![]() |
Кубинская сальса: истоки
Quote:
Quote:
Но сегодня мне повезло, я «нарыл» на «Ю-Тьюбе» ролик, где люди как раз танцуют аутентичный сон-пилон! Это отрывок из кубинской телевизионной передачи 1983 год «Para Bailar». Музыку играет Оркестр «Неосон» (La Orquesta Neoson). YouTube - Orq. Neoson 1983 "Toma mi saludo de amistad" (Para Bailar) Если у кого-то есть кубинское видео тех времён — поделитесь, я думаю, многим будет интересно! |
Виктор, клип интересный! по кубинским видео только могу подсказать направление, прости если "пальцем в небо", скорее всего в архивах советского ТВ..Типа "Дни Кубы в Москве". даже на фирме грамзаписи "Мелодия" ( о какой я уже старый - винил помню) была пластинка с кубинской народной музыкой. Сам в руках держал в 80-х годах... Увы кануло в лету. Больше ценил "итальянцев" в те времена.
|
Понравилось и улынуло ..
первое что выдал яндеКс из грамзаписей: - Дирижер Джеральдо « Работай, негр» (кубинская народная песня, обработка: А.Кальварский) Мения Мартинес и инструментальный ансамбль. Второе: Советская пляжная музыка - Отдыхаем - Каталог статей - Ретро 20 века Качаем здесь. Лето 69. В 1969 году Всесоюзная Фирма Грамзаписи «Мелодия» специально для... Современному молодому слушателю кубинская эстетика будет не менее интересна... |
Quote:
К сожалению послушать пока негде |
С аудиозаписями того времени проблем никаких нет. Я говорил именно о видео, причём о видео танцев.
С видео выступлений кубинских музыкантов того времени тоже полный порядок (так что и к архивам советского ТВ обращаться незачем). Например, взгляните и послушайте, какую музыку играли на Кубе в 1966 году (напомню, в то время в Штатах уже вовсю играл Джо Куба, Джонни Пачеко и Джерри Масуччи уже создали фирму звукозаписи «Фаниа», уже появилось название «сальса»). На Кубе же пока продолжали играть мамбо. Orquesta de Música Moderna: «Pepe Cabecita», 1966 Хотя годом раньше Пельо Эль Афрокан уже выступал — посмотрите, с чем ;) Pello el Afrocán: «No tengo edad», 1965 |
Quote:
Как интересно увидеть на видео стиль именно того времени, потому что сейчас примерно те же движения, когда вставляют в тимбу, все таки как то немного по-другому смотрятся... Quote:
И первооснова и куда потом все это развивалось хорошо просматривается в первом ролике темы от 1983 года. (Опять же спасибо огромное, Витя, если тебе повезло, то нам вдвойне:)!!!) И что значит случился бум именно сальсы? И, кстати , еще вопрос для общего развития:), а почему это именно "сон-пилон" на ролике? По каким первичным:D:D:D признакам это можно определить? |
Quote:
Quote:
Кстати, обрати внимание на пару № 6 (на заднем плане), которая танцует в ролике Оркестра «Неосон» — правда ведь, это не совсем касино? Это какая-то смесь НЙ и касино (в нашем современном понимании). — Додумывать много можно, но я лучше постараюсь найти ещё фактический материал. Quote:
Кстати, вот ещё один старый ролик, 1978 года. Посмотрите, здесь музыка уже почти чистая сальса, особенно когда дело доходит до монтуно. Conjunto Artemiseсo: «Prueba tu calidad», 1978 |
Интересные ролики! Спасибо.
|
Ещё одно видео 1983 года
Очень рад! Только в итоге всё-таки я опять съехал на музыкальные видео в ущерб танцевальным :) Исправляюсь ;) Посмотрите ещё отрывок из той же телепередачи «Para bailar» 1983 года.
Orquesta Ritmo Oriental: «Dicen que sufro», 1983 |
Quote:
http://www.youtube.com/watch?v=zerkX...eature=related |
Эта передача имеет отношение к конкурсу "Bailar casino"? Кубинская сальса ассоциируется со словом "касино". В какой момент появилась эта ассоциация, если сама кубинская сальса появилась только в 80-х?
Кстати, по словам Хорхе Камагуэя, касино это только узловая часть кубинской сальсы. При этом многие у нас танцуют только узловое касино, но считают, что танцуют кубинскую сальсу. Это как произносить только шипящие согласные, "пшекать", и считать, что ты разговариваешь на польском. |
Quote:
Мне кажется, упрощать дело не стоит: дескать, не было сальсы — опа! — в 1980-х возникла. Ясное дело, что сон, сон-монтуно — это кубинское «изобретение», так что никуда они с Кубы не делись. А поскольку сальса является их ближайшей родственницей — она так органично и была воспринята кубинцами. Вопрос в том, как же именно его (сон) на Кубе танцевали в 1950-е, и как стали танцевать в 1980-е. Насколько я знаю, первоначально сон танцевался без всяких «кренделей», типа дансона, что ли. Вот так: Orquesta Orestes Lуpez, «Cacha Cachita», 1979 Заодно посмотрите и на легендарный оркестр Орестеса Лопеса, играющего этот дансон. Орестеса и его брата Исраэля «Качао» Лопеса считают одними из основных творцов мамбо. Мне кажется (пока не могу подвердить видео, но буду искать), что как раз эти быстрые перемещения партнёров друг относительно друга и пресловутые «крендели» руками — это и есть влияние сальсы (в которую они, в свою очередь, попали из мамбо, а в мамбо — из свинга). PS: Кстати, в первом ролике, где оркестр «Неосон», — как тебе пара № 6? Они танцуют максимально похоже на то, как танцевали сальсу в Нью-Йорке в 1970-м (то, что я видел в документальных фильмах). |
Quote:
Quote:
|
Виктор, в Киеве в 2002-м сальса уже появилась? Или уже бум был? Мне казалось, что был бум. Ты писал, что это и не сальса была.
Что считаем порогами появления и бума? Сто человек танцующих сальсу на Кубе это "ещё не появилась", "появилась" или "бум"? Я уж не говорю о том, что реальных цифр ни у кого нет. Вопрос был о том, что если сальса на Кубе появилась в количествах, достаточных для того, чтобы назвать это бумом, в 80-е, то как её тогда называли - "сальса" или "касино"? К тому времени бум сальсы в США уже прошёл. Оба термина к 80-м существовали, и "сальса", и "касино". Почему большинство у нас называет кубинскую сальсу словом "касино", а кубинцы просто "сальса кубана"? Для меня синонимом "сальса кубана" всё-таки является "тимба", а не "касино". "Касино" описывает урезанное подмножество движений, а "тимба" более расширенный набор движений, которые используют кубинцы при танцевании сальсы. |
Quote:
Вот в Нью-Йорке мамбомания (в 50-е) и сальса-бум (в конце 60-х — начале 70-х) реально были: когда эта музыка играла везде, когда каждый знал, что сальса — это не только соус, но ещё и модный танец, когда сальсу передавал в эфир десяток-другой специализированных радиостанций, когда концерты «Фаниа Олл-Старс» собирали стадионы (концерт на стадионе «Янки» в Нью-Йорке — это уже вполне неопровержимый факт, не так ли?). — Надеюсь, с определением понятия «бум» мы достигли понимания. Quote:
Quote:
PS: Я до субботы в командировке: в асе на телефоне, скорее всего, буду доступен, а вот в разговорах на форуме не смогу полноценно участвовать. |
Quote:
Боюсь, мне нужно время, чтобы расшифровать свои записи и более или менее связно сформулировать. Как жалко, что тебя не будет на форуме:( |
Quote:
Кланяйся от меня Эдуардо! Давно я его не видел. |
Quote:
|
Quote:
Танцевальные движения очень похожи, вопрос только в незначительной адаптации танца и музыки! То что от свинга сходила с ума вся америка с 1935 до 1950 годков, и во всех местах где бывали американцы, в том числе и на Кубе, эта танцевальная культура массово присутствовала я думаю никто спорить не будет. И те же самые кубинцы этот самый свинг, акромя своего сона-дансона, запросто танцевали! И что, они не переносили движения из свинга в свои танцы? Адаптировали, и ещё как! :D Да и музыканты-латиноамериканцы, которые создавали мамбо, насколько я понимаю играли в тех же самых оркестрах, которые играли в том числе и свинг на танцплощадках! :) |
Quote:
А в Нью-Йорке в Гарлеме латины и англоязычные негры чересполосно жили. Вот и получился такой ядрёный сплав в виде мамбо, а потом уж и сальсы. |
Виктор, я в последее время приобрёл немалое кол-во видеодисков по истории джаза, в том числе и свинга, и там фоном идёт немалое кол-во танцев и свинга в том числе, так белых в свинге очень даже много присутствует! ;)
О расовой сегрегации конечно же слышал, и это тема отдельной большой беседы! :( Кроме Нью-Йорка Виктор, джаз развивался во многих других местах, где люди жили черезполосно, в том числе и белые! В этих бедных людских кварталов кроме негров и латиносов жило много и евреев например, которые принимали активное участие в становлении джазовой музыки..., будете спорить? :D |
Кроме Нью-Йорка, ещё одним центром джаза был - Новый Орлеан например, где в "плавильном котле" жили и негры, и латиносы, и белые (итальянцы, немцы, русские, ирланцы, евреи и прч.) и которые и создавали колдовскую похлёбку под названием ДЖАЗ задолго до Нью-Йорка, будете спорить? :D
|
И кстати, задолго до возникновения джаза в Новом Орлеане примерно 100 лет происходило мощное смешение культур, и кроме европейской и африканской составляющих, третьим элементом было - карибское начало! Посмотрите по карте где Куба и прч. и где Новый Орлеан, в котором исторически всегда жило много выходцев с карибских островов! :)
В Новом Орлеане именно все люди жили черезполосно по Вашему Виктор: европейцы, негры, латиносы и на протяжении всего 19 века варили одну музыкальную похлёбку смешиваясь во всяких причудливых стилях. А потом уже на этой основе появился джаз! Представляете сколько разных стилей и музыкальных новаций было за примерно 150 лет развития музыки в Новом Орлеане до официального появления сальсы? Просто грампластинок и видеозаписей с тех времён не осталось! :D И авторы спецально отметили, что с появлением латиноамериканцев в американской джазовой музыке (и как следствие - появление мамбо) в сам джаз просто вернулась её первоначальная карибская составляющая! ;) Так что не нужно представлять историю так, что кубинская или какая-то другая близлежащая островная музыкальная культура варилась как-то обособленно от американской, все было близэнько-близэнько! И все заимствовали друг у друга разные музыкальные новации, и кубинцы в этом вопросе не исключение! :D Ещё хотелось по расовой сегрегации добавить: может поэтому джаз как смешение разных музыкальных культур и родился в Новом Орлеане, где музыка повсеместно исполнялась на улицах и площадях во время многочисленных карнавалов, гда выступали все этносы, и все они: и белые, и чёрные, и латиносы слушали и копировали друг друга, а не в северных американских городах, где музыка была сегрегирована по заведениям для белых и чёрных. Или вот есть хроника джазового вестиваля в Нью-Йорке 1938 г., где на каком-то стадионе присутствует 25 тыс. зрителей и порядка десятка свинговых оркестров...., так там совершенно чётко видно, что белые и чёрные присутствуют примерно в равных пропорциях, сидят по разным секторам, как у нас сейчас фанаты "динамо" и "спартака"..., но потом все вместе выходят на один танцпол и отжигают свинг вместе!!!!! :) Так что не нужно и преувеличивать эту самую расовую сегрегацию!!! И авторы истории джаза прямо говорят: вопрос расовой сегрегации в джазе это - ОДНА БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ! Расовая сегрегация была в повседневной жизни, вокруг тех мест где звучал джаз, в гостиницах, транспорте, ресторанах, на некоторых студиях записи...., но в самом джазе между музыкантами никогда не было никакой расовой сегрегации!!!!! ;) А чего, в 1935-1950 годах американцев не было на Острове? Что-то сильно сомневаюсь! В энциклопедии написано, что кроме нынешней Гуантаномо, в это время у американцев на Острове было ещё несколько военно-морских и военно-воздушных баз! У них даже специальный флот где-то там базировался для охоты за немецкими подлодками! ;) А если всё это было, то число молодых американцев исчислялось тысячами по всему Острову и однозначно во всех местных пивнушках включали и танцевали свинг, а обслуживающие их местные островитяне всё это видели и впитывали! :D Вот смотришь ретрозаписи людей танцующих в 1935-1950 гг. свинг и думаешь, до касино всего-то полшажочка..., размерность музыки та же! Я даже ещё раз эту ретроподборку свинга пересмотрел, так там несколько мексиканских групп играющих свинг, а не только белые и чёрные. А одна из вещей в исполнении Xavier Cugat & His Orchiestra начинается с вступления баса и громкого и отчётливого клаве..., в ритм-секции присутствуют конги, а товарищь на барабанах такие проходочки выстукивает интересные..., вот Вам и связь свинга и афро-кубы! Всё это происходит на танцполе и народ там свингует под клаве! Каково, а? :D |
Quote:
|
Quote:
У нас в любом крупном ТРЦ рекламируются занятия по танцам, в том числе и по сальсе. В театр ходили, совсем не про это, так там одна из героинь дочку по телефону учила сальсу танцевать. Мы прифигели. В "танцах со звёздами" некую сальсу, как её видит постановщик, тоже вовсю показывают. Ну, может и не бум, но маленький такой бумик наблюдается. Quote:
Quote:
Сейчас на всех фестивалях я вижу в исполнении современных звёзд-кубинцев не касино, а тимбу с большим количеством вставок из сона, румбы, афро, деспелоте и прочих прекрасных дурачеств. Единственный чистый касинист был Гастон на одной из Майовок, мне его стиль не понравился, хотя наши узловёрты были в восторге. Живу и пишу я сейчас, поэтому сейчас для меня синонимом "кубинской сальсы" является не "касино", а "тимба", как я и сказал. И ещё, приезжающие с Кубы рассказывают, что найти там кубинцев, танцующих для себя касино, практически невозможно, это будет либо сон с румбой, либо регетон. В туристических местах сальсу танцуют, конечно. Сальса на Кубе существует, но совсем не в тех количествах, в каких её там ожидают увидеть наши, едущие на "родину сальсы". ;) |
Quote:
Поэтому свинг танцевали не (с)только негры, сколько евреи. Самая короткоживущая мафия тогда была -- выбились из гетто в люди за одно поколение, к 60м. |
Quote:
Свинг в это время, примерно с 1935 и после танцевали... - МИЛЛИОНЫ молодых американцев по всей америке, и белые , и чёрные, и латиносы. Это явление было как бы предвестником битломании 60-х! Выступления свинговых оркестров собирали полные огромные залы где танцевали все, и белые и черные! Свинг звучал в каждой закусочной, в каждом доме, из каждого радиоприёмника.... как эта массивная музыкальная глыба прошла мимо Кубы, которая по георафическим меркам от США в пределах одного плевка или одной ретрансляции приёмника если хотите, тем более что американцы там всегда массово присутствовали до 1959 г....., мне вот это НЕ ПОНЯТНО!!! :D |
Quote:
Пишут что The precise origins of swing are not clear. In the 1910s there was a dance called the Texas Tommy, that according to Craig Hutchinson was the precursor of it all. After that, there is the Lindy Hop which originated in the Savoy Ballroom in Harlem. The name refers to Charles Lindbergh's "hop" across the ocean in 1927. From this evolved the Jitterbug. This name appears in a Cab Calloway song of the early 1930s. Т.е., в 1935 это уже был сложившийся танец, который появился в Гарлеме где-то в первой половине 20х. Гарлем это тогда был район евреев и итальянцев. Потом понаехали негры тоже -- но породили свинг кажется не они, он уже там был. Вообще роль негров в американской истории сильно преувеличена за счет политкорректности. И Элвис Пресли то у них негр, говорят. Про свинг и Кубу -- я, типа, с вами вполне соглашаюсь. |
На джазовом форуме читал статью об основоположнике музыкального стиля Босса Нова - Антонио Карлосе Жобима (Antonio Carlos Jobim) 1927-1994 гг., авторе знаменитой вещи: "The Girl from Ipanema" и многих других..., так прочитал многозначащее высказывание, цитирую:
Классическое музыкальное образование не мешало Жобиму восхищаться джазовыми исполнителями, ощущать себя одним из них. Более того, он придерживался их мнения, что не имеет большого значения, играл ли он до этого свинг или нет. "Действительно свинг - это музыка Соединенных Штатов, Кубы, Карибских островов и окружающих их мест и, конечно, Бразилии" - считал он, - "Все остальное - вальсы". :D |
Quote:
в общем, собираюсь её научиться играть :) |
Парни, вы отвлеклись.
Такие мысли пришли в голову, пища для размышлений. Мы говорим, что музыка первична, а танец рождается вслед за музыкой, так? Кто-то знает музыкальный стиль "касино"? А "тимба"? Куба находится близко не только от США, но и от Пуэрто Рико, Доминиканы, Венесуэлы, Колумбии и т.д. Почему бы не представить, что сальса, как танец, зашла на Кубу оттуда, а не из США? Тогда мне становятся понятнее кумбиеподобные прискоки на первом видео, в отличие от американского стиля тех лет. Впрочем, там видно, что у разных танцоров были разные образцы для подражания. По поводу Янека. Слыхал от кубинцев, что он танцует не "касино", а "пуэрториканскую сальсу". Понятно, что Янек тоже танцует по-разному... |
Quote:
а кубинцы не могли слямзить сальсу из пуэрто-рико, я думаю. Гордость не позволяет! представьте: одно дело кубинец смотрит и видит как его собрат (брателло-кубинец!) в нью-йорке сальсу играет. тут не грех слямзить. другое дело он слямзит из пурторико. да его же братья пуэрториканцы засмеют. понятно написал? а то чего-то ступор в голове в конце недели :o |
Quote:
Подсказка: статья Salsa music на Википедии. Посмотрите информацию обо всех упоминающихся персонажах. Обращайте внимание на даты, страны происхождения и приписываемые стили музыки. Википедия не истина в последней инстанции. Но я что-то не могу припомнить кубинских исполнителей сальсы того периода. Сон монтуно играли, мамбо играли, джаз играли. Сальсу? Ну хватит о музыке, перейдём к танцам. Даже сейчас непросто попасть кубинцам в США, а американцам на Кубу. А уж в 60-е и 70-е и подавно. Очень не любили друг друга эти две страны. Видеокассет и ДВД не было. Как могли кубинцы массово узнавать о том, как танцуется некий популярный совсем неподалёку танец? Да всё через тех же братских соседей-латиносов, у которых не было проблем с попаданием и в США и на Кубу. С задержкой в несколько лет и в виде, напоминющем анекдот "слышал я вашего Карузо, мне Соломон Абрамович напел". |
Буквально вчера общался с ростовчанами, возращающимися с Кубы. Прямо с самолёта. Полковник обещал поделиться впечатлениями. В двух словах по теме, это утверждение подтверждают.
Quote:
|
Володя, я всё таки смею надеяться, что у кубинцев по другим мотивам музыкальная и танцевальная культура формировалась раньше и формируется сейчас! :D
В поисках источников и ресурсов чего-то нового, нужно помнить об эффекте запаздывания... Например, приживётся или нет что-то новое в музыке и танцах, где угодно в том числе и на Кубе, нужно судить по востребованности этого нового спустя какое-то время..., коммерческом спросе проще говоря! Очень грубо это выглядит так: услышали на Кубе некую новую музыку, местная молодёж её подхватила и впитала, потом уже эта подросшая и повзрослевшая молодёж, поднабравшая навыков и мастерства, начинает формировать национальный культурный пласт того первоначального явления! Т.е. если что-то появляется когда-то, то нужно отмотать назад некий временной отрезок и смотреть чего там раньше происходило с этими музыкой и танцами! Т.е если в 1973 г. Лос Ван Ван играли весёленькую и вполне современную музычку, то нужно отмотать назад лет на 10 и смотреть, а чего же они слушали когда были молодыми людьми и впитывали в себя как губка что-то новое и нестандартное! ;) Может и дурацки написАл, но идея запаздывания принятия нового в местный культурный пласт присутствует всегда! :) |
Quote:
|
Quote:
- yasel, ты я видел в касе танцевал контра-тьемпо... - не, я всегда танцую а-тьемпо - да не, ты на два (на конгу) шагал - да нет, а-тьемпо - ну вот а сон же на два танцуют - контра-тьемпо - (пауза) да нет, мы это называем а-тьемпо :confused: |
Quote:
А salsa cubana - это экспортное название тимбы, мне так кажется! :D |
Quote:
|
Quote:
|
All times are GMT +3. The time now is 10:54. |
Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2025
Creative Commons 3.0: Attribution, NonCommercial, ShareAlike
Thumbnails powered by Thumbshots