|
Полный УПУП, или По ком звонит margin call?
22 ОКТЯБРЯ 2008 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Я запрещу рынок, процедил сквозь зубы Киссур.
Ба, засмеялся Арфарра, рынок можно запретить,
но цены-то останутся.
Юлия Латынина, "Колдуны и министры"
times ua
"Доверие к Соединенных штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие к Уолл-стрит как центру этого доверия подорвано навсегда", заявил неделю назад премьер Владимир Путин.
Как назло, после этих слов Путина доллар стал стремительно расти, и к минувшему воскресенью в обменниках обесценившаяся валюта прогнившего режима стоила уже 29 полновесных рублей нашей вставшей с коленей державы против летних 25. Оказалось, что российские граждане, конечно, верят Путину больше, чем Бушу. Но доллару они верят больше, чем рублю.
В результате мирового финансового кризиса выяснилось несколько вещей.
Однополярный мир
Первое. Мир является однополярным, и центр его США. Не в том смысле, что США всюду может послать танки. А в том, что кризис в США это кризис во всем мире. Когда в мире борются за контроль две сверхдержавы (например, Рим и Парфия или Англия и Испания), то кризис одной есть расцвет для другой.
Теперь не то фондовые рынки таких замечательных столпов многополярности, как Ливия, Сирия, Венесуэла и Северная Корея не могут составить конкуренцию Уолл-стрит. В мировой финансовой анатомии эти страны занимают почетное место аппендикса. Аппендикс может воспалиться и причинить капитальные неприятности. Но в момент сердечного приступа или мигрени аппендикс не способен взять на себя функции головного мозга или миокарда. Он способен только подохнуть вместе со всем организмом в случае инфаркта.
Сверхдержавы и сверхошибки
Вторая вещь, которая видна очень наглядно это разница между первоначальной природой американского кризиса и вторичных очагов финансового поражения в странах, играющих роль аппендикса для свободного мира.
Причиной американского mortgage meltdown (обвал ипотечного рынка), грубо говоря, явилась выдача банками субстандартных ипотечных кредитов людям, которые не могли реально расплатиться за жилье, а причиной такой политики банков была государственная политика Джорджа Буша, обещавшего чуть ли не каждой американской семье по квартире. Это было больше, чем ошибка это была сверхошибка, и чтобы совершить сверхошибку, нужно быть сверхдержавой. То, что произошло это отторжение финансовым рынком элементов социализма; крах, демонстрация того, что финансовые рынки и госгарантии для жилья вещи несовместимые. Всякое государство по природе своей стремится распределять и регулировать, но никто не говорит, что Буш сам лично нажился на ипотечных закладных. Это была ошибка, но не коррупция.
Напротив, причинами чудовищного оттока капитала именно с российского рынка (25 млрд. дол. в одном только сентябре) стали обещание премьера Путина прислать в "Мечел" доктора и российско-грузинская война. То, что произошло это отторжение финансовым рынком способов управления, характерных для итальянских тиранов 16 века; демонстрация того, что финансовые рынки и привычка посылать к кому хочешь хоть доктора, хоть танки вещи несовместимые. Правитель, который поддается на разводки царедворцев, который начинает войны ради личных амбиций, может править Вероной в 16 веке, но не процветающей страной в 21. То, что произошло в России это и произвол, и коррупция, и ошибка.
Россия и свободный мир живут в двух разных экономических системах
Но самым важным из всего, что произошло, стала реакция России на кризис. Любую систему характеризует не ошибка. Любую систему характеризует реакция на ошибку. Российская реакция на кризис показала, что Россия и свободный мир, увы, уже живут в двух разных экономических системах.
Основной проблемой США и Европы стал кризис ликвидности, потребовавший впрыскивания денег в мировую банковскую систему. Грубо говоря, открытый рынок оказался в положении организма, у которого почки, печень и мозг работают нормально, но кровеносной денежной системе организма угрожает инфаркт. Если срочно не разжижить кровь не понизить учетную ставку, не дать денег банкам то организм помрет от оторвавшегося тромба, и здоровые почки его не спасут. Приходится срочно разжижать кровь, а долгосрочные отрицательные эффекты применяемых лекарств на печень и почки можно лечить потом.
Признаться, я не сторонник такого подхода. Как и многие отмороженные либералы, я полагаю, что инфаркт это нормально, что хорошие банки не смогут зарабатывать прибыль, если плохим банкам не дать умереть, и что теория too big to fail ("слишком большой, чтобы упасть" означает, что банкротство крупного банка может обрушить всю экономику "ЕЖ") придумана воротилами с Уолл-стрит, дабы исказить экономику в свою пользу.
Но, по крайней мере, план Полсона это план. План лечения хороший или плохой. У нас же плана нет есть сплошная "веселуха". То мы помогаем Исландии, то спасаем "КИТ финанс", то в разгар кризиса Путин пообещал военным на строительство жилья 20 млрд. руб., а аграриям 10 млрд. руб. на поддержку села.
Причем здесь аграрии и военные? Какое отношение имеют деньги на строительство военного жилья к кризису ликвидности? Они имеют отношение только к ювелирному бутику, которым владеет дочка легендарного генерала Косована.
Но, впрочем, по порядку: ибо вне рассказа о том, как развивался финансовый кризис в России, ничего не поймешь.
Системообразующие банки
Первое падение фондовых индексов они обрушились на 65 млрд. дол. на следующий день после того, как премьер пообещал прислать в "Мечел" доктора волнения особого в Кремле не вызвало. "Отрастет", как говорят, сказал премьер Путин. Волноваться и в самом деле было нечего: любое падение фондового индекса в результате сказанного Путиным слова, конечно, резко понижало капитализацию рынка, но зато столь же резко повышало капитализацию премьерского слова. 65 млрд. дол. не исчезли с рынка они превратились во власть.
Затем была война с Грузией; бегство стало обвальным. Президент и премьер сообщали о своей готовности к "холодной войне", а вполне либеральные чиновники (например, Игорь Шувалов) фактически в открытую объясняли беды рынка заговором американского Госдепа против вставшей с колен России.
Все это продолжалось до середины сентября, когда кризис на рынке РЕПО не обвалил несколько системообразующих банков.
Понятие "системообразующий банк" в мировой экономике многообразно. Для США системообразующий банк это "Меррилл Линч" или "Голдман Сакс", которые управляют триллионными активами. Для России системообразующих банков оказалось три: "КИТ финанс", Связь-Банк и исландский "Кауптинг банк".
"КИТ финанс" считается близким министру финансов Кудрину. Банк попал на классической схеме: он скупал на рынке акции телекомов, закладывал их и на полученный кредит скупал новые. Кроме того, он занимался ипотечными деривативами. Когда рынок упал, "КИТ финанс" загремел по margin call (требование
__________________
Людоеды тоже думают, что люди созданы друг для друга
|