
Об афро-перуанской музыке мы уже пару раз говорили (здесь, и потом здесь); конечно, эта тема не очень-то близка к сальсе как таковой, но всё же она будет полезна тем, кто интересуется более общей картиной афро-карибской музыки. На мой вкус, представленные примеры весьма симпатичны, и, надеюсь, понравятся не только мне.

1) Первый диск – фольклорный, от уже знакомого нам Conjunto Perú Negro, только в более современном варианте (запись 1999 г.). Стилистика – та же (фестехо, ландо, алькатрас, холгорио), исполнение – отличное, ритмы – зажигательные, репертуар – отчасти знакомый, включает, например, “Toro Mata” и “Samba Malató”, sine quibis non Полный набор перуанской перкуссии, красивые голоса, дополняющий перкуссию бас – в общем, альбом получился «на пять», молодцы ребята


Perú Negro – Sangre De Un Don. Herencia Afro Peruana (2000, Times Square)
тыц

2) Всегда интересно посмотреть, как фольклорная традиция преломляется в джазе. В этой связи хочу представить любителям латин-джаза перуанского музыканта, который мне очень нравится в последнее время – это трубач Габриэль Алегриа и его «Афро-Перуанский Секстет». Последние несколько лет этот товарищ настойчиво и небезуспешно делает себе имя в американской джазовой тусе. Он успел выпустить 4 альбома, последний из которых (Cuidad de los Reyes) вышел в этом году; обычно на его альбомах отмечается кто-то из известных американских джазменов, что, конечно, подогревает интерес общественности. При этом музыка секстета – это, в основном, авторские вещи его участников, но попадаются и обработки всё тех же «торо мат», а также интересные версии джазовых стандартов – как, например, шикарная «перуанистая» версия гершвиновской “Summertime” с первого альбома, с очень красивой засурдиненной трубой лидера.

Помимо собственного успеха проекта, у процесса его раскрутки есть также и другие положительные побочные эффекты: например, на сайте фирмы Latin Percussion (которая, как вы помните, делает инструменты) недавно появилась страничка, посвящённая афро-перуанской перкуссии. Её представляет там как раз перкуссионист секстета Алегрии, Фредди Лобатон по прозванию, я извиняюсь, Huevito; на гитаре ему аккомпанирует другой участник секстета, Юри Хуарес.

На выложенном на страничке ролике можно увидеть в действии основные афро-перуанские перкуссионные инструменты: кахон, кахита (потомок церковного ящичка для сбора пожертвований, если помните ), кихада (quijada de burro, т.е. ослиная или лошадиная челюсть) и ещё ноги Фредди, коими он откаблучивает zapateo (род чечётки). С кахоном, кахитой и сапатео всё более-менее понятно. А кихада, популярная в ряде латиноамериканских стран, даёт два звука: 1) от удара ладонью по челюсти бедного непарнокопытного оставшиеся на ней зубы колеблются в своих «гнёздах»-альвеолах и стучат об их стенки, образуя, своего рода, трещотку; и 2) по ряду зубов проводят палочкой, получая звук типа как у гуиро (у адептов инструмента этот звук называется «carrasco»). В общем, удобная штука, два в одном, да и выглядит эффектно, хотя и несколько зловеще. Memento mori, даже если ты – осёл

Но вернёмся к Алегрии. Пока предлагаю послушать два первых его альбома. Постоянные участники секстета, помимо Лобатона – также барабанщик Уго Алькáсар и саксофонистка Лаура Андреа Легия, которая со временем становится как бы «вторым лидером» секстета; она позднее выпустила собственный альбом на том же независимом лэйбле Saponegro – по-видимому, это собственный лэйбл Алегрии и его друзей. Важный элемент секстета – гитара (на двух альбомах играют разные гитаристы), причём она здесь «растёт» больше из фольклорной традиции, чем из джазовой, и потому воздух скорее озонирует, чем наоборот На обоих альбомах отметился главный американский друг Алегрии, маститый калифорнийский клавишник Рассел Ферранте, один из основателей пресловутых Yellowjackets.

На первом альбоме, кроме того, сыграли ещё два видных американских товарища – трубач Бобби Шью (Shew – мы о нём как-то говорили) и замечательный тромбонист Билл Уотрус (Watrous), а также спела пара добавочных вокалистов. На мой взгляд, альбом получился очень сильным; лирика здесь органично сочетается с «мясом», а афро-перуанская ритмика – с джазовым свингом. Хотя Бобби Шью играет здесь только на одной вещи, он всё же написал предисловие к аннотации, в котором рассказывает о своём знакомстве с перуанской музыкой и о том, как он, не без труда, «въезжал» в этот латиноамериканский джаз без клаве


Gabriel Alegría – Nuevo Mundo (2007, Saponegro)
тыц

На втором альбоме, помимо Ферранте, отметились два корифея нью-йоркского латин-джаза – басист Джон Бенитес и (на одной вещи) пианист Артуро О’Фаррилл, причём Бенитес, играющий здесь на 5 вещах из 9, явно без особого труда вписался в «бесклавную» схему. Помимо собственных вещей Алегрии и Легии, здесь есть версии пары традиционных вещей (включая “Toro Mata”, где интересно сочетание перуанских 12/8 с хард-боповым свингом). Есть тут также «перуанизированная» версия популярного, в том числе и в латин-джазе, джазового стандарта “My Favorite Things”, где Легия откровенно «даёт Колтрейна», а О’Фаррилл, наоборот, непривычно нежен. Обе собственные вещи Легии на альбоме (одна из них в двух дублях) – лирика, с разреженным, богатым гитарой звуком; Алегрия же явно склонен к более жёсткому и динамичному звучанию.


Gabriel Alegría Afro-Peruvian Sextet – Pucusana (2010, Saponegro)
тыц

До скорого!
Total Comments 1

Comments

Old
Paganini's Avatar
бесподобно
Posted 21.07.2013 at 02:16 by Paganini Paganini is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 04:30.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2020