Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Register Blogs About Us

Rate this Entry

ДР Монго Сантамарии посвящается...

Posted 11.04.2010 at 00:27 by ToroDozer
Updated 11.04.2010 at 00:56 by ToroDozer (очепятка)
7 апреля легендарному перкуссионисту Монго Сантамарии исполнилось бы 88 лет. Посмотрел сейчас в Википедии – что-то про Монго даже в английской версии статья совершенно никудышная, а в русской вообще про него ничего – видимо, у Виктора Радзюна руки не дошли Нашел в буклете от одного из его альбомов статью Томми Мейни, охватывающую, правда, только ранний период жизни маэстро – до 1957г.; предлагаю почитать её перевод (оригинал на исп. и англ. приложен к альбому 1955г.). Может, у нас рано или поздно дойдут руки до статьи про Монго для Вики... думаю, фрагменты этого перевода вполне потянут в качестве «заготовки» для начала статьи К тому же, давненько я не терроризировал читателей большими количествами буков Итак:

Рамон «Монго» Сантамария родился 7 апреля 1922г. в квартале Лос Карретерос гаванского района Хесус Мария. Румба и праздники в честь святых составляли неотъемлемую часть повседневной жизни этого черного рабочего района, давшего жизнь многим знаменитым мастерам игры на конгах; например, из поколения Монго можно назвать Сильвестре Мендеса или Модесто Дюрана. Мать Монго происходила из йоруба, а отец – из конго, и афро-кубинские ритмы были у него в крови; поэтому он никогда не пропускал возможность поиграть на репетициях местной компарсы La Jardinera, на вечеринках-bembé, на встречах румба-музыкантов; и везде он учился основам игры на конгах и кахоне. Ему также нравились соновые группы, и он охотно посещал выступления секстета Альфредо Болоньи, «Сепетето Абанеро» и ансамбля Игнасио Пиньеро; здесь он учился другим перкуссионным стилям. В возрасте 6 лет он уже начал импровизировать гуарачи, аккомпанируя себе на разных ударных инструментах – мараках или бонго. Вскоре он вошел в состав «детской» группы La Lira Infantil. Со своим ненасытным стремлением учиться он также ходит на выступления чаранговых оркестров, добавляя к своим навыкам также игру на тимбалес. Родители безуспешно пытались направить его музыкальные склонности в сторону игры на скрипке: инструмент оставался лежать в футляре, который Рамону нравился больше самой скрипки: если по нему стучать как по барабану, он выдавал красивый гулкий звук.

В 18 лет он дебютировал в качестве конгеро в составе Conjunto Camacho и записался с Cuban Boys Эрнесто Лекуоны (вероятно, в апреле 1940г.). По утрам он подрабатывал почтальоном, днем участвовал в концертах на радио, а вечерами играл на румба-вечеринках или на концертах в кабаре Eden Concert. Весной 1941г. он стал одним из румберо, принимавших участие в концертной серии “Congo Pantera” в кабаре Tropicana; звездой этой программы был Чано Посо, в ней принимали участие Сильвестре Мендес и Пабло Ареналь. Монго также выступает с Conjunto Cubaney под руководством известного трубача Пильдерó. В 1945г. недавно вернувшийся из Штатов трубач Луис Эскаланте /один из первых кубинских джазовых трубачей – TD/ у себя дома знакомит компанию друзей (среди которых были Монго, Пильдеро и Бебо Вальдес) с новым модным музыкальным течением – бибопом, и наигрывает им знаменитую /в исполнении Диззи Гиллеспи - TD/ тему “Salt Peanuts”. В это время Монго также играет с чарангой Хосеито Нуньеса, выступает в кабаре Sans-Souci с оркестром Los Leones под руководством певца и басиста Альфредо Леóна.

В 1948г. у Монго умирает молодая жена. Переживания привели к тому, что он бросает работу с «Лос Леонес», передав своё место двоюродному брату Армандо Перасе, и решает уехать с Кубы. 2 мая, с 3-хмесячной выездной визой в кармане, он уезжает в Мексику, получив приглашение от танцевального дуэта «Паблито и Лилóн». Там он встречает своих земляков: Модесто Дюрана, Бени Море и Висентико Вальдеса. Ангажемент у Паблито вскоре истёк; Монго получает предложение от кого-то еще, но отказывается, предложив вместо себя своего кузена Армандо Перасу, а сам ненадолго присоединяется в качестве бонгосеро к группе Son Clave de Oro под руководством перкуссиониста Хосе «Тапатио» Масиаса, где тогда выступали также трубач Маноло «Гуидо» Осорно Буэендиа, певец Хосе «Чепильо Чико» Васкес и пианист Бетуско. В сентябре 1948г. Монго и Пераса едут из Мексики в Нью-Йорк вместе с Паблито и его оркестром The Black Cuban Diamonds, который получил контракт на неделю выступлений в Hispano Theatre. После окончания контракта кузены вместе играют в оркестре Мачито, а затем Монго перебирается в оркестр Мигелито Вальдеса, получивший недельный контракт на выступления в Apollo Theatre. После этого Монго играет в группе Los Dandies Джонни Сегуи, где также работают певец Хосе Агилар, тимбалеро Папи Рагани и перкуссионист Вилли Бобо.

Из-за отсутствия рабочей визы Монго приходится вернуться сначала в Мексику, а затем и обратно в Гавану. Наконец 22 сентября 1950г. он получает возможность вернуться в США, где ему удалось получить разрешение на работу в качестве профессионального музыканта. Сперва он снова работает с Los Dandies в Plaza Park. А в мае 1951г. приехавший недавно в США Дáмасо Перес Прадо собирает состав из американских музыкантов, добавив в ритм-секцию латиноамериканцев: басиста Майка Кардону, барабанщика Сонни Риверу, бонгосеро Чино Посо /не путать с Чано! Чано – Лусиано, Чино – Франсиско... вроде как они кузены – TD/, и Монго на конгах. Пели в оркестре мексиканцы – Эстрелья Салинас и Пакито Соса. Буквально через несколько дней репетиций нового оркестра автобус, везший музыкантов, попадает в аварию. Монго получает серьезные ранения в ногу; от ампутации его спасло лишь вмешательство Пакито Соса, сказавшего хирургам, что Монго – не местный «ниггер», а иностранец – кубинец. Выздоровление затянулось на несколько месяцев, проведенных Монго в Нью-Йорке. Затем он присоединяется к оркестру Хосе Луиса Монеро, где играли несколько его старых коллег по Los Dandies и скрипач Альберто Иснага; в 1952г. этот оркестр стал первой нью-йоркской чарангой, выступавшей в клубе «Тропикана» в Бронксе. Игру Монго услышал Чарли Палмьери и предложил ему заменить конгеро Фрэнки Колона в группе Тито Пуэнте, которая записывалась для лэйбла SMC в качестве сопровождающего состава певца Полито Галиндеса. После этой и еще нескольких записей с малыми составами Пуэнте последний предложил Монго место постоянного конгеро на концертах своего бигбэнда в «Палладиуме».

В ноябре 1952г., будучи еще членом Всезвездного Мамбо-Оркестра Пуэнте, Монго возвращается в Гавану для записи сессии чисто афро-кубинской музыки для SMC. Владелец этого лэйбла, Габриэль Оллер, не слишком озабоченный коммерческой выгодой от своих записей, уже успел ранее выпустить ряд афро-кубинских записей, в том числе с участием Чано Посо и Карлоса Видаля. Альбом, записанный 3 ноября, вышел под названием Afro Cuban Drums (Voodoo Rituals). В записи Монго помогала перкуссионная группа оркестра Бебо Вальдеса: Гильермо «Вилли» Баррето, Роландо «Чангито» Альфонсо /не путать с «современным» Чангито! – TD/, а также Кандидо Камеро, который по возвращении на Кубу активно включился в развитие ритма батанга (первая композиция в этом жанре, “Oye! Batanga bailarás”, была записана 11 числа того же месяца). Жена Гильермо Баррето, Мерседитас Вальдес, уже зарекомендовавшая себя как исполнительница “rezos santeros” – религиозных песнопений сантерии, спела на записи несколько вещей, посвященных божествам Йоруба – Очун, Элегуа и Йемайя. Этот альбом стал краткой экскурсией в мир секулярной и сакральной афро-кубинской культуры. Он начинается с молитвы к Чанго, затем идут конга-компарса, две румбы (колумбия и гуагуанко), еще одна румба и, наконец, длинный джем в ритме абакуа /первый и последний номера с этого альбома 1952г. присутствуют как бонусы на предлагаемом ниже альбоме 1955г. – TD/.

Монго, удовлетворенный этой работой, возвращается в Нью-Йорк, в оркестр Пуэнте; в 1954г. ему удалось уговорить Пуэнте взять в перкуссионную секцию оркестра своего друга Вилли Бобо. В 1955г. в Нью-Йорке гастролировал знаменитый кубинский конгеро Сильвестре Мендес (с танцовщицей Марией Антуанеттой Понс). Певец Антар Дали воспользовался этим случаем, чтобы собрать в студии группу румба-музыкантов. Это были Карлос «Патато» Вальдес, Хулито Кольясо, Сильвестре Мендес, Монго Сантамария, Антар Дали, Вилли Бобо, Марселино Герра и его жена Мерседес «Мерседита» Вальдес де Герра. Репетировала группа дома у Мачито, на 110-й Улице. Записанный ими альбом вышел под именем Монго, хотя подлинным лидером записи был Сильвестре Мендес, который первый раз записал здесь свою известную вещь – гуагуанко “Margarito”. Эта запись – подлинное удовольствие для всех любителей афро-кубинских ритмов; она включает румбы (колумбия и гуагуанко), ритмы и песнопения Йоруба (или лукуми), ритмы абакуа и батири (создание Антара Дали), а также карнавальную конгу авторства Монго.

Этот альбом произвел глубокое впечатление на Тито Пуэнте, и вскоре у него, к удовольствию Монго, начался период увлечения афро-кубинскими ритмами. Вместе с Вилли Бобо, Патато и Кандидо Монго принял участие в новой записи Пуэнте, где тот начал вводить в свой репертуар вещи с более выраженным афро-кубинским влиянием, такие как “Eleguá Changó”, “Oye Mi Guaguancó” или оркестровая версия “Guaguancó Margarito”. В следующем году Пуэнте выпустил альбом, целиком посвященный афро-кубинскому фольклору. Монго написал для него две вещи, “Obaricoso” и “Eleguá”. /Речь идет об альбомах Пуэнте Cuban Carnival (1956) и Top Percussion (1957); второй из них будет выложен ниже – TD./ Однако отношения между Монго и Пуэнте ухудшились после того, как Монго записался с группой Кола Чейдера. Вскоре после этой записи Монго, а с ним и Бобо, окончательно решили уйти из оркестра Пуэнте и присоединиться к Чейдеру /речь идет об альбоме Cal Tjader – Más Ritmo Caliente (1957), три трека для которого были записаны в Нью-Йорке при участии Монго и Бобо, а остальное – в Чикаго и Фриско, с другими перкуссионистами – TD/.

***
Ну, дальше – чистая лирика и реклама Перейдем, наконец, к «официальной части»

1) Тот самый альбом Монго, от которого была данная аннотация. Ну, о нем уже всё сказано, и даже больше Целиком эта запись здесь сведена, наверное, впервые; её фрагменты выпускали на виниле лэйблы Tico и Vaya. Треки №№13 и 17 – бонусные, фрагменты альбома 1952г., записанного на Кубе. Сам этот альбом, как и вообще львиная доля материала SMC, пока, увы, не переиздан, и неизвестно, будет ли когда-нибудь... а жаль.


Mongo Santamaría and his Afro-Cuban Drum Beaters (1955; Caney 2003)
скачать

2) Афро-кубинский перкуссионный альбом 1957г. ревнивца Пуэнте Как бы то ни было, альбом отличный. Первая сторона оригинального винила была чисто афро-кубинской, где Пуэнте своими тимбалес больше поддерживал ритм; на второй стороне Пуэнте на основе той же ритмики блистает своими тимбальными соло. На CD-переиздании добавлен (для массы... но не в кассу ) 7-минутный оркестровый трек “Night Ritual” с другого альбома Пуэнте того же года – Night Beat.


Tito Puente – Top Percussion (1957, RCA 1997)
скачать

3) Иллюстрация к началу следующей главы жизни маэстро, после сотрудничества с Чейдером (альбом с Колом, ставший яблоком раздора, могу тоже как-нибудь выложить – для полноты картины здесь же он был бы немного не в тему). Тогдашний калифорнийский лэйбл Чейдера (Fantasy) после их сотрудничества предложил Монго записать и для них чего-нибудь афро-кубинского – видимо, чтобы не отставать от Нью-Йорка Результатом стали две пластинки: Yambú (1958) и Mongo (1959), это первые записи, где Монго был фактическим (а не только номинальным, как на альбоме 1955г.) лидером. В записи, кроме Монго, Бобо и Перасы, участвовали также Чейдер и его группа, Франсиско Агуабелья, саксофонист Хосе «Чомбо» Сильва. Это уже не чисто фольклорно-барабанная запись, а скорее попытка обработки фольклора в джазовом ключе (особенно вторая из этих двух пластинок). Основная часть материала написана Монго и Агуабельей. Второй альбом по звучанию уже является преддверием последующих альбомов Монго, знаком наступления его «золотого» джазового периода – между "слишком глубинным" фольклором и "слишком поверхностным" латин-соул

О значимости этих записей говорит хотя бы тот факт, что еще в 1972г. эти два альбома Монго были переизданы нью-йоркским лэйблом Prestige в виде 2LP под названием Afro Roots; позднее вышел и одноименный CD.


Mongo Santamaría – Afro Roots (1958-59, Prestige 1995)
скачать

До скорого!
Total Comments 5

Comments

Old
v.radziun's Avatar
Кстати, о статье для Википедии — можно будет заняться вместе, ты как на это смотришь?

Да, вот ещё что: Монго — это уменьшительное от «Рамон», так что, наверное, в кавычки заключать это слово не нужно. Ну, типа, не Уильям «Билл» Клинтон, а просто — Билл Клинтон.
Posted 11.04.2010 at 13:19 by v.radziun v.radziun is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Виктор, если ты заметил, я в кавычки взял Монго только ОДИН раз - где подряд стоит Рамон и Монго. Ну может следовало его в скобки взять, а не в кавычки... но как-то выделить надо было: согласись, Уильям Билл Клинтон - тоже странно бы выглядело Тем более, что у имён часто бывает несколько вариантов уменьшительных (Монго и Монгито; Билл и Вилли), причем к конкретному человеку "липнет" какое-то конкретное из них (скажем, Монго и Монгито Сантамария - это два разных человека, что ясно без комментариев; Эль Унико никому не придет в голову называть в разговоре Монго, а Сантамарию-старшего - Рамоном, не так ли? скажи: "Вилли Клинтон" - и кто тебя поймёт?), поэтому это уменьшительное становится как бы сродни прозвищу, эрго, можно выделить его и кавычками - не всегда, а, повторюсь, именно там, где полное и уменьшительное имена стоят рядом - чтобы показать, какой именно деминутив к человеку прилип.

Уф-ф-ф... отмазался?
А насчёт Вики - идея хорошая. Надо заняться сбором биографических материалов.
Posted 11.04.2010 at 15:33 by ToroDozer ToroDozer is offline
Updated 11.04.2010 at 20:27 by ToroDozer (очепятка)
Old
ToroDozer's Avatar
Ммм... запарился... поначалу увидел у себя в ответе слово "диминутив", вспомнил, что вроде надо "деминутив" - исправил... а потом усомнился, полез посмотрел - оказывается, умные люди и так, и так пишут...
С подобными "латинизмами" у меня вечная запарка, как надо в русском писать - как в английском, или наоборот Слово "рекомендация": если на автопилоте, то почти всегда пишу сначала с двумя "м", и только к концу слова вспоминаю, что тут надо не как в английском Вот и сейчас - на автопилоте написал как в английском (там строго diminutive). Кстати сказать, английские "латинизмы" чаще бывают ближе к оригиналу.
Posted 11.04.2010 at 20:45 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Для смеху набрал сейчас в поисковике Bill Clinton, выдалась ссыла на одноименную статью в англ. Вики - и что я там читаю?

William Jefferson "Bill" Clinton (born William Jefferson Blythe III, August 19, 1946)[1] was the 42nd President of the United States from 1993 to 2001.

Честно - сам не ожидал Видимо, у меня это подсознательно въелось из англо-нета: я же в Рунете, кроме МТ, практически ничего и не читаю А в русской Вики так:

Би́лл Кли́нтон (англ. Bill Clinton; полное имя Уи́льям Дже́фферсон Кли́нтон, англ. William Jefferson Clinton; 19 августа 1946, Хоуп (Hope), штат Арканзас) — 42-й Президент США (1993—2001).

А-а-а... в конце концов, у меня тут не энциклопедия, а мой личный дневничок... хочу - в кавычки возьму, хочу - в скобки или в слэши... вот если будем Вики-статью писать - тогда викифицируешь меня до как положено
Posted 11.04.2010 at 22:18 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Ещё о русско-кубинских культурных связях
В тексте статьи упоминалось шоу “Congo Pantera” в кабаре Tropicana (1941); думаю, российским танцорам румбы будет небезынтересно узнать, что в этом шоу принимали участие также и русские балетные танцоры (Татьяна Лескова и Павел Петров) из одной обанкротившейся антрепризы, случайно оказавшиеся в Гаване Эта русская труппа, "Coronel Basil's Russian Ballet", представляла собой один из обломков легендарной труппы Дягилева, распавшейся после его смерти в 1929г. Данная антреприза была создана в 1932г. под руководством "полковника Василия де Базиля" (он же Василий Григорьевич Воскресенский) и просуществовала до 1940г.
Posted 14.04.2010 at 18:43 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 19:22.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2019