![]() |
Происхождение румбы
соплеменники, кто мне скажет, "афро" - шо це такэ? Это румба с еще чем-то или...?
Тема выделена в отдельную ветку из обсуждения семинаров по афро, состоявшихся 9—11 октября 2009 года в Москве. — В. Радзюн. |
Quote:
Quote:
|
Нет, Тимур. Румба — это светский танец, а под словом «афро» обычно подразумевают ритуальные танцы сантерии, пало и т. п.
Вот, например, посмотрите: Маркос Фернандес и Луис Лопес (Новосибирск) исполняют танец Оггуна. YouTube - Afro-cubano. Oggun de dos. Marcos Fernandez & Luis Lopez |
спасибо. Однако все мы знаем, что румба неразрывно, экзистенциально связана с сантерией, так?
Кроме того, я слышал, что и практически все перечисленные в семинарах танцы - это разновидности румбы... Где же истина? |
Quote:
|
Quote:
Quote:
Так же и с румбой. Румба — кубинский светский танец (не танец йоруба, банту и т. д., а общекубинский танец). Называть её разновидностью ритуальных танцев лукуми или пало — значит, просто не очень владеть вопросом. |
Вот как представлены семинары.
Quote:
То есть , эти семинры- улучшение танцевания и понимания касино. Мне интересно именно это. Поэтому я, как и Тимур связываю эти танцы во что то однородное. Однако Вы пишете Quote:
То есть меня, например, Вы запутали,- и зачем мне нужны эти семинары, если мне они ничего не дадут? Можете взять мои рассуждения за реальный образ мыслей человека, желающего танцевать, но равнодушного к религиям Черного континента(разве что только для общего развития , но здесь более уместны книги ,лекции, показательные выступления, куда я пошел бы с большим интересом ,но к сожалению в этот раз не смог). Вот . Налицо путаница- сам себя запутал:D. Поэтому во время таких семинаров ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ. И желательно от того, кто проводит и того, кто разбирается. Ну или, хотя бы, после семинара, чтобы решить для себя,- нужно это или не нужно, и зачем оно вообще. Или организаторы рассчитывают на энтузиастов и любопытных, так таких еще надо воспитать , как метко заметил vovaSALSAnov еще во время приезда в Москву Маркоса Фернандеса: Quote:
|
Quote:
Что можно отнести к чистой румбе? Без примеси афро. Базовый шаг, движение бедер, несвойственные афро, вакунао в гуагуанко. Пожалуй всё. Зачастую различные импровизации, украшающие румбу - это элементы афро, отдельные движения ориш. К примеру, танцуя румбу гуагуанко я могу изобразить обмахивание веером, а мой партнер может "метнуть молнию", изображая какой он сильный, но это вовсе не будет танцем Очун и Чанго. Я так считаю. Quote:
Самые известные разновидности румбы - это ямбу, гуагуанко и колумбия. Отдельных семинаров по ним заявлено не было. Кстати, слышала, что когда-то было обсуждение разновидностей румбы, и что их там штук 50 насчитали... Но кто, где и когда обсуждал, не знаю. Искала-искала, все без толку. Может кто-нть знает? :o Полность согласна с Виктором. Румба - социальный танец. А афро (в данном случае, танцы ориш) - ритуальный танец, ваш индивидуальный танец для ориши. И музыка абсолютно разная. |
А что значит "румба - социальный танец"? Его разве танцуют на сальсатеках, в клубах?
|
Да, танцуют.
В Москве каждое воскресенье в Медитере проходит Peña de rumba - играет живая румба, и все желающие/умеющие танцуют. Это конечно не массовое явление, но уже что-то :) Там же, кстати, проходят лекции по сантерии. Кубинцы танцую танцы ориш. Иногда подготовленные выступления с костюмами, иногда спонтанные неожиданные танцы спровоцированные музыкой и атмосферой. |
Laaluu, простите, но я невежливо отвечу вопросом на Ваш вопрос.
Вот смотрите: ритм — одна из основ сальсы. Без следования ритму Вы никогда не сможете хорошо танцевать её. Теперь вопрос: обязательно ли для танцора сальсы понимать, как правильно играть на конгах, бонго, тимбалах и другой кубинской перкуссии чтобы уметь хорошо танцевать? Если можно, ответьте, пожалуйста, кратко: обязательно или нет? |
А еще диджеи ставят музыку, где бывает, чего только не услышишь.
А раз услышал, да еще видел, как такую музыку танцуют, то реально ломает базу сальсы танцевать в это время. Вот чем понравились семинары Янека, тем что он давал румбу, афро, соло и так далее в сальсе , а потом уже отдельно все это. И интерес только возрастал, так как все видели, как и где это танцевать. |
Quote:
Виктор, Вы как всегда просите ответа, на который сами уже ответили. ВЫ спрашиваете про " уметь хорошо танцевать ", но, позвольте, заметить, что действительно хорошо танцуют очень мало народа , даже кубинцев. Так что я себя туда не отношу , и еще не знаю ответа, и наверное здесь ответ Обязательно, хотя не факт. А для того , чтобы танцевать просто неплохо , лучше чем подавляющее большинство - НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО понимать, как ИГРАТЬ НА ПЕРКУССИИ. Как видите, коротко ответить не получается , нужны уточнения? Вот такой ответ Вас устроит? |
И ещё немного о корнях
Quote:
Quote:
То есть мы опять и опять наступаем на одни и те же грабли, ставя знак равенства между афро и сантерией (религией кубинцев-йоруба). Я уже приводил данные из этой статьи, но мне кажется, повторить их будет нелишне: Вот данные о ввозе рабов на Кубу — о национальном составе, количестве и годах ввоза.
Так вот, корни румбы (как, кстати, и конги) лежат в первую очередь в танцах конголезцев-банту: юке, гарабато, пало, макуте. Вот эта самая юка и является источником этих самых вакунао и т. п. движений «чистой румбы». |
Quote:
С другой стороны, влезание во все эти африканские дела, стремление понять корневые основы кубинской музыки и танца, кубинской культуры вообще — это уже другой, более высокий уровень. И значительной части народа это не нужно. Ну а нужно ли это лично вам — каждый решает для себя сам. |
PS
Я прошу прощения, решил добавить ссылочку на старую дискуссию. Там много чего интересного было сказано: и об искусственном связывании социальных танцев исключительно с танцами ритуальными, и о размытости границы между социальными и народными танцами (Mili, это к ответу на Ваш вопрос). В общем, кому интересно — почитайте.
|
Quote:
Жаль, что развернули дискуссию уже после семинаров , лучше бы до. |
А по каким конкретно моментам не совсем согласны?
|
Quote:
Но вот очень не нравится , когда бальники мне по ногам ходят на сальсатеках, они ведь тоже решили для себя , что сальса им особо не нужна , чтобы потусить на сальсатеке и получить удовольствие. Поэтому давать что то , кроме сальсы надо, чтобы народ втягивался. Далеко за примерами ходить не надо. Вот в ветке про Казань оказалось что Армен кроме сальсы и руэды еще и Ча-ча-ча , сон , и румбу давал,- вот пример привлечения внимания народа к этим слоям танцев, а у меня пробелы по ним до сих пор , потому что раньше меня( так вот попало) не заинтересовывали и не показывали. Уверяли вперед, назад, кренделя вот это и сальса, и ведь верили , помню целыми ночами колбасились и получали удовольствие топча чужие ноги. |
Quote:
|
Действительно «все мы знаем, что румба […] связана с сантерией». И это потому, что именно так преподносится информация: сальса – корни в румбе, румба – корни в религиозных танцах, а религиозные танцы – танцы богов сантерии.
Под «афро» чаще понимают именно сантерию, а не пало/арара/абакуа/…, потому что только сантерию так массово (относительно) вносят в сальсу - танцевальные семинары, теоретические лекции, выступления, размещаемое видео. Именно поэтому, говоря о румбе и афро: Quote:
«В румбе очень много элементов сантерии, т.к. сама по себе румба, как мне кажется, достаточна проста. Что можно отнести к чистой румбе? Без примеси сантерии. Базовый шаг, движение бедер, несвойственные сантерии, вакунао в гуагуанко» В связи с этим, Виктор, вы меня не так поняли: основная мысля была в том, что румба не = сантерия, а получилось сантерия = афро. Но эт я сама виновата - хотела как лучше, а получилось... :o Quote:
|
Quote:
Давайте зададимся вопросом, когда и где возникла румба? — Книги по истории музыки говорят нам, что это произошло в конце XIX века в Гаване и Матансасе, на городских окраинах. Этот стиль развился среди негров и части маргинального белого населения, в общем, в беднейших слоях горожан. Теперь вспомним, ради чего негры ввозились на Кубу? — Ну, это понятно: чтобы работать, в основном — на плантациях сахарного тростника. Основные плантации тростника и располагались как раз в Орьенте, восточной провинции острова. А что произошло на Кубе с рабами в конце XIX века? — Да отменили рабство, вот что произошло. Ну а дальше — что сделали бывшие рабы? Остались работать на плантациях за гроши? — Ну, конечно! Да рванули они Те, которые «в порту работать», и создали румбу. В Гаване, а где ж ещё? ;) И именно потому румба не привязана к какой-то одной народности Кубы — это синтетический, общекубинский феномен. Что-то в румбе от юки (вакунао в гуагуанко, например), что-то — от гарабато, что-то — от абакуа (правда, больше в колумбии. Впрочем, колумбия — не очень хороший пример, так как это единственная сельская разновидность румбы), что-то — от лукуми. Такая история ;) PS: Чтобы не загромождать рассказ, я выкинул из него одну «ступеньку» — конгу. Правильнее было бы рассмотреть такую цепочку: цикл конго (юка, гарабато, пало, макута) — конга — румба. |
Хм, наш (новосибирский) Маркос когда-то обещал схему нарисовать по танцам афро - что из чего вышло и что с чем связано. Надо будет его еще раз попросить.
Но вообще Виктор, насколько я понимаю, правильно пишет. Что-то в этом роде Маркос нам на занятиях и рассказывал. А что касается полезности афро для сальсерос, то приведу следующие плюсы: 1. Общее развитие. Чем больше танцев знаешь (ну, скажем, одного направления - скажем, латиноамериканского), тем лучше умеешь танцевать вообще. Т.е. выполнять движения, чувствовать музыку. Это, видимо, как и с языками - первый дается адски трудно, второй просто трудно, а после 5-го... да еще одной языковой группы... я сама с языками не пробовала, но по танцам подтверждаю - факт. 2. В продолжение - афро ОЧЕНЬ улучшает пластику. Особенно верхнюю. Как говорили у нас девочки - "после первых занятий афро болят даже те мышцы, о наличии которых и не подозревала". Потом мышцы перестают болеть, а начинают работать. Этой самой верхней пластики, по моему скромному мнению, очень не хватает 80-90% сальсерос. За это их иногда обзывают деревянными. Остальные - не деревянные - 10-20% - или от природы такие, или занимаются спортом, или ходят на афро :) 3. Еще афро улучшает координацию движений ног. Ноги (особенно в оришас) двигаются совсем не так, как в сальсе, а иногда очень даже парадоксальным и непривычным образом. У нас даже самые замечательные сальсеро поначалу тормозят на некоторых видах шагов оришей (про себя уже вообще молчу). Зато по прошествии времени чувствуешь, что способности к "футворку" значительно возросли. В какой-то момент времени понимаешь, что уже можешь ногами двигать как угодно, под какую угодно сложную музыку. Замысловатые шаги перестают пугать. 4. После курса занятий афро и прослушивания массива такой музыки начинаешь замечательно понимать музыку сальсы в том числе, по-настоящему чувствовать ритм, его изменения, опознавать вставки сразу, на ходу. Таких вариантов типа "вдруг обнаружил, что танцую не в ритм, и что делать???" практически больше не возникает. А также без проблем танцуешь сальсу и на 1, и на 2, и на 3, потому что слышишь. А вообще, наверное, если продолжать аналогию с языками, афро (в целом) - это как древний базовый язык. Типа латинского. Который лежит где-то в основах всех остальных данной языковой группы. Можно его и не знать, и замечательно выучить, скажем, испанский. Но если человек хочет продвинуться в направлении изучения этой группы языков, то лучше его все-таки знать. А еще это очень интересно :) для тех, кто неравнодушен к латиноамериканской музыке и танцам :) Вот такое моё скромное мнение, и чем больше я занимаюсь афро, тем больше люблю и сальсу тоже. P.s. Но!!! очень большую роль играет, кто преподаватель. Вот нам повезло в Новосибирске, у нас Маркос есть. Про других ничего не могу сказать. P.p.s. А вообще тот же Маркос сказал, что по-хорошему афро (Оришас, Пало, Арара) надо изучать года три, по году на каждый цикл. Так что все разовые семинары - это только для ОБЩЕГО развития. |
Господа, залезьте сюда и будет вам счастье... http://afrocubano.info/?id=52
|
Quote:
Еще пост DianaPro понравился , специально для тех кто танцует сальсу , и что получится если взять уроки афро( это я так, вообще, все вот эти этнические танцы обозвал). |
Источники
Для интересующихся корнями румбы специально нашёл доступную в Интернете книгу на английском языке. Я её в своё время много читал, оттуда и моя версия о происхождении румбы от танцев «цикла конго».
|
ооо, ну вот и Армен, т.е. Don Armando, конечно, появился! И ссылка весьма толковая, спасибо.
Дискуссия у нас развернулась весьма интересная, но... есть пара замечаний. Опять направо и налево раздаются оценки: "это ты правильно сказал", "это ты некорректно заметил"... Одним словом, думаю, некоторые из нас чувствуют себя учениками, которых оценивают господа учителя. Я бы все же рекомендовал воздержаться от менторского тона (всем нам свойственно ошибаться и не стоит рассматривать себя как инстину в последней инстанции) и почаще использовать такие выражения, как "по моему мнению", "исследователь такой-то считает..." и вообще почаще ссылаться на источники, как это мы наконец-то начинаем делать. Теперь по сути вопроса (в котором я только начинаю что-то понимать). Tiabaldu пишет о цепочке, которая подается как общепризнанная (но, я так понимаю, у нее есть к этой цепочке претензии??): культ сантерии - танцы "афро" (или оришас? можно между ними поставить знак равенства?) - румба - сальса. Собственно, я тоже практически это имел в виду, когда сказал, что румба неразрывно связана с сантерией. Как внучка с бабушкой. Кроме того, мне не совсем понятно, как можно вообще равнять танцы "афро" с сантерией. Первое, на мой взгляд, это что-то вроде культового обряда, второе - сам культ. Или я не прав? V.Radziun же пишет о некоей другой (впрочем, обязательно ли противоречащей первой?) цепочке: цикл конго (юка, гарабато, пало, макута) — конга — румба. Здесь не совсем понятно, куда делись те же самые арара, лукуми и мандинга (если они также являются не только названиями народностей, но и ритуальными танцами). И... следует ли считать, что танцы других "импортированных" африканских народов не легли в основу румбы (куда они тогда делись? просто исчезли? остались в качестве ритуального артефакта?). Наконец, что за конга? Это тот развеселый танец, который исполняется на карнавалах и музыка к которому, например, звучит в песенке "Mujer de Peloter"? Наконец, еще один важный вопрос. Все рассматриваемые нами в дискуссии танцы либо были привезены на Кубу, либо появились там. Как насчет других латиноамериканских стран? Что там происходило и появилось в итоге? И что насчет Бразилии, где также было полно черных рабов? В Казани появилась школа афро-латиноамериканских танцев, но возникла она на основе бразильской, а не карибской культуры, и тесно связана с Центром капоэйра. И ведь их танцы тоже имеют право называться "афролатиной"? Заранее спасибо за прояснение. |
О культуре дискуссии
Насчёт «менторского тона» и ссылок на источники написано, вроде бы, красиво. В первый момент и возразить, вроде, нечего. Но если перечитать дискуссию внимательнее, выходит, что дело обстоит несколько иначе.
Тимур, когда вы заявляли о том, что Quote:
Но дальше получается совсем странно: Вам дают ответ, приводят источники. — Вместо благодарности — претензии: что за менторский тон?! Почему отношение ко мне несерьёзное?! А вот почему. Вам лень внимательно прочесть даже то, что написано в ответах. Смотрите сами: Quote:
Quote:
PS: Ссылка на источник информации о происхождении румбы приведена выше, почитайте. |
мне немного не нравится навязываемый тон дискуссии и обвинения меня в лени (скорее уж в невнимательности тогда...), но ладно...
Вы сами перечислили народности, переселенные на Кубу. Среди них были мандинга и арара. Среди танцев, легших в основу румбы, Вы не перечислили их. Вот мне и стало интересно - а где они? У меня были и другие вопросы. Но если Вам не хочется отвечать - ну что ж, жаль. |
К своим прежним словам
Quote:
|
Виктор, прилюдно прошу прощения, если мое сообщение выше Вас задело.
Обещаю вести себя впредь прилично :) . |
Quote:
Например, в Бразилии возникла близкая к сантерии религия кандомбле. Распространяющееся у нас сейчас бразильское искусство капоэйра тоже имеет аналог на Кубе. (Я имею в виду капоэйра ангола - наиболее "корневую" версию этого искусства. У нас, как всегда, больше распространяются спортивные версии, возникшие на основе капоэйра режиональ.) В Бразилии тоже есть целый спектр афро-бразильских музыкальных и танцевальных жанров. Самбу, конечно, знают все - она стала бальным. Вообще, я плохо разбираюсь в этом вопросе, может, кто-то даст более подробную информацию. Из всей бразильской музыки я более-менее неплохо знаком только с босса новой, но это явление более позднее, возникшее в 50-е годы ХХ века. Как и другие латиноамериканские музыкально-танцевальные жанры, босса нова была весьма популярна в Штатах на рубеже 50-х и 60-х годов; для ее популяризации там много сделали такие американские джазовые музыканты, как гитарист Чарли Бёрд и саксофонист Зут Симс. |
Quote:
YouTube - Conga Santiaguera Cubana Quote:
Про кандомбле Алексей уже написал, так что тут особо добавить нечего. Вообще, по Бразилии я не большой специалист. PS: Про босса-нову — она была, в целом, «белым» изобретением, хотя основанном и на афро-бразильских корнях. |
Quote:
Вот это и значит "социальный". Религиозного я здесь ничего не вижу. Посиделки в кругу друзей и родственников с пением и плясками. Или такое, тут в двух частях. YouTube - Rumba Party "Guaguanco" Part 1 |
Quote:
Я тоже считаю, что афро-румба танец социальный, а не религиозный и сценический в том случае, когда это шоу с афро-румбой. В отношении присутствия религиозного в социальном: на первом видео у танцующей пары в конце танца появляются движения Чанго - афро-кубинского Ориши грома и молний ; во втором видео в первой части в конце песни мелодия превращается в молитву Чанго, поют про него и упоминают так же других богов пантеона Йоруба. Все, кто танцует социальную кубинскую сальсу - касино, хотят они или нет, замечают они или нет, в ее музыке (ритме, мелодии, текстах), так же как и в музыке румбы постоянно присутствуют религиозные фразы разных этнических афро-кубинских семей :оришас, пало, арара, абакуа. Без афро нет кубинской сальсы - так постоянно говорит Хорхе Камагуей и с ним лично мне очень трудно не согласиться, анализируя то, что я видят мои глаза и слышат мои уши. |
Quote:
Quote:
|
Согласен с Игорем. Сказано невнятно. И что Вы имели в виду? Что вот, например, я, православный по вероисповеданию, слушая песнопения оришам, каким-то образом становлюсь причастен этой религии? Ну вот уж фигу ;) для меня это не больше, чем тарелочка вкусных блинов, по Игоревой метафоре :)
Добавлю от себя, что "разные этнические афро-кубинские семьи: оришас, пало, арара, абакуа" - это тоже не вполне точно сказано, это религиозные, а не этнические группы. Не надо путать индусов с индийцами и евреев с иудеями ;) |
Quote:
А трясочки, волны и мощный футворк даёт огромное кол-во танцев (джаз, хип-хоп, РнБ, свинг) совершенно не имеющих никакого отношения ни к румбе, ни к Оришас, ни к прочей афро-кубане! Обученный и грамотный хип-хопер так владеет своим корпусом и ногами, что многие приезжающие к нам инструкторы-кубинцы просто откровенные деревяшки-недоучки по сравнению с этими русскими белыми ребятами, которые никогда не слышали ни о румбе, ни о афро! ;) Я несомненно признаю общеобразовательную пользу занятиями и румбой и афро, и более того, постоянно это делаю, но Ваше утвеждение есть - уж извините, глупость! :( А если Вы в каком-то сакральном смысле выразились, то тут я целиком и полностью солидарен с Игорем! Танцевание сальсы-кубаны не налагает никаких обязательств на участие в афро-кубинских мистериях, разве что в шутовском и карнавальном смысле! :) |
Quote:
Но целиком и полностью согласен и с Хорхе Камагуей и с Geremi. Это очевидный ( для меня и иже с ним :D ) факт. Я не буду говорить , что предыдущие высказывания неверны. Нет, сальса многогранна и высказавшиеся выше, правы по своему. Но вот сальса ли это КУБАНА,- вот это уже большой вопрос. Лично я считаю , что танцую МОСКОВСКОЕ Касино( А можно в профиле так прописать?) , а никак не кубинское, ибо, лишний раз, сегодня на вечеринке убедился , что не могу полностью контролировать девушку танцующую в кубинском стиле. Но мое, московское касино мне нравится больше , и я не собираюсь менять его на кубинское , более того, считаю ,что это результат развития касино. Но без АФРО , извините , никуда. Если музыка насыщена барабанами и прочими ударными, хрен вы ее станцуете по полной, привычно поделите на 4 счета , что будет смотреться не полно ( не красиво, не музыкально). И, некоторые, возражения предыдущим постам" Quote:
Quote:
Определитесь в каком стиле двигаетесь. Сальса в стиле свинг, хип хоп , джаз, р-н-б хороша и красива , но только в музыке должны преобладать начала этих музыкальных стилей ( или жанров, не силен в терминологии), ежели в музыке барабаны и ударники ,-такой стиль будет смотреться не достаточно музыкально. ИМХО. Quote:
Вообще, лучше всего своим телом владеют люди-без "костей" в цирке и йоги, что они натанцуют в близкой паре - большой вопрос. Кроме того, дерявянный корпус дает возможность быстро двигать ногами( ирландские танцы, кавказкие танцы, ялочко тоже можно сюда же), а если еще и корпус запрячь- высший пилотаж, и опять же, не стоит мешать разные танцы с разной музыкальной основой, уверен , что высококласный хип -хопер не сможет, заодно с собой, оттанцевать еще и партнершу в кубинских ритмах ( :D вот интересно , как он бачатку отпрыгает). А без афро, согласен, можно офигенно танцевать, куда там до этого корявым темнокожим сальсеро :D YouTube - Настоящий брейкданс Только сальса ли это? Опять это мое ИМХО. |
Quote:
Quote:
Большинство бальных танцоров тоже понятия не имеют откуда произошли их латино-американские танцы, но я совершенно не хочу равняться на них. |
All times are GMT +3. The time now is 04:40. |
Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2025
Creative Commons 3.0: Attribution, NonCommercial, ShareAlike
Thumbnails powered by Thumbshots