Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs About Us

Rate this Entry

Michael Spiro – 1. Куба-Бразилия

Posted 03.02.2012 at 14:32 by ToroDozer
Updated 13.03.2014 at 19:19 by ToroDozer (перезаливка)
Калифорнийский перкуссионист Майкл Спиро уже не раз мелькал на страницах моего дневника: вы могли его слышать, например, в составе групп Уэйна Уоллеса или Марка Левина. Спиро давно изучает перкуссию Кубы и Бразилии, он не только известный исполнитель, но и известный педагог. Из афро-кубинских инструментов его коронными являются барабаны бата; он учился игре на них у ряда музыкантов во главе с самим Франсиско Агуабельей. Среди его кубинских учителей – Чангито и Хуан «Кларо» Бланко из Orq. Ritmo Oriental, другие лучшие перкуссионисты Острова. Он является эндорсером фирмы Latin Percussion: например, его имя носит одна из её моделей чекере.

Под его собственным именем (точнее – в соавторстве) вышло пока всего два альбома, и оба весьма близки к «нашей» тематике, хотя и не являются «чистыми» афро-кубинскими записями. Сегодня на повестке дня у нас первый из них – альбом под названием Bata Ketu (1996) и с подзаголовком «Музыкальная встреча Кубы и Бразилии» (примерно). Смысл тут в том, что Майкл Спиро, Марк Лэмсон и их кубинские и бразильские товарищи попытались объединить в рамках одной перкуссионно-вокальной «сюиты» две музыкальные традиции, имеющие один общий африканский корень – культуру йоруба, но в течение нескольких веков развивавшиеся обособленно и самостоятельно: на Кубе это традиция лукуми, в Бразилии – традиция кандомблé. И там, и там – те же ориши, только чуть по-разному называются.

У лукуми – троица барабанов бата, а у кандомбле – троица «стоячих» 1-мембранных барабанов атабáки (atabaque), букв. «обтабаченные», «окуренные табаком»: возможно, здесь, как на Ямайке, существует обычай окуривать ритуальные барабаны перед церемонией табаком из специальной трубки; на Ямайке их ещё и «поят» ромом Они похожи формой корпуса на западноафриканский джембе: самый низкий по тону rum, более высокий rumpi, и самый высокий lê; как и кубинские бата, в кандомбле они считаются сакральными. [Та же троица барабанов атабаки используется и в «светском», секулярном контексте, в музыкальном сопровождении танца-борьбы макулелé – это, так сказать, «йорубская капоэйра» А в традиционном ансамбле более известного у нас искусства капоэйра ангола используется обычно только один такой барабан.] Арсенал бразильской перкуссии на альбоме дополняют также барабаны из ансамблей самбы – кайша (caixa - малый), «скрипучая» куика (cuíca - фрикционный), репи(ни)ки (repinique или repique - средний) и сурду (surdo - басовый); плюс набор малой перкуссии, «свистелок и перделок»: «шуршалка» кашиши (caxixi), погремушка-«звенелка» рокар (rocar), «поющий лук» беримбау (berimbau), бубен пандейру (pandeiro) и прочая мелочь Интересна «фотографическая точность» подхода к выбору инструментов: например, если играется субжанр самбы – пагоде, то вместо сурду, как и положено по канону жанра, берётся тан-тан, басовый барабан меньших размеров и с менее глубоким звуком. Видимо, музыканты категорически не согласны заменять жимолость повиликой

Кубинская перкуссия представлена здесь не только барабанами бата, но также тумбадорами (конгами), кахонами, чекере и барабанами ийесá (Iyesá). Похоже, музыканты и тут соблюли фотографическую точность. Обратите внимание: в ансамбле ийеса здесь 4 барабана, а не 3 (вообще их может быть 2, 3 или 4) – та же троица, что и у бата (Iya, Itotele, Okonkolo), дополняется ещё одним басовым, известным как Baba. В отличие от «песочно-часовых» по форме бата, в традиции они цилиндрические; 2 верхних – 1-мембранные, по ним играют палочками; Iya (или caja) – 2-мембранный, по одной мембране играют палочкой, по другой рукой; Baba (или bajo) – тоже 2-мембранный, по обеим играют руками.

[Сейчас музыку ийеса чаще играют на бата, которые изготавливаются не только «кустарями-одиночками с мотором», но и промышленно, фирмами-производителями музыкальных инструментов (напр. Latin Percussion, Meinl, Toca); а за комплектом традиционных барабанов ийеса придётся ехать к какому-нибудь мастеру в Матансас или Санкти Спиритус – по некоторым источникам, именно в этих городах сохранились два последних на Острове кабильдос ийеса. Практика ийеса сильно ассимилирована родственной ей и более массовой практикой лукуми, поэтому ритмы ийеса зачастую играют музыканты, для которых «основными» являются ритмы лукуми. Кроме того, ийеса на Кубе сейчас вообще является намного более «бедной» музыкальной культурой по сравнению с лукуми, не только количественно (очень мало «эксклюзивных» носителей), но и качественно: если у лукуми сейчас существует более сотни разных toques для бата, то у ийеса, говорят, их сохранилось всего два, Ogún и Ochún, на которые и поются песнопения всем оришам.]

Основной вокал на кубинских фрагментах поёт «жрица» лукуми Глэдис «Боби» Сéспедес, 1946 г.р., в Штатах живёт с 1959г.; известна как сольными альбомами, так и "семейным предприятием" Conjunto Céspedes, а также сотрудничеством с кросс-культурным проектом Planet Drum бывшего барабанщика Grateful Dead Мики Харта. На бразильских фрагментах основной вокал поёт барабанщик и певец местре Жоржи Алабé (Jorge Alabê), уроженец Рио, бывший участник известного проекта Oba Oba, с середины 80-х возглавляет одну из самба-школ в Новом Орлеане, хотя живёт больше на родине, где и записывалась бразильская часть проекта – около трети альбома. В аннотации Дэвид Пеньялоса пишет, что бразильские участники проекта узнавали «своё, родимое» в заготовках кубинской части проекта, которые привезли с собой музыканты; а когда бразильскую часть музыканты позднее давали слушать кубинцам из Grupo Afrocuba de Matanzas – те тоже узнавали в ритмах кандомбле «братьев по разуму»

Для интересующихся прилагаю полный буклет от диска, там есть таблица, «карта» записи – где какие ритмы и песнопения, где Куба, а где Бразилия. Карта полезна, так как на этой записи традиции изрядно перемешаны между собой: кубинские барабаны могут аккомпанировать бразильским вокалам, и наоборот. Чтобы разобраться, who is где, смотрите два последних столбца таблицы: rhythmic style (чьи барабаны и какие ритмы конкретно они играют) и vocal style (чьи вокалы). Сюита состоит из 6 актов, прелюдии и интерлюдии; называются акты по именам ориш, кубинским и бразильским, через запятую. Каждый из 6 актов включает в себя от 3 до 6 номеров, и информация в схеме приведена по каждому из них отдельно. При этом каждый акт воспроизводится как один цельный трек. Именно так их видят плееры и «грабилки», поэтому автоматически «почикать» акты на номера я, к сожалению, не могу – это можно сделать только «ножичком», т.е. в каком-либо аудиоредакторе но это негуманно и не для ленивых, так что пусть эту хирургическую операцию сами сделают для себя те, кому она покажется необходимой... если таковые, паче чаяния, найдутся


Michael Spiro, Mark Lamson – Bata Ketu: A Musical Interplay of Cuba and Brazil (1996, Bembé)
тыц

До скорого!
Total Comments 4

Comments

Old
v.radziun's Avatar
Отличный альбом и отличный рассказ, Алексей!
Posted 03.02.2012 at 20:38 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Спасибо!
Разместила на сайте у своих танцоров как релиз крайне важной информации для танцующих самбу и афро))
Ссылку на МТ сделала.
Posted 12.02.2012 at 04:12 by Lidok Lidok is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Альбом перезалит.
Posted 13.03.2014 at 19:21 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
Sergio's Avatar
Благодарю =))
Posted 14.03.2014 at 15:49 by Sergio Sergio is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 17:50.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2023