View Single Post
Old 28.11.2014, 10:53   #175
v.radziun
Administrator
 
v.radziun's Avatar
 
St. Petersburg
Russia
Join Date: May 2006
Posts: 12,185
Blog Entries: 155
Send a message via ICQ to v.radziun
Default

Quote:
Originally Posted by Nolanec View Post
На роль "народного кубинского" касино не тянет.
Я понимаю, Виктор, что вы пытаетесь подогнать всё под сложившуюся лично у вас в голове теорию, но...
Подгонка реальности под собственные выдумки — серьёзное обвинение. В данном случае, как мне кажется, необоснованное. Я подробно разъясню ниже свою логику, а там уж пусть почтеннейшая публика сама решает, кто из нас прав, а кто нет.

Как известно, народ — не что-то сложившееся раз и навсегда. Народы возникают и пропадают; один народ может дать начало нескольким новым народам, и наоборот — несколько народов могут консолидироваться в один, новый народ. То же происходит и с культурой народа — собственно, культурные различия и делают народ народом, отличным от других. Надеюсь, тут возражений нет, всё понятно и логично?

Мы привыкли считать народы чем-то неизменным: вон, те же французы — живут себе столько лет на своей территории, и культура у них чисто своя, французская. Это, конечно, неверно («чистых» культур практически не бывает), но когда речь идёт о давно существующем народе, на это обычно закрывают глаза.

С Латинской Америкой этот подход не прокатывает. Возьмём для примера нашу любимую Кубу. Местное население, индейцев, там истребили практически полностью (кого — огнём и мечом, кого — оспой). Куба стала испанским владением, и первоначально народная культура там была именно испанской — все эти сапатео, тровы и т. п. — всё это изначально средневековые испанские жанры. Негры, которых завозили на Кубу в качестве рабочей силы, разумеется, тоже имели свою культуру, но кто ж их, рабов, спрашивал — что у них там да как? Однако постепенно и рабство слабело, и много вольных негров становилось, и браки смешанные всё чаще стали заключаться (несмотря на расовую сегрегацию). Короче говоря, стала складываться кубинская нация — не испанцы, не банту, йоруба, карабали и прочие, а именно кубинский народ. Соответственно, стала складываться и кубинская культура, отличная от других.

По историческим меркам формирование кубинской общности произошло совсем недавно — где-то в конце XIX — начале XX века, а окончательная консолидация кубинской нации завершилась уже после революции 1959 года, когда расовые пережитки были окончательно демонтированы на государственном уровне. В это же время происходила и консолидация кубинской народной культуры. Белый французский контрданс, который танцевали белые кубинцы, постепенно покоричневел, из него всё больше стали торчать негритянские «уши». Закончилось всё тем, что он мутировал в дансон, который вышел за рамки бальных салонов и стал общенародным кубинским танцем: его стали танцевать и белые, и чёрные, и мулаты по всей стране.

Вы считаете, этого мало, чтобы считать танец народным? Что именно вас смущает? Что предок дансона, контрданс, был европейским танцем? Ну, так подобных примеров огромное количество: испанское болеро тоже послужило основой для болеро креольского; а на базе этого креольского болеро возникла, например, бачата — и никому в голову не приходит отрицать, что это доминиканский народный танец лишь на основании того, что предок её был завезён в Санто-Доминго из Европы. Или над вами довлеет распространённый шаблон: народная музыка и танцы бывают только в деревне, а не в городах? — Ну так это тоже миф, я уже приводил в пример и танго, и вот про бачату написал только что. Конечно, и без деревни не обошлось, но оба эти жанра выкристаллизовались именно в городе. Как и дансон, а позже — сон.

Вы считаете, всё это мои личные выдумки? А как тогда быть с Алехо Карпентьером, классиком кубинского музыковедения? Он прямо пишет в своей работе «Музыка Кубы»: «Приблизительно до 1920 года дансон оставался национальным танцем Кубы» (а потом, заметим в скобках, его место занял сон). Вы скажете, что национальный — это не то же самое, что народный? В данном контексте — практически то же самое; слово «национальный» здесь применено только потому, что к 1920-му году дансон стал восприниматься как архаичный. То есть народным-то он остался, но превратился в «этнографический» танец.

Quote:
Originally Posted by Nolanec View Post
Корни из Европы, придумано белыми, а с их исходом с острова, да, выплеснулось на улицы и стало популярным...но и не более.
Следуя Вашей логике, то же можно сказать и о румбе. Следите за руками: «Корни из Африки, придумано чёрными, а с их распространением на острове, да, выплеснулось на улицы и стало популярным… но и не более».

И после этого Вы меня обвиняете в предвзятостия?

Quote:
Originally Posted by Nolanec View Post
Очень похожая манера исполнения касино имеется, кстати, у перуанцев и, отчасти, мексиканцев. Насколько я знаю, ни первые, ни вторые не объявляют ни сальсу вообще, ни касино, в частности, своим народным танцем.
Не совсем понял, к чему это. Да, для латиноамериканцев кубинская сальса — почти такой же заимствованный танец, как и для нас. С тем лишь различием, что культурно они друг другу ближе (я приводил выше пример с мексиканским дансоном). Для кубинцев касино — свой, народный танец, а для них — нет. Кстати, не одного и даже не двух перуанцев, эквадорцев, панамцев и т. д., и т. п. наблюдал за свои более чем 15 лет в сальса-тусовке, которые приезжали из своих стран сюда и именно здесь учились танцевать сальсу. Учились именно тому стилю, который был распространён в нашей латиноамериканско-русской сальса-среде. Как правило, южноамериканцы умели танцевать свою родную кумбию, и именно с неё переучивались на сальсу.
v.radziun is offline