Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs About Us

Rating: 4 votes, 5.00 average.

Manny Oquendo

Posted 27.03.2009 at 22:29 by ToroDozer
Updated 24.12.2009 at 02:19 by ToroDozer (новые ссылы для Grupo Folklórico)
Манни Окендо – один из моих любимых латинских музыкантов, «живая история» латинской сцены Нью-Йорка. Я давно хотел написать о нем статью для МТ, но все откладывал, хотелось собрать побольше материала, подкупить интересных CD для иллюстрации... но вот его больше нет с нами... и хочется почтить его светлую память – чем смогу. RIP.
При написании данной статьи я пользовался сведениями из различных музыкальных энциклопедий, проверяя и дополняя их по пространному и очень интересному интервью с Окендо и Энди Гонсалесом:

http://www.herencialatina.com/Manny_...ny_Oquendo.htm
Что касается музыкальных иллюстраций, то здесь, увы, Америк не будет. Ну нету у меня пока Америк, не обессудьте. Э. Палмьери с Окендо я выложил только одного - самого, на мой взгляд, лучшего, и где Окендо тоже предстает во всей своей красе. Я очень люблю Групо Фолклорико - но думаю, что я тут не один такой, ето же нельзя не любить... Единственное, что могу сказать в свое оправдание - что все выложенные записи сграблены с битрейтом 320 кбит/с: может, мне хотя бы удастся улучшить качество етих записей в ваших фонотеках.

Манни Окендо (1.01.1931 – 25.03.2009)

Manny Oquendo (José Manuel Oquendo) родился 1 января 1931г. в Вильямсбурге (Бруклин, Нью-Йорк) в пуэрториканской семье. Как и знаменитый квартал Эль Баррио в Манхэттене, это был один из пуэрториканских районов города. Там жила, например, мать Тито Пуэнте, Эрсилия Пуэнте. В 1939г. его семья переезжает в Эль Баррио – на Мэдисон Авеню между 106-й и 107-й Улицами. Рядом жили Тито Родригес, Джо Куба, Вилли Торрес. Затем семья перебирается в Бронкс, на Келли Стрит.

Иногда родители отправляли мальчика погостить к бабушкам и дедушкам в Пуэрто-Рико; там он слушал и впитывал местную народную музыку (típico). Дома они с сестрой ходили на латинские танцы, где играли Мачито, Марселино Герра, Карлос Варела, Норо Моралес. Манни любил потанцевать, а временами, чтобы передохнуть, пробирался поближе к оркестру; особенно его привлекали тимбалес и бонгóс. На эти танцы ходил весь цвет музыкального сообщества: Арсенио Родригес, пианист Рэй Коэн, «Литтл» Рэй Ромеро, игравший на бонгос с Мигелито Вальдесом. Там мальчик слышал лучших нью-йоркских тимбалеро того времени, ставших для него примером: Убальдо Ньето, который впоследствии занял место ушедшего служить во флот Пуэнте в оркестре Мачито; брата Норо Моралеса Умберто, игравшего раньше у самого Ксавьера Кугата, а тогда работавшего с Норо. Именно Убальдо Ньето, с его великолепной (и революционной тогда) техникой игры, стал главным «тимбальным кумиром» Манни. Среди бонгосеро того времени он выделял Рамонсито Кастро.

Этажом ниже квартиры его семьи в Эль Баррио находился один из крупнейших в городе латинских музыкальных магазинов – «Альмасенес Эрнандес». Окендо вспоминал: «Из магазина все время доносилась музыка – на ней я и учился». Другой магазин – “Ля Сигуэнья” («Аист») – находился рядом с их домом в Бронксе. Мальчик охотно тратил карманные деньги на пластинки афро-кубинского оркестра Мачито, записи кубинских музыкантов, и вскоре он уже неплохо знал кубинские ритмы. Некоторые местные радиостанции тоже передавали кубинскую музыку. Так Манни услышал Арканьо, Белисарио Лопеса, «Оркеста Арагон», «Ля Сонора Матансера», «Оркеста Америка».

Играть Окендо начал в 13 лет, первым инструментом стали тимбалес. Тогда с этим было просто, не было хождений по платным урокам или видеошкол. Музыканты из соседних домов собирались и играли, где придется. Пришел – играй. Не умеешь – учись. Прихваченными с репетиции палочками колотили потом каждую свободную минуту по чему попало. Так и становились музыкантами, вырастая от ржавых консервных банок до взаправдашних тимбалес...

Толковый паренек вскоре уже начал выступать на публике: в секстетах Хуанито Санабриа и братьев Меркадо, ансамблях пианиста Чарли Валеро и Хуана «Эль Бой» Торреса (1946г.). В 1947г. в составе шоу Мигелито Вальдеса он выступает с легендарным Чано Посо, а в следующем году – становится тимбалеро оркестра Хосе Курбело; играет также с Марселино Герра, Пупи Кампо, Сонни Ривера. В свободное от концертов время Манни успевает брать уроки игры на барабанной установке у известного джазового барабанщика Сэма Юлано, жившего тогда в Бронксе. Продолжает и слушать кубинские записи: он многому научился у таких мастеров-тимбалерос, как Ульпиано Диас (из «Арканьо и сус Маравильяс»), Орестес Варона (тимбалеро/бонгосеро «Оркеста Арагон»), Нело Соса («Конхунто Касино»).

Мамбомания 50-х, породившая бум латиноамериканских оркестров, позволила молодому музыканту изрядно попрактиковаться. В 1950г. он играет на бонгос в оркестре Пуэнте, в 1954г. работает у Тито Родригеса, а с 1955г. – у Винсентико Вальдеса. В двух последних оркестрах с ним играл также Эдди Палмьери, с которым они сошлись на почве любви к кубинской музыке, тогда еще не столь популярной в Нью-Йорке. Окендо продолжает много играть с различными оркестрами, в том числе с Чарли Палмьери и с чарангой Джонни Пачеко. Дважды ездит на Кубу – пока еще американцев туда пускали; играет и записывается с тамошними музыкантами.


Ч. Палмьери, Окендо, Монго Сантамария, Винсентико Вальдес. Сан-Франциско, 50-е годы. Фото из коллекции Хуана Харамильо.

Дружба с Эдди Палмьери вскоре становится более тесным творческим союзом: в 1962г. Эдди создает свой легендарный проект La Perfecta; после ухода тимбалеро Майка Кольясо к Тито Родригесу в 1963г. на его место приходит Окендо. По сравнению с оркестрами «Большой Тройки» это был лишь небольшой “conjunto”: если в биг-бэндах играло человек 15-20, то в Ля Перфекте музыкантов было не более десяти. Позднее Окендо говорил: «В Палладиуме нам тогда приходилось конкурировать со всеми местными биг-бэндами... Но что отличало от них наш малый состав – это наша музыка и наша игра: мы были более раскованными, более свободными». Меньший состав давал больше пространства для каждого музыканта. Революционным для своего времени был и сам состав ансамбля – небольшая чаранга с флейтовой и тромбонной секциями. Окендо, со своей стороны, вносил в ритмику ансамбля кубинский колорит. Эта «тромбанга», под руководством Палмьери, Окендо и тромбониста Барри Роджерса, становится звездой латинских дискотек.

[О Роджерсе см. http://www.mambotribe.org/forum/blog.php?b=144]

В том же 1963г. на Кубе происходила очередная революция – на этот раз музыкальная: Педро Искиердо (Pedro Izquierdo), более известный как Пельо Эль Афрокан, вводит в музыкальную жизнь острова ритм мозамбик. Снова зазвучали большие барабанные ансамбли («компарсы»), характерные для колониальной эпохи; на эстраде стали исполнять «песни рабов» – абакуа, йоруба, конго, карабали, хирибилья. Консерваторы от музыки были шокированы, считая это регрессом; рядовые посетители концертов и дискотек, таких как знаменитая гаванская «Тропикана», пришли в бурный восторг: Африка вернулась!

Окендо, который всегда старался быть в курсе событий кубинской музыкальной жизни, познакомил Эдди Палмьери со свежими записями Пельо Эль Афрокана и убедил того ввести мозамбик и другие кубинские ритмы в танцевальную музыку Ля Перфекты. С тех пор разработанная Окендо тимбальная адаптация ритма мозамбик («тумбао» левой рукой, «компарса» правой) вошла в мировую практику игры на этом инструменте. Латинская диаспора Нью-Йорка тоже с восторгом встретила инновации, и Ля Перфекта имела оглушительный успех.


http://narod.ru/disk/7096016000/Eddi...1965).rar.html

Манни является постоянным участником Ля Перфекты до 1967г., а далее играет с Палмьери лишь сессионно на некоторых его пластинках: слишком мало за это платили. Тогда у большинства латинских музыкантов возникли финансовые проблемы, и Эдди не был исключением: мамбомания прошла, а сальсамания еще не началась. Несколько улучшила ситуацию популярность латин-соул (бугалу), но к началу 70-х она уже тоже сходила на нет; к тому же, многие просто не желали играть этот, в общем-то, достаточно чуждый для них ритм.

Окендо возвращается в оркестр Тито Родригеса, играет с Норо Моралесом; записывается с басистом Исраэлем «Качао» Лопесом, пианистами Ларри Харлоу и Чарли Палмьери (которого он, кстати, всегда ценил выше, чем Эдди). В 1973 г., по просьбе тогдашнего басиста Ля Перфекты Энди Гонсалеса, он неохотно возвращается к Эдди Палмьери для гастрольного тура, однако отказывается участвовать в записи его альбома “Sentido”, и вскоре уходит уже окончательно. Вместе с Энди они уезжают в Пуэрто-Рико, и там у них возникают новые творческие замыслы.

В 1974г. Окендо вместе с братьями Гонсалес – Энди и Джерри (конги/труба) – создает новый проект Conjunto Libre (впоследствии просто Libre или Manny Oquendo y Libre). Кредо нового ансамбля было следующим: оставаясь верным принципам пуэрториканского “conjunto típico”, не ограничивать своей творческой свободы (“libre” – исп. свободный) в использовании элементов джаза, афро-кубинской музыки и других музыкальных культур. Параллельно музыканты Либре участвовали в культовом, но недолговечном проекте Grupo Folklórico y Experimental Nuevayorquino, в котором они продолжали воплощать те же творческие принципы; проект объединил ветеранов кубинской и пуэрториканской сцены и талантливую молодежь, выросшую на их музыке.

Первая пластинка Групо Фолклорико, “Concepts in Unity”, записанная в 1975г. и выпущенная на двойном LP лэйблом Salsoul, стала, своего рода, поворотной вехой для латинского музыкального сообщества Нью-Йорка: это была первая чисто латинская запись, которая удостоилась рецензии ведущего джазового периодического издания США – “Down Beat”. После этого окружающий латинскую диаспору мир стал более серьезно относиться к ее музыке. Успех пластинки позволил Окендо подписать более серьезный контракт с продюсером Энди Кауфманом и лэйблом Salsoul, который вскоре выпускает вторую (и последнюю) пластинку Групо Фолклорико “Lo Dice Todo” (1977).


Манни Окендо и Энди Гонсалес (2001г.)


скачать


скачать

На Salsoul выходят также 4 первых пластинки Либре: “Con Salsa… Con Ritmo Vol. 1” (1976), “Con Salsa… Con Ritmo Vol. 2” (1978), “Los Líderes de la Salsa” (1979), на которой Марселино Герра перепел ряд песен с первых двух пластинок Либре, “Libre Increíble” (1981). В это время в группе поют Эрман Оливера, Тони «Пупи Кантор» Торрес, Эктор «Темпо» Аломар. Группа явилась как бы логическим продолжением «тромбанги» Ля Перфекта: поначалу вместо флейтовой секции для контрапункта ввели трубы, а потом отказались и от них, взамен усилив тромбонную секцию. В Либре зафиксировано, пожалуй, рекордное для небольшого состава количество тромбонов – 9 человек (на альбоме “Mejor Que Nunca”)! В тромбонной секции Либре в разное время играли как ветераны Ля Перфекты Барри Роджерс и Хосе Родригес, так и молодые музыканты: Рейнальдо Хорхе, Анхель «Папо» Васкес, Джимми Бош, Дэн Риган, Леонард Польяра, Норман Хог. Именно Окендо помог Васкесу и Бошу в будущем сделать успешные сольные карьеры. Приглашают и сессионных тромбонистов (латинских и джазовых): Хосе Видаль, Стив Турре, Эд Бирн, Артуро Веласко, Вильям Сепеда, Орландо Пенья. С Либре играют такие видные музыканты, как флейтист Дэйв Валентин и пианист Оскар Эрнандес.


http://narod.ru/disk/7098444000/Mann...1981).rar.html

Вскоре группа уходит с Salsoul, и в 1983г. записывает пластинку “Ritmo, Sonido y Estilo” для лэйбла Montuno. Затем следует достаточно долгий перерыв в записях, во время которого группа регулярно концертирует. В 1991 уходит Эрман Оливера; на его место приходит известный певец Фрэнки Васкес. Вскоре появляются и новые записи, выпущенные лэйблом Milestone: “Mejor que Nunca (Better Than Ever)” (1994), концертник “On The Move! (¡Muevete!)” (1996), “Ahora” (записан в 1993, но выпущен только в 1999), “Los New Yorkiños!” (2000).


http://narod.ru/disk/7100283000/Mann...1994).rar.html


http://narod.ru/disk/7101681000/Mann...1999).rar.html


http://narod.ru/disk/7103046000/Mann...2000).rar.html

В последние годы Манни Окендо объявил об уходе из активной музыкальной деятельности по состоянию здоровья. За свою полувековую творческую жизнь он успел сделать очень много. Спасибо ему за всё, и земля ему пухом.
Total Comments 8

Comments

Old
xayyam's Avatar
Спасибоооо )))
Posted 30.03.2009 at 09:52 by xayyam xayyam is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Виктор как-то в другом месте давал загадку про альбом группы, где на обложке в ее названии пропущена буква... обратите внимание на обложку альбома "Libre Incredible" в тексте
Posted 30.03.2009 at 15:06 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
v.radziun's Avatar
Тут ошибки нет: increíble, всё правильно. Да и в рифму к тому же.
Posted 30.03.2009 at 15:24 by v.radziun v.radziun is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Нда, действительно.... странно, я вроде пытался проверить ето слово яндексовским испанским словарем... значит, время действительно съело букву "d" в испанской версии латинского credere Миль пардон!
Posted 30.03.2009 at 15:36 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
MarcoMilano's Avatar
пасиб, скачал недостающие =)
Posted 10.04.2009 at 11:04 by MarcoMilano MarcoMilano is offline
Old
paha's Avatar
Спасибо огромное за интересные рассказы. Многое раскладывается по полочкам. Не могли бы Вы обновить на народе хотя бы "Группу"?
Posted 23.12.2009 at 13:47 by paha paha is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Хорошо, в ближайшее время переграблю и выложу.
Posted 23.12.2009 at 14:47 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Обновил ссылки на 2 альбома Групо Фолклорико - см. в тексте.

Заодно еще разок послушал сам... вот сколько лет уже слушаю - а они всё нравятся и нравятся... нескончаемая музыка!
Posted 24.12.2009 at 02:24 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 05:00.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024