Ну что же,
начальника транспортного цеха Серёжу Газаряна и его оппонентов мы уже заслушали (и не по одному разу); все, кто желал высказаться — похоже, высказался; сейчас дискуссия свелась к банальному спору о вкусах (т. е. о субъективном восприятии) — одни отстаивают святоотеческое православное касино, другие — своё право разнообразить танец вставками из румбы, афро и т. п.
Я же хочу попробовать обсудить вещи более объективные. Для начала я пробегусь по тем местам статьи Александра, которые показались мне спорными, а под конец попытаюсь обобщить свои соображения насчёт прочитанного. «Разбор полётов» у меня получается довольно объёмным, поэтому я разобью его на несколько постов, чтобы было удобнее читать и обсуждать. Итак…
Александр начинает свою статью с утверждения: тимба — это сон. Впрочем, тут же оговаривается: тимба — это современный сон.
Quote:
Originally Posted by Tatic
Тимба это одна из самых сложных видов попсовой музыки в которой смешались разные музыкальные направления, но по своей форме это СОН. Тимба в нашем значении это музыкальный жанр Son Moderno
|
В доказательство своих слов Александр приводит видео с интервью Давида Кальсадо. Давайте внимательно посмотрим его и разберёмся, что же именно сказал Кальсадо о тимбе. А сказал он буквально следующее (привожу текст с английских субтитров, дабы каждый мог проверить мой перевод).
Quote:
Today’s Cuban music is really excellent. Cuba is one of the few countries where music evolves at an extraordinary velocity. New things don’t impose themselves that quickly, and I tell you, the Charanga is truly the popular music of Cuba, and it always will be. And when you say, “Cuban music” to a foreigner, they talk about Son, the guitar, the tres. Then came the 70s and the 80s, and the music took another direction, and the music was called Timba. Groups like the Afro-Cuban All Stars and the Buena Vista Social Club have achieved international success. They’ve utilized a style of a music that is more intelligible for foreign ears. I think that kind of music was and is fantastic. That music paved the way for us. But, today’s music is very different.
Современная кубинская музыка по-настоящему прекрасна. Куба — одна из немногих стран, где музыка развивается с необыкновенной быстротой. Однако новые веяния так быстро не приживаются [вероятно, речь о том, что танец и танцевальная мода несколько отстают от музыки], и чаранга, без сомнения, — это истинная поп-музыка Кубы, и ею останется. Когда вы говорите иностранцам «кубинская музыка», они говорят о соне, гитаре, тресе. Затем наступили 70-е и 80-е, музыка приняла другое направление, и эту музыку назвали «тимба». Такие группы, как «Афро-Кубан Олл Старз» и «Буэна Виста Сошиал Клаб» добились международного успеха. Они исполняли музыку в стиле, более понятном иностранному уху. Я считаю, музыка такого рода была и остаётся потрясающей. Эта музыка проложила дорогу для нас. Однако сегодняшняя музыка очень отличается от неё.
|
Иными словами, Кальсадо говорит совершенно противоположное тому, что утверждает Александр:
тимба — это не сон, хотя и является одним из его потомков. Запомним это на будущее — и идём дальше.
Дальше в статье постулируется, что, во-первых, сальса — это не танец, а только музыка; а во-вторых, что сальса (музыка) — это тот же сон.
Quote:
Originally Posted by Tatic
Стало привычным говорить «танцор Сальсы» или «танцуя Сальсу». Но это не верное употребления термина! Когда мы говорим Сальса, так же как и в случае с Тимбой, мы имеем ввиду музыку. Об этом очень четко говорят мировые авторитеты в области латиноамериканской музыки: Тито Пуэнте и Селия Круз […] С ним согласны и подтверждают их слова Рубен Бладес […] и Джонни Пачеко […] В общем это известный в мире латиноамериканской культуры факт. Сальса – это музыка! (которая по своей природе и структуре и есть кубинский Сон) а не танец!
|
Смотрим предложенные Александром видео, слушаем, что говорят музыканты.
Селия Крус в телевизионной программе Тито Пуэнте говорит: «Для меня сальса — кубинская музыка под новым именем». Правда, несколькими секундами раньше Королева Сальсы (да-да, не сона, а именно сальсы) произносит и другую важную вещь: «Сальса по своим корням — кубинская музыка».
Рубен Блейдс (он именно так произносит свою фамилию, не по испанским правилам чтения) [3:20]: «Для меня было очень волнующе — быть на Кубе, на земле, где родилась музыка, которую мы исполняем. Мы называем её сейчас «сальса», но это по-настоящему кубинская музыка. Ей дали коммерческое название, но это кубинская музыка».
Джонни Пачеко: «Bueno, la salsa… es y siempre ha sido la música Cubana» (Ну, сальса… это кубинская музыка — есть и всегда была).
Следует ли из сказанного, что танец под сальса-музыку не может называться сальсой? — Нет, конечно. Речь идёт лишь о том, что сальса имеет кубинские корни, только и всего. — Так против этого, насколько я знаю, никто никогда и не возражал (хотя недавняя сенсационная теория о славянском происхождении контрданса внушает большие надежды на появление новых, будоражащих душу находок).
Хорошо, тогда, быть может, Крус, Блейдс и Пачеко говорят о том, что сальса — то же самое, что сон? — Разумеется, нет. Они всё же музыканты, и понимают эту разницу. Та же Селия Крус ясно говорит, что сальса — это смесь карибских стилей — гуарачи, сона-монтуно и т. п.
К чему я это? — Не надо трактовать слова Великих упрощённо, «в лоб». Чтобы быть более понятным, позволю себе привести такой пример. Знаменитый джазовый трубач Луи Армстронг, сердясь на молодёжь, говаривал: не существует никакого рок-н-ролла; всё это — старый-добрый рэгтайм (своего рода протоджаз начала XX века). Значит ли это, что рок-н-ролл идентичен рэгтайму? Вот, послушайте сами:
http://www.youtube.com/watch?v=nFeF_yFtssk
Если этот пример не вполне ясен, попробую объяснить то же самое буквально на пальцах. Итак, генетически, волк (
Canis lupus) и собака (
Canis lupus familiaris) — это один биологический вид. Собака произошла от волка, являясь лишь одомашненным подвидом последнего. Но если кто-то скажет, что ваша любимая болонка — это волк, вы, наверное, решите, что собеседник слегка не в себе.
Итак, сальса — это (как и тимба) не сон. Да, музыка, имеющая кубинские корни. Но не то же самое, что сон.
Далее Александр (в развитие своей теории о том, что сальса — это исключительно музыка), говорит о том, что танцующие под музыку сальсы не могут называться сальсеро (поскольку я этой теории не придерживаюсь, оставлю это на совести Александра), а танцоры сона — сонеро.
Quote:
Originally Posted by Tatic
В этой связи важно уточнить, что если Сальса это музыка, то танец это Касино. Вернее стиль танца – Касино. Так же как есть стиль Ла и стиль НЙ. Но тот, кто танцует эти стили не может называться сальсеро. Ну только разве в случае если он музыкант! Не существует танца Сальса Ла или Сальса НЙ, как и нет танца Сальса Касино. Когда я говорю, что Касино это стиль танца, подразумеваю, что Касино это стиль Сона, как и все вышеназванные стили… А танцующий Сон называется сонеро, танцующий касино это касинеро.
|
Вот с этим не соглашусь категорически. Сонеро — это певец, исполняющий сон или сальсу. Интересующиеся могут просто погуглить — кого называли и называют
sonero или даже
Sonero Mayor. Для лучшего понимания: румберо — это вовсе не обязательно танцор румбы, по-кубински это означает просто «тусовщик». Конечно, всё это не слишком важно в контексте нашего разговора; нужно лишь понимать, что чёткой и однозначной связи между названиями музыки, танца и их исполнителями нет. Ещё раз: Куба — это не математика: всё может быть так, а может и по-другому. А может и так, и эдак. Всё весьма мобильно и изменчиво.
На этом я немного прервусь, выслушаю ваши замечания, — и продолжим разбор полётов.