|
глазами ученика
Друзья, напишу как ученик, которому хочется "быстро и круто". Что-то типа обратной связи - "как надо" с другой стороны (с примерами)).
Понятно, что большая часть ответственности за научиться лежит на ученике (это в первую очередь время, что я трачу на занятия и практику, осознанное слушание музыки в плеере, книжки, мастер классы и т.п.). Хороший преподаватель не должен брать на себя часть моей ответственности, чтобы оставаться хорошим преподавателем (отчитывать за прогулы, давать скидки за "опт", делиться ссылками и книжками, включать на занятии 3 раза одну и ту же песню, пока я наконец не услышу клаве и т.п.). Это все приятно и демонстрирует неравнодушие, но это не обязательно.
А основные моменты, освещенные в статье, на мой взгляд, обязательны:
1. У меня были большие проблемы с тем, чтобы "услышать тело", понять внутренний механизм движения. Для начинающих это невероятно важно и помогает сэкономить время и потом не переучиваться.
Примеры: Реггетон у Тани Поповой. Я за 5 минут поняла механику движения плеч (одно внутрь, другое назад). Мне это показывать было бесполезно (уже год любуюсь, а сделать не могу), надо было объяснить. Женский стиль у Дианы буквально вчера. Делали базовый шаг (со "старшими"!). До меня спустя больше года занятий у нее дошло наконец, как логически сливаются в одно движения рук и плеч, как одно "ведет за собой другое". Йисель (Гавана) в румбе объяснила и показала, что плечи "пойдут сами" при правильной работе корпуса. До того мои "насильственные над собой" восьмерки и выглядели и ощущались очень неестественно. Армен отлично объяснил, что "наступать нужно так, как будто ты давишь апельсин".
Иногда учеников можно даже трогать, "делать восьмерки нашими плечами", чтобы поняло тело, а не мозг. Так меня учил преподаватель сона на Кубе, иначе движение корпусом совсем не получалось.
Когда преподу удается донести, где должно быть расслаблено, а где напряжено - это праздник души! Для этого, возможно, круто сходить самим поучиться на мат.часть по современным танцам или контактной импровизации, идеокинезис и т.п.
2. Методика. Методика- это очень круто. И особенно круто, когда методика "растет" вместе с преподавателями, становится гибкой и не губит истинно танцевальную составляющую. Я преподаю язык. Мне кажется, тут все очень похоже. В какой-то момент я заметила, что методическая строгость очень важна на первых парах. А потом важно давать больше свободы, помогать исправлять явные косяки, но не губить желание "прыгнуть выше головы" (это очень крутое желание!!).
Пример следования определенной методике: Очень ценю "ритмическую составляющую" обучения сальсе у Армена в Арменикасе, а также там же обучение ведению и следованию как отдельному навыку, включение в программу разных танцев (особенно сона, как "основы"). Пример "веры в ученика": Диана и Анелис - связки и элементы "на вырост", но интересные до ужаса. Они получаются со временем, причем на следующее занятие связка будет уже новой, но с теми же базовыми элементами. Сложно, но зато какой кайф, когда сделаешь! И крутой пример от "неносителя" - "футворк от Сергея Газаряна" в сальса-лесу. И элегуа никто не знал кто такой, и что это вообще за шаги такие, но всем очень прям хотелось сделать, и преподавателю, чтоб мы сделали. И 90% (минимум) участников сделали. "На волне".
3. И с "волной" плавно перетекаю в мифическую составляющую, именуемую "харизмой" преподавателя. Субъективно, да. Но есть "понятные" штуки, которые буквально заставляют шевелиться. Не шагать, а танцевать! Первое - когда препод танцует, а не шагает. Второе - когда препод дышит музыкой, пропуская ее через каждую клеточку тела. Третье - когда музыка вообще присутствует на занятии)).
То, что называется волшебным словом "energía" объяснить очень трудно, но без этого ТАНЦАМ не научить. Милые учителя, высыпайтесь, ставьте нам свои любимые песни (а не только методически верные, хотя эти тоже ставьте) и не забывайте получать удовольствие от процесса (а не только от наших успехов, хотя от них обязательно тоже))!!
Проблема в том, что "energía" (свободный полет) иногда расходится с "методикой" (контроль). Их естественное сочетание - это и есть, на мой взгляд, мастерство преподавателя. Как к этому прийти (преподавать сто лет, родиться на Кубе, читать книжки или просто танцевать 20 часов в сутки) - дело каждого. Но меня вдохновляют учителя, у которых это получается
P.S. Владение танцем и постоянное совершенствование вынесены за скобки как сами собой разумеющиеся
|