View Single Post
Old 23.08.2011, 09:41   #16
v.radziun
Administrator
 
v.radziun's Avatar
 
St. Petersburg
Russia
Join Date: May 2006
Posts: 12,174
Blog Entries: 155
Send a message via ICQ to v.radziun
Default

antaño, спасибо за интересные ссылки!

Я бегло просмотрел статьи — и мне показалось, что это, пользуясь википедийным слэнгом, ОРИСС — «оригинальное исследование» (т. е. теория или термин, пока не подкреплённые вескими доказательствами, а потому — не получившие большого признания).

Поясню свою позицию. Насколько я знаю, трио «Матаморос» исполняли, в первую очередь, трову. Конечно, они являются одними из родоначальников сона, но это, скорее, такой «предсон», ранняя форма сона, не имевшая чётких стилистических границ. То, что в этих статьях называется «сон урбано» — это фактически то самое, что во всём мире считается классическим соном (в исполнении секстетов и септетов). Т. е. автор произвольно назвал «чистым» соном некую раннюю его форму, а для классической и развитой формы придумал новое название — «сон урбано».

Некоторые вещи прямо заставили меня усомниться во владении автора вопросом происхождения сона. Так, например, он пишет о наличии первых форм сона в Орьенте уже в 1570 году, ссылаясь на песню «Son de la Má Teodora». Однако в классическом исследовании кубинской музыки Алехо Карпентьера «Музыка Кубы» чётко говорится, что словом «сон» в те времена называли любую песню, т. е. это ни в коем случае не название стиля, а уж тем более — не то же самое, что сон начала XX века. Далее, тот же Карпентьер отмечает, что характернейшая особенность кубинской музыки — её «клавецентричность» (одна из главных характеристик сона, мамбо и сальсы) — появилась на острове только после гаитянской революции 1791 года, когда на Кубу бежала значительная часть населения Гаити. (Вероятно, это и имел в виду уважаемый antaño, говоря о доминиканских корнях сона?) То есть слово «сон» действительно использовалось на Кубе, но в те времена не было обозначением конкретного стиля (как и слово «сальса» до поры до времени обозначало просто «соус»). Ещё одна ошибка автора, как мне кажется, — это смешение названий «сон» и «сон-монтуно». Она встречается довольно часто, но от этого не становится истиной.

Во второй статье меня, признаться, сильно напрягло то, что годом создания Арсенио Родригесом сона-монтуно объявляется 1927 год — в Гаване. Как известно, Арсенио перебрался в Гавану из родного Гуинеса только в 1930 году, где и собрал свою первую группу, исполнявшую сон (точнее, классический сон). Стиль «сон-монтуно» Арсенио «изобрёл» в 1939—1940 году, а расцвет этого стиля пришёлся на середину 40-х годов XX века.

Напомню, в статье говорится, что сон-монтуно был создан Арсенио в 1927 году. Абзацем же далее утверждается, что Септето Насьональ был создан Игнасио Пиньейро в 1928 году (тут автор не слишком погрешил против истины — септет был создан в 1927 году), и исполнял сон урбано. Получается явная нестыковка: сперва появился сон-монтуно, а потом, значит, сон урбано.

И, главное, это всё не о танце, развитие которого мы пытаемся проследить, а о музыке.

Что же касается танца, то развитие его происходило настолько эволюционно, что говорить о каких-то резких различиях между соном начала XX века и 1920-х годов не приходится. То же и с соном-монтуно — был ли он отдельным танцевальным стилем или это был тот же сон с несколько большим акцентированием движений — мы доподлинно не знаем. Сон-монтуно декларировался Арсенио как «чёрная» музыка, музыка низов, и уж как именно его танцевали негры на своих вечеринках — неясно, т. к. на киноплёнку их никто не снимал (в отличие от «легализованного» к 40-м годам XX века «классического сона»). Что касается современного использования термина «сон-монтуно» применительно к танцу некоторыми преподавателями (например, Хорхе Камагуэем) — неизвестно, имеем ли мы дело с подлинной попыткой реконструкции танца чёрных кубинцев 1940-х годов, или это просто обозначение Камагуэем своего собственного видения современного сона.
v.radziun is offline   Reply With Quote