Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > Svetlana Ray
Register Blogs About Us

Rating: 2 votes, 5.00 average.

Немного психологии в приложении к сальсе. Часть 2

Posted 04.09.2013 at 14:04 by Svetlana Ray
В предыдущей статье мы говорили о психологической теории П.Я. Гальперина, в которой раскрываются механизмы поэтапного формирования действий. Эта теория изначально применялась для формирования умственных действий, то есть, например, усвоения правил грамматики русского языка, химических законов и пр. Однако некоторые последователи Гальперина применили ее к сфере физических движений и спорта. Одним из них был доцент кафедры теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа Михаил Михайлович Боген. В своей книге «Обучение двигательным действиям» он подробно раскрыл теорию, методологию, а также основные принципы обучения движениям. Боген, наряду со своей научной деятельностью, занимался преподаванием легкой атлетики в ДЮСШ Октябрьского района г. Москвы. Он был старшим тренером и вырастил более 30 победителей юношеских соревнований.
Боген определяет движение как единство ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей. При этом ориентировочная часть является своего рода программой действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть. Контроль заключается в сопоставлении результатов действия с его программой и оценке продвижения к цели. По мнению Богена, обучение тем эффективнее, чем в большей степени усвоена ориентировочная основа действия.

Как же происходит усвоение движения?

Овладение двигательным действием начинается с усвоения знания об этом действии. Это знание складывается из 3 частей – зрительного образа (наблюдение за преподавателем), логического образа (комментарии преподавателя) и кинестетического образа, основанного на ранее полученном двигательном опыте. Преподавателю необходимо определить те существенные моменты действия, от которых зависит успешность его выполнения. Такие элементы, на которых необходимо концентрироваться в ходе выполнения действия, названы основными опорными точками (далее – ООТ). В таком случае ориентировочной основой действия (ООД) будет совокупность всех ООТ. Если преподаватель не контролирует формирование ООД, то обучающийся рискует не учесть необходимых ООТ, а равно и выделить ложные ООТ, поскольку он ориентирован только на результат действия. В таком случае процесс формирования ООД может затянуться на долгое время, а также могут возникнуть проблемы при работе с этим движением в дальнейшем. Важно отметить, что полной ООД будет считаться лишь тогда, когда она содержит необходимое и достаточное количество ООТ.
После того как знания о действии сформированы, можно переходить к выполнению движения целиком, опираясь на полностью осознанную на всех ориентировочных точках ООД. Необходимо, чтобы обучающийся при выполнении движения повторял вслух всю схему ООД. На этом этапе действие будет выполняться замедленно, результат его будет нестабильным, так как отдельные операции еще недостаточно отточены. Действие чувствительно к сбивающим факторам, а также искажается или вовсе нарушается, если его не повторять в течение некоторого периода времени. Такой уровень овладения действием назван «двигательным умением».
С течением времени, действие, выполняемое на уровне двигательного умения, начинает автоматизироваться. Автоматизация происходит тогда, когда действие начинает выполняться непрерывно, без задержки на тех местах, где раньше оно разделялось на отрезки. Контроль происходит как процесс согласования текущего действия с уже заложенной внутри моделью этого действия. Вопреки общеизвестному мнению, автоматизированное действие никоим образом не вымещается из сознания целиком. Оно присутствует в сознании, но в другой форме, совсем не схожей с той развернутой речевой, которая присутствовала в начале ознакомления с действием. Так, ориентировка в ситуации заменяется ее одномоментным узнаванием, а развернутый контроль – контролем по чувству согласования-рассогласования действия и его модели. Когда умение автоматизируется, его речевая форма становится ненужной, а внимание обучающегося может быть переключено на предстоящие операции, контроль условий исполнения действия, его результат, нейтрализацию сбивающих факторов и.т.д. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Такое автоматизированное умение называется навыком.

Навык обладает несколькими отличительными особенностями:
1. Автоматизированность как действия в целом, так и его отдельных операций. Низшие уровни ЦНС берут на себя координацию работы мышц, формирование и чередование операций, а высшие контролируют логику действия в целом, обеспечивая достижение цели.
2. Большая скорость, которая обеспечивается совершенной координацией работы мышц, отсутствием закрепощения, легкостью и слаженностью двигательного действия.
3. Стабильность результата действия. Здесь стоит отметить, что стабилен именно результат действия, а не его состав. Например, каждый отдельный прыжок через барьер отличается от других прыжков по составу, но при этом результаты всех прыжков могут быть успешными.
4. Прочность. Сформированный навык не исчезает длительное время, даже если не используется.
5. Надежность. Навык позволяет решать двигательную задачу даже при действии сбивающих факторов или в затрудненных условиях.
6. Перенос. Ранее освоенный навык может быть использован при формировании нового двигательного действия. В этом заключен основной принцип обучения «от известного – к неизвестному». При этом важно учитывать, что если О.О.Д. усвоена субъектом неточно, то при освоении нового действия может произойти отрицательный перенос – использование в новом движении ранее изученных навыков, мешающих верному выполнению этого движения. Чтобы такого не происходило, важно донести до учащегося различия в ориентировочных основах этих двух действий, объяснить, в чем заключается непригодность ранее освоенного действия для решения новой двигательной задачи.

Объединяя все вышесказанное, можно выделить три основных стадии формирования двигательного действия:
1. Стадия начального изучения действия. Здесь формируются знания о действии и представления обо всех его операциях по каждой ООТ. Закладывается и осознается ориентировочная основа действия.
2. Стадия углубленного интенсивного разучивания. Здесь происходит формирование двигательного умения – такого уровня владения двигательным действием, который требует подробного контроля сознания, обладает низкой скоростью и нестабильностью итогов. Умение неустойчиво к действию сбивающих факторов и быстро забывается, если его не применять.
3. Стадия закрепления и дальнейшего совершенствования действия. Формируется двигательный навык. Навык отличается минимальным уровнем контроля сознания, высокой скоростью выполнения, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания. (См. схему)
Занимаясь танцами, мы часто сталкиваемся с проблемой «неправильного заучивания» движения, которая как раз и происходит из-за нечеткого усвоения ООД. Чем подробнее демонстрируется и комментируется движение, тем больше у нас шансов правильно его выполнить. Не стоит забывать, что одной из составляющих знания о движении является его двигательный образ, который складывается у нас благодаря ощущениями, приходящим из мышц и суставов. Получается, что для правильного усвоения движения нам необходимо увидеть его, понять его логику и прочувствовать в себе так, как чувствует его преподаватель. Преподавателю же, в свою очередь, необходимо максимально полно и четко демонстрировать действие, комментировать его, и контролировать выполнение этого движения учениками. Важно понимать, что для правильного формирования навыка необходимо время, и если его будет недостаточно, то движение будет подвержено искажениям, а то и вовсе может забыться. Оттачивая каждое базовое движение, вы формируете в своем теле основу, благодаря которой в будущем вы сможете быстро и правильно усваивать новые и новые движения, не искажая старые.
Спасибо за внимание!
Total Comments 7

Comments

Old
Vadimekum's Avatar
Люблю диссеры!
Posted 05.09.2013 at 02:00 by Vadimekum Vadimekum is offline
Updated 05.09.2013 at 02:07 by Vadimekum (слишком личное вышло :))
Old
Quote:
После того как знания о действии сформированы, можно переходить к выполнению движения целиком, опираясь на полностью осознанную на всех ориентировочных точках ООД.
гЫ, ГЫ.
Применительно к сальсе.
Все социальщики разбегутся от такого не зажигательного обучения. Так как цель ближняя- горит в попе пойти с кем нить поплясать, некогда ждать.
А вот бальноспортсмены выдерживают этот период, так как есть дальняя цель- рейтинг, медальки, победы. В дальнейшем, упрямо демонстрируя и пропагандируя полученный навык.

Вот, как удержать социальщиков? Как заставить изучить ООД? Че посулить?
Сам был не раз свидетелем, как от Хильберто народ пытался бежать, не выдержав длительного времени формирования знания о действии

Социальщикам че надо? Мастерклассы от звезд. И плевать, что звезды, кто балетом, кто гимнастикой, кто еще чем нибудь занимался, вот хочется социальщику чего то с класса утащить.
А не получится! Тут я с вашей диссертацией согласен. Не сформированы знания о действиях звезды.
Как заставить звезд давать базу действия? Нужно ли и возможно ли, учитывая короткий процесс занятия?
Вообще, сколько времени отводите на формирование знания о действии?

Кстати, где схема на которую ссылаетесь?
Posted 05.09.2013 at 10:35 by Laaluu Laaluu is offline
Updated 05.09.2013 at 10:54 by Laaluu
Old
Retaco's Avatar
Как говориться "ниасилил, многа букф"..
Posted 06.09.2013 at 09:59 by Retaco Retaco is offline
Old
Angola's Avatar
как говорится, задумка хорошая....а получилось как получилось
написать можно было в три раза меньше и информативнее, проблема в изложении, читать подобный стиль скуШно и утомительно. навевает воспоминания о студенчестве, когда народ не имея в голове четкого понимания предмета лил в дипломах воду.
не люблю академический язык и всегда вспоминаю слова нашего зав.кафедрой, который говорил: настоящий ученый тот, кто теорию относительности может объяснить сантехнику!
может поэтому ученики даже самых маститых преподавателей занимаясь по 3-4 года танцуют посредственно? я не верю в то, что так уж сложно и скучно объяснять механику танца, ну не верю я.
вопрос в том, что для преподавания тоже нужен талант, хорошо танцевать и уметь объяснять это две разные ипостаси.
в пору своей репетиторской деятельности я как-то в плешку на машиностроительный готовила мальчика у которого по математике было с натягом 3. представьте что к вам приходит ученик и говорит, что ненавидит предмет и не понимает его, т.е. уже психологическое отторжение и не приятие. тогда я для него перевела математику в наглядные образы (он прекрасно рисовал) и дело пошло: первый экзамен сдали на 4, второй на 5, и это высшая математика в техническом ВУЗе!

в танцах тоже самое, многие думают, что танец это что-то такое сложное, что осилить это не возможно и вообще это космос, а после такого опуса и подавно скиснут.
а всего-то и нужно, понимать предмет, уметь его объяснить разными способами, повторить несколько раз и все. двигательная память гораздо эффективнее, чем зрительная или слуховая, например. потому что заученное движение встраивается в физику тела и уже не забудется. нельзя разучиться ездить на велосипеде или верхом.
больше нам хороших преподавателей!
Posted 06.09.2013 at 10:45 by Angola Angola is offline
Old
v.radziun's Avatar
Я думаю, проблема в стилях речи. Вероятно, для диссертации такой стиль нормален (не хорош или плох, а является нормой); но на танцевальном сайте без мало-мальской адаптации он не очень прокатывает.
Posted 06.09.2013 at 13:47 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Svetlana Ray's Avatar
Laaluu, никто не собирается давать ученикам карточки с ООД ) Просто делюсь информацией о том, как это происходило в научном мире, возможно кто-то почерпнет что-нибудь интересное для себя.
Приношу извинения за излишний академизм в речи.
Posted 18.09.2013 at 12:45 by Svetlana Ray Svetlana Ray is offline
Old
Scual's Avatar
Здравствуйте Светлана) мне очень понравилась ваша статья, и ранние статьи тоже, я многое в них почерпнул и удачно применяю в танцах.
Люди разные и не всем по душе ваш стиль изложения, но я думаю что тут вам извиняться не за что, т.к. на мой взгляд вашей целью было поделиться информацией, опытом, идеей преподавания, своим взглядом на обучение как процесс, при это стараясь выразить их точно и без возможности двоякого толкования. И я считаю что у вас это удалось.

Все очень точно - для новичков не обладающих предметом, многие "азы сальсы" - лес густой) и если писать с сокращениями и ссылками на такие азы - никакой информативности не получилось бы. Для большинства сообщества МТ наверное и правда много лишней/уже известной информации, но для неофитов в сальсе (и меня) информация полезна. Не все конечно захотят так скурпулезно отрабатывать движения, как и сказал Laaluu, но вы ведь не для ленивых писали свою статью, я прав?
У меня сама мысль о более технически чистом, точном, удобном, "энергетически выгодном" отрабатывании/выполнении основного шага/поворотов/кросс бади лид, созрела где-то через 10 месяцев занятий. И совсем уж новичков наверное сложно будет обучать по такой системе, они другого хотят, мне кажется такой подход больше подходит для середнячков которые хотят развиваться, у которых мотивация сама по себе уже есть и они готовы на любые "пахания в зале", "индивидуалки", лишь бы эффект был и ощутимый рост.

Ждал и жду ваших новых статей) и правда, где схема?
Posted 30.09.2013 at 09:56 by Scual Scual is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 20:57.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2019