Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs About Us

Rate this Entry

McCoy Tyner & the Latin All Stars

Posted 24.03.2009 at 20:15 by ToroDozer
Предлагаю послушать еще один пример того, как известные джазовые музыканты смело вторгаюцца в дивную область латинского. На сей раз ето будет один из величайших пианистов пост-боповой эпохи – МакКой Тайнер.

McCoy Tyner (род. 11 декабря 1938 г. в Филадельфии) оформился как музыкант под сильным влиянием Джона Колтрейна, в квартетах и квинтетах которого он постоянно играл, начиная с 1960 года почти до самой кончины Колтрейна в 1967 г. Затем он начал очень успешную сольную карьеру. Кроме того, все ето время он активно писался в качестве сессионного музыканта на лэйблах Impulse! и Blue Note. Специалисты высоко оценивают его технику: мощную левую руку, которой он любит играть громоподобные аккорды от локтя; и красавицу-правую, которой он умеет играть даже очень быстрые пассажи в «стаккатной» манере – так, чтобы была слышна по отдельности каждая нота, не «сваливая» их в невнятную кучу.

Не буду особо о нем распространяцца – при желании, о нем можно прочитать массу всего, в том числе и на русском: уж очень масштабная фигура, глыба и матёрый человечище. Отмечу лишь, что он, как и Дэвид Мюррей (о котором я писал здесь недавно), является одним из главных «адептов» африканских корней в джазе; на старости лет, когда уже «стало можно», он даже дредлокс отпустил. Записей у него за полувековую творческую деятельность – как звезд на небе... так что, не вдаваясь в детали, давайте сразу проследуем к звездам же – только латинским.

McCoy Tyner & the Latin All Stars (1999, Telarc)



http://narod.ru/disk/6980665000/McCo...1999).rar.html

1. Festival In Bahia /Tyner/ (11:02)
2. Poinciana /Bernier, Simon/ (7:00)
3. Afro Blue /Santamaria/ (12:24)
4. A Song For Love /Tyner/ (10:34)
5. La Habana Sol /Tyner/ (8:36)
6. We Are Our Fathers' Sons /Sharpe/ (5:25)
7. Blue Bossa /Dorham/ (6:51).

McCoy Tyner (piano);
Gary Bartz (saxophones);
Claudio Roditi (trumpet, flugelhorn);
Steve Turre (trombone, shells);
Dave Valentin (flute);
Avery Sharpe (bass);
Ignacio Berroa (drums);
Johnny Almendra (timbales);
Giovanni Hidalgo (percussion).
Recorded at Avatar Studios, Studio A, New York, on July 29 & 30, 1998.

В компанию латинских звезд прокралась и пара нелатинских музыкантов, но тоже весьма почтенных: ето пост-боповый альт/сопрано-саксофонист Гари Бартц, и Эйвери Шарп – постоянный басист МакКоя года так с 84-го и до конца 90-х, в его послужном списке также работа с Уинтоном Марсалисом, Пэтом Метени, Арчи Шеппом. Остальные музыканты активно работают в современном латин-джазе, хотя уроженец Бразилии трубач Клаудио Родити и мексамериканец тромбонист Стив Турре, помимо латинского, играют и традиционный джаз. Турре известен своей любовью к игре на раковинах (conch shells), коих у него большая коллекция (как индийских, так и карибских) – и здесь тоже можно услышать его красивое соло на етом экзотичном инструменте (“Afro Blue”).

Это была первая запись МакКоя для лэйбла Telarc. Представленный на альбоме материал включает 4 оригинальных композиции (три Тайнера и одну Шарпа); «латинизированную» версию джазового стандарта “Poinciana”, который завоевал особую популярность в интерпретации пианиста Ахмада Джамаля; а также пару классических латин-джазовых композиций, которые не играли только ну очень ленивые музыканты в джазе всех мастей – ето “Blue Bossa” трубача Кенни Дорхэма и “Afro Blue” Монго Сантамарии.

Для Тайнера ето, конечно, не первое обращение к латин-джазу; его учитель Колтрейн прекрасно исполнял (вместе с ним) ту же “Afro Blue”, а на пластинках самого Тайнера начала 70-х для лэйбла Milestone (таких как Sama Layuka или Atlantis) тоже встречаюцца обращения к афро-кубинской тематике. В целом МакКой верен себе: по плотности его присутствия в ансамбле он «гвоздь программы»; имеют место здесь и неизменные его мощные аккордные ходы обеими руками. Впрочем, сии последние не выбиваются из «латинского» контекста записи: многие латинские пианисты тоже любят играть такие мощные перкуссивные «тумбаос» – достаточно вспомнить Эдди Кано из старого поколения, или Камило из молодого. Тайнер оказал сильное влияние на развитие Эдди Палмьери в 70-е, и в его игре нередко можно услышать отголоски тайнеровской мощи и неожиданные бурные «отскоки» в сторону от основной гармонической линии.

Ансамбль отличных музыкантов прекрасно дополняет игру лидера. Шарп играет, быть может, несколько непривычно для латин-джазового уха, но качество свинга у него, несомненно, высочайшее. Духовые приятно слушать как в группах, так и соло. Идальго великолепен как всегда. Партии тимбалес и барабанов, сливаясь, образуют четкий и красивый ритмический фон.

Описаний отдельных вещей давать не буду – и так, наверное, уже вам надоел Да, если вдруг возникнет вопрос, кто ето там подвывает иногда – так ето Тайнер. Он ето любит, да и вообще многие джазисты любят подпевать сами себе, особенно когда солируют. Но хотя бы подвывает он не так громко и противно, как, скажем, пианист Кит Джарретт – тот вообще на своих концертах воет как мартовский кот... доплачивают ему за ето, что ли... хотя лично я бы скорее ему доплачивал, чтоб не выл!
Total Comments 4

Comments

Old
paha's Avatar
Если не соврут, то 6 февраля Тайнер в Доме музыки:
http://mmdm.ru/afishaDescription/2418
Правда как-то мутно написано - в рекламе Тайнер есть, а в "Участниках" нет.
Posted 14.01.2010 at 10:06 by paha paha is offline
Old
v.radziun's Avatar
На Джаз.ру написано более определённо: «Трио Маккоя Тайнера (McCoy Tyner, фортепиано, США) при участии Гэри Бартца (Gary Bartz, саксофон, США)».

Спасибо за интересную информацию, paha!
Posted 14.01.2010 at 10:23 by v.radziun v.radziun is offline
Old
paha's Avatar
Дозвонился до Дома музыки, Тайнер в воскресенье, 7 февраля.
Posted 14.01.2010 at 14:33 by paha paha is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Да, спасибо за информацию! МакКой, да еще с Бартцем... на улице поклонников хард-бопа будет праздник
Posted 14.01.2010 at 15:32 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 23:11.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024