![]() |
Происхождение кубинских танцев
Раз пошла такая пьянка,... :)
Появился общий вопрос. Кто-нибудь встречал в интернете "геанеалогическое древо" афро-карибских танцев? Очень хочется упорядочить в голове информацию! Разобраться кто есть ХУ? Примечание: Геанеалогическое древо в рисунке-схеме (Виктор, если такого не было может сами попробуем? Коллективным разумом легче будет. Можно выделить Афро-Карибы, Афро-Кубу в одну отдельную тему или присоединить к ранее обсуждаемой). Есть кубинские ритмы, но есть и влияние Гаити (Доминиканы), Пуэрто-Рико, Колумбии, Мексики и других латиноамериканских стран, влияние африканских племен, остатков индейцев. (Если разберем на словах - готов взять на себя задачу нарисовать всё в схемку :cool: ). Потому, что не нашел в текущем обсуждении и информации Сергея Газаряна следующего: румба арроядэра, чамбелона, компарса, мандинга, влияние Карабали, Кайсо, Арейтос. Как связаны Плена, Бомба, Кумбия, Дансон и пр. ? Прародители бачаты, босановы, кубопа. Отдельно музыкальные стили и отдельно танцевальные направления, а также связь между ними. Везде крупицы, а общей картины не получается!!! :( Каша в голове. Что бы не было вот так: Quote:
|
Уместно добавить и эту статью в Афро-тему:
"Афрокубано против афрокарибеньо. Дискуссия продолжается" Перевод. http://salsainfo.com.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=477 |
Quote:
Но для затравки ;) - схемка, которую я откопал на просторах интернета пару лет назад. Сразу скажу, что это не истина в последней инстанции :) ![]() |
При беглом взгляде на схему: чангуи взялся вообще ниоткуда, а сон - из него с примесью чего-то (чего?) из Испании и Африки. А Дансон вообще в стороне. Очень странно.
|
Quote:
В том-то и дело, что многие жанры развивались параллельно, оказывая взаимное многофакторное влияние - это сложновато графически представить. В том и фишка, что именно винегрет такой, а не набор четких отдельных компонентов. Впрочем, могу и ошибаться - тогда буду рад взглянуть на подобную схему. Витя? |
Витю подождать придётся, он же улетел..
|
Quote:
Насчет сона - скорее всего имелось ввиду, что произошел он от соединения испанской гитары и африканской перкуссии :), а чангуи как-то повлиял на его развитие. Не упомянуто, правда, что сон фактически пришел на Кубу с Доминиканы. Насчет дансона все вроде правильно, - он в ветке, связанной с контрадансой, и в результате "соединения" сона и дансона родился дансонет. |
Сергей, Вы выше намешали в одну кучу столько «коней и людей», что просто не знаешь, что теперь с нею делать :) Причём там есть вопросы «подъёмные», на которые можно дать более или менее полный и однозначный ответ, а есть и неподъёмные, на которые либо вообще нельзя ответить, либо есть несколько различных мнений. Потом, эти темы относятся к совершенно разным категориям, и если мы будем обсуждать их в одной теме, то сойдём с ума, и нам не помогут даже когнитивные свойства когнака :)
Отвечу для затравки пока только на один вопрос – из-за очевидности ответа :) Кубоп – это слияние афро-кубинской ритмики с гармоническими и стилистическими приёмами джазового стиля бибоп. Термин «запущен», по-видимому, Диззи Гиллеспи, которого, пожалуй, можно назвать «отцом» этого направления; он познакомился с джазовым музыкантом кубинского происхождения Марио Бауса в конце 30-х годов в оркестре Кэба Кэллоуэя, в Нью-Йорке; Бауса, в свою очередь, свёл Гиллеспи с перкуссионистом Чано Посо, с которым Гиллеспи и записал в 40-е годы первые вещи в этом стиле (“Manteca”, “Tin Tin Deo” и т.д.). Среди пионеров жанра можно назвать также ряд других видных джазменов: Стэна Кентона, Чарли Паркера, Кенни Дорхэма, Фрэнка Моргана, Арта Пеппера, Арта Блэйки, Кола Чейдера – все эти граждане в 50-е годы записывали бибоп, положенный на афро-кубинские ритмы – естественно, помимо «обычного», свингового бибопа (в случае Чейдера и Пеппера это был, точнее говоря, производный от бибопа стиль cool). По поводу цитированной Вами статьи с украинского форума. Во-первых, поздравляю украинцев с хорошо сделанным переводом – со знанием вопроса и знанием английского :) В Рунете это ба-а-альшая редкость. Во-вторых: к вопросу об африканских корнях кубинской и/или латинской музыки статья никакого отношения не имеет. Это не музыковедение, а политическая декларация. Спор «афро-кубанистов» и «афро-карибасов» продолжается уже не первое десятилетие, по этой теме написано очень много книг, статей, постов и матерных надписей на стенах :) Желающим следить за данным «боем быков» рекомендую запастись попкорном, ибо это надолго, если не навсегда :) Вроде происходящего на МТ спора сторонников и противников конкурсов в социальных танцах :) Больше всего порадовала неожиданная концовка статьи – про птицу о двух крылах, Куба и Пуэрто-Рико :) Выше наблюдался такой мощный «пан-латинский» пафос – и вдруг нá тебе... весь пафос скатился к ущемлению злыми кубинцами одних только пуэрториканцев. Если уж быть последовательным «афро-карибасом», то должна получиться не птица, а как минимум шестикрылый серафим :) Гаити/Доминика, Доминикана, Мексика, Колумбия – эти четыре «крылышка» хотя и меньше по размаху, чем первые два, но тоже не должны быть сбрасываемы со счетов, если подходить к проблеме до конца объективно. В соусе какой-то приправы может быть совсем чуть-чуть, если считать на общую соусную массу; но без этого чутка соус будет иметь совсем другой вкус... |
Ребята, то, что запостил antano - шикарно. Я и сам хотел составить что-то подобное, чтобы понять, что откуда и куда, но, как видно, идея просто витала в воздухе и кто-то более талантливый и расторопный ее воплотил.
Я понимаю, что все мы ждем возвращения Аксакала. Но давайте все-таки попробуем обсудить, что там еще можно дополнить, дорисовать, нанести на карту? А вообще было бы здорово начать отдельную тему. |
Quote:
Что касается предложенной схемы — в принципе, для начала изысканий она вполне имеет право на существование. Но тут важно понимать 2 важных момента:
PS: Мне кажется, обсуждение этой схемы лучше бы вынести в отдельную тему, она требует отдельного разговора. |
Виктор, давай, действительно, выделим обсуждение
|
Хорошо, я выделил это обсуждение в отдельную тему. Единственное, чего я просил бы придерживаться, — раз обсуждаем происхождение танцев — давайте это и обсуждать. Например, мне вот не очень понятно, что за танец гуарача (а в схемке он есть). Музыкальный жанр «гуарача» мне вполне известен и понятен, а вот танцевальный — нет.
|
Quote:
Мне также непонятно, что такое "сон урбано". Такой конкретной разновидности ни танца, ни музыки я в литературе, насколько помню, не встречал. |
Думаю, неспеша, мы сможем разобраться. Покрайней мере, составить "персональные веточки" для самых популярных музыкальных и танцевальных направлений.
И прорисовав веточку Son (например), на диаграмме Salsa NY ставить сразу блок Son. Итогом станет сведение всего в одну (может две) обобщенных схемы. Постараюсь на выходных выложить свои первые наброски. А то пока идет больше критика "заготовки", а сами ничего не меняем. (схема не сильно редактируемая) ;) |
Насчет "сона урбано". Нашел сейчас в сети 3 статьи - три варианта :) (хотя, может, и три грани одного целого):
Тут http://www.antorchacultural.com/Ritm...americanos.htm пишут, что в 20-х годах 20 века сон "спустился" с гор в столицу (т.е. в Гавану), особенно характерными представителями были легендарные "Trío Matamoros". В течении этих лет сформировался "сон урбано модерно", который исполнялся секстетом: гитара, трес, маримбула, контрабас(?), и двое вокалистов, которые также играли на маракасах, гуиро и клаве. В тридцатых годах добавился корнет (trompeta). В другой статье http://menorcabailasalsa.webnode.com...ion-del-son-2/ говорится, что очень важный вклад в эволюцию сона внес Игнасио Пиньеро (Ignacio Piñeiro), румберо, который в 1928 году создал оркестр "Septeto Nacional". Пиньеро привнес в сон чувство, ощущение румбы (гуагуанко) и создал Сон Урбано. Ну а здесь http://www.ilustrados.com/tema/12064...-postural.html сон урбано рассматривается с точки зрения танца: Похож на исполнение дансона, отличие заключалось в более открытых и акцентированных движениях, предплечья и торс двигались более свободно, но в то же время с прямой спиной, плечи в симметричной позиции, движение ноги, которая делает шаг назад, идет с опором на ступню.. и т.д. (в переводе мог ошибиться :) ) |
antaño, спасибо за интересные ссылки!
Я бегло просмотрел статьи — и мне показалось, что это, пользуясь википедийным слэнгом, ОРИСС — «оригинальное исследование» (т. е. теория или термин, пока не подкреплённые вескими доказательствами, а потому — не получившие большого признания). Поясню свою позицию. Насколько я знаю, трио «Матаморос» исполняли, в первую очередь, трову. Конечно, они являются одними из родоначальников сона, но это, скорее, такой «предсон», ранняя форма сона, не имевшая чётких стилистических границ. То, что в этих статьях называется «сон урбано» — это фактически то самое, что во всём мире считается классическим соном (в исполнении секстетов и септетов). Т. е. автор произвольно назвал «чистым» соном некую раннюю его форму, а для классической и развитой формы придумал новое название — «сон урбано». Некоторые вещи прямо заставили меня усомниться во владении автора вопросом происхождения сона. Так, например, он пишет о наличии первых форм сона в Орьенте уже в 1570 году, ссылаясь на песню «Son de la Má Teodora». Однако в классическом исследовании кубинской музыки Алехо Карпентьера «Музыка Кубы» чётко говорится, что словом «сон» в те времена называли любую песню, т. е. это ни в коем случае не название стиля, а уж тем более — не то же самое, что сон начала XX века. Далее, тот же Карпентьер отмечает, что характернейшая особенность кубинской музыки — её «клавецентричность» (одна из главных характеристик сона, мамбо и сальсы) — появилась на острове только после гаитянской революции 1791 года, когда на Кубу бежала значительная часть населения Гаити. (Вероятно, это и имел в виду уважаемый antaño, говоря о доминиканских корнях сона?) То есть слово «сон» действительно использовалось на Кубе, но в те времена не было обозначением конкретного стиля (как и слово «сальса» до поры до времени обозначало просто «соус»). Ещё одна ошибка автора, как мне кажется, — это смешение названий «сон» и «сон-монтуно». Она встречается довольно часто, но от этого не становится истиной. Во второй статье меня, признаться, сильно напрягло то, что годом создания Арсенио Родригесом сона-монтуно объявляется 1927 год — в Гаване. Как известно, Арсенио перебрался в Гавану из родного Гуинеса только в 1930 году, где и собрал свою первую группу, исполнявшую сон (точнее, классический сон). Стиль «сон-монтуно» Арсенио «изобрёл» в 1939—1940 году, а расцвет этого стиля пришёлся на середину 40-х годов XX века. Напомню, в статье говорится, что сон-монтуно был создан Арсенио в 1927 году. Абзацем же далее утверждается, что Септето Насьональ был создан Игнасио Пиньейро в 1928 году (тут автор не слишком погрешил против истины — септет был создан в 1927 году), и исполнял сон урбано. Получается явная нестыковка: сперва появился сон-монтуно, а потом, значит, сон урбано. И, главное, это всё не о танце, развитие которого мы пытаемся проследить, а о музыке. Что же касается танца, то развитие его происходило настолько эволюционно, что говорить о каких-то резких различиях между соном начала XX века и 1920-х годов не приходится. То же и с соном-монтуно — был ли он отдельным танцевальным стилем или это был тот же сон с несколько большим акцентированием движений — мы доподлинно не знаем. Сон-монтуно декларировался Арсенио как «чёрная» музыка, музыка низов, и уж как именно его танцевали негры на своих вечеринках — неясно, т. к. на киноплёнку их никто не снимал (в отличие от «легализованного» к 40-м годам XX века «классического сона»). Что касается современного использования термина «сон-монтуно» применительно к танцу некоторыми преподавателями (например, Хорхе Камагуэем) — неизвестно, имеем ли мы дело с подлинной попыткой реконструкции танца чёрных кубинцев 1940-х годов, или это просто обозначение Камагуэем своего собственного видения современного сона. |
Quote:
![]() |
Quote:
PS: Схему посмотреть пока не смог, ЖЖ на работе заблокирован. |
Quote:
Quote:
|
гм. А схемка интересная и очень подробная. Что же получается, открывать отдельную тему для генеалогии музыки?
И... сильно ли отличается танцевальная генеалогия от музыкальной? Ведь, за некоторыми исключениями, определенному виду музыки всегда сопутствовал свой танец. Может, при составлении общей схемы (если будем этим заниматься) просто делать что-то вроде комментария "а вот танца отдельного с этим музыкальным жанром не появилось, танцуется то-то и то-то". ЗЫ. Забавное название - Merengue Comercial :) Вообще, масса вопросов к схеме, показанной Александром (спасибо Вам большое). Ballroom konga? Серьезно, такое было? Я был убежден, что это обычный карнавальный танец. Почему в одном случае пишут rhumba, а в другом rumba? И что за зверь такой rumba brava? Почему в наше время появляется nueva timba, где же timba vieja? :) Согласно схемке, son montuno был рожден испанцами на Кубе в конце 19 века. Учитывая то, что Виктор написал чуть выше, здесь все ясно... |
Quote:
|
Ну тогда давайте сразу разделим.
|
Может кто-нибудь и зарисовывать по ходу сможет!?:)
С музыкой картинка есть, для танцев бы подобную:) |
Для танцев картинка на первой странице. Хотя обе картинки не точны, как выяснилось. :)
|
Я видела первую картинку, неточная не нужна!) Хочу точную!:)
|
Quote:
Танец, движуха, это такое дело, что своеобразно для каждого местечка, и как упоминалась выше, многие пляски просто не записывались на видео, а со сцены танцевали , далеко не всегда лучшие. Многие хорошие танцоры находились в тени, как это происходит и сейчас. Так что, и неточная схема, хорошая помощь в исследовании танца. В данный момент времени, для меня, важно, не КОГДА смешали, а ЧТО смешали. Вот это ЧТО, и интересно. |
Всё оказалось так запутано, что просто не знаю с какого боку начать схему. :eek: :D
В любом случае, у нас так и получится, сначала ЧТО смешали, а потом уточним КОГДА (также прорисуем петли и параллельные направления ;) ). Но одно без другого - бессмыслено, т.к. предшественник не можете возникнуть раньше потомка. :p |
Quote:
Насчет Trio Matamoros и тровы. Где провести грань между тровой и соном? Лично для меня трова - это скорее просто песни под гитару, “Un Trovador es un poeta con guitarra” :), а Трио Матаморос - это все же уже танцевальная музыка - те самые соны и болеро, которые исполнялись с минимумом инструментов. Но это опять же чисто субъективное мнение.. |
Quote:
Quote:
Quote:
Вот сон-монтуно (я о музыке) — он действительно сильно от классического сона отличался. |
Quote:
Другое дело, что понятие "касино" крайне размыто и не привязано к какому-то определенному музыкальному стилю. Quote:
Septeto Nacional: http://www.4shared.com/audio/62MpAiN...Cumbancha.html Trio Matamoros: http://www.4shared.com/audio/OyC7Tfs...cumbancha.html |
Quote:
|
Ещё немного о маримбуле: чангуи, как более консервативный и более провинциальный, что ли, жанр, сохранил маримбулу до наших дней:
Grupo ChangГјi de GuantГЎnamo - YouTube (Там маримбула - это ящик с металлическими язычками.) Вот ещё интересный гибрид, характеризующий лёгкость взаимопроникновения жанров: ChangГјГ* Santiago ChangГјГ* YambГє julio 1995 BalcГіn de VelГЎzquez - YouTube |
Quote:
Quote:
|
Quote:
|
Я встречал в песне «Buenos hermanos» с одноимённого альбома Ибраима Феррара, но именно как «врезку» конги :)
|
А что за инструмент-маримбула??
Ведь не то же самое,что маримба?? |
:)Уже посмотрел-не то же самое
|
А у кого есть с ней записи?
|
Quote:
|
Quote:
|
All times are GMT +3. The time now is 15:15. |
Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2025
Creative Commons 3.0: Attribution, NonCommercial, ShareAlike
Thumbnails powered by Thumbshots