Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs About Us

Rating: 2 votes, 5.00 average.

Румба-5: США. Начало. Патато и Тотико

Posted 18.09.2010 at 23:04 by ToroDozer
Updated 20.09.2010 at 13:11 by ToroDozer (очепятка)
В США румбу начали записывать примерно одновременно с Кубой, т.е. во второй половине 40-х гг. – имеются в виду коммерческие записи для тиражирования на пластинках, а не «штучные» полевые записи фольклористов и этнографов, до сих пор лежащие мёртвым грузом на полках в соответствующих институтах. И, судя по всему, пионером в этой области (как и во многих других) стал культовый лэйбл Габриэля Ойлера SMC, выпустивший в 1947-48 гг. два 2-сторонних сингла (78-ки) Чано Посо и два сингла Карлоса Видаля – конгеро, игравшего с Мачито и другими пионерами афро-кубинского джаза. Калифорнийский «перкуссионист в законе» Дэвид Пеньялоса считает их первыми записями «настоящей» румбы в США. Послушать онлайн записи группы Видаля – по одной вещи гуагуанко, колумбия, абакуа и бембе – можно здесь. Возможно, были и другие румбовые записи, сделанные на рубеже 40-х и 50-х – но мне таковых пока найти не удалось.

Должен сказать, что основная масса перкуссионной латинской музыки, записывавшейся в США в 50-е, не являлась румбой, а скорее была вариацией на тему модного тогда псевдо-этно-лаунджевого стиля «экзотика». Эта музыка не только не являлась традиционной для каких-либо «экзотических» регионов, но даже не являлась смешением таких традиций, пусть даже механическим; это скорее была зарисовка из жизни некоего воображаемого острова где-нибудь в Океании, каким рисует его себе тупой левый гринго среднестатистический янки, никогда не вылезавший дальше столицы своего штата и не слышавший реальных этнических записей. У Мартина Денни, чья серия одноимённых альбомов дала жанру название, музыка обычно представляла собой достаточно примитивный, но гипнотизирующий ритм и синтезаторные темы со всякими таинственными звуками – бульканьями неведомых рыб, щебетом вымерших птиц и выкриками странных ушельцев на неизвестных науке языках Другой корифей жанра, Лес Бакстер, исполнял его бигбэндовую версию, с «первобытными» духовыми, изобиловавшими хроматизмами, внезапными фортиссимо отдельных инструментов и прочими «туземными» штучками

Конечно, латиноамериканские музыканты, в отличие от некоторых, отталкивались от более реальной почвы своих родных островов, а не от каких-то там абстрактных мультяшек; но ценность этой музыки всё равно не слишком велика. Дань моде отдали даже такие видные музыканты, как Перес Прадо (см., например, его альбом Voodoo Suite 1955) и особенно Луис «Сабу» Мартинес (см. альбомы Safari with Sabú 1957, Sorcery 1958, Jungle Percussion 1959). Эти альбомы – конечно, не то чтобы полная «чунга-чанга», но недалеко от таковой ушли Ровная, местами монотонная, местами маниакально-энергическая ритмика поименованных альбомов Сабу, конечно, совсем не похожа на изящную, сильно синкопированную красавицу-румбу с её грациозно извивающейся африканской попой Хотя где-то я Сабу понимаю – героин, однако, денег стоит... а ещё духовые соло там бывали красивые... впрочем, к началу 60-х он опомнился и занялся настоящим делом – но это другая сказка, часть которой уже рассказывалась здесь

Даже перкуссионные альбомы Тито Пуэнте конца 50-х несут на себе черты этого общего поветрия. Да что Пуэнте – даже сам Арсенио Родригес записал в 1957г. совместно с Сабу для Blue Note альбом Palo Congo, тоже в известной мере «заражённый» экзотикой! (Альбом вышел под именем Сабу.) Среди редких исключений – альбом Монго Сантамарии 1955г.; пример от Пуэнте и альбом Монго – здесь.

Нам придётся перепрыгнуть сразу в 1967-68гг., когда был записан совместный альбом Карлоса «Патато» Вальдеса и друга его гаванского детства, певца Эухенио «Тотико» Аранго. Тотико – личность загадочная; я не нашел в Интернете никаких деталей его жизни, даже даты его рождения. Единственное, что можно сказать – что он, по-видимому, переехал в США ещё в 50-е, как и его дружок Патато; и что в 1999г. он был ещё жив и «румбил» помаленьку на дому с друзьями

В записи приняли участие и другие «эстадо-юнидовские» румберо старшего поколения: певцы и перкуссионисты Вирхилио Марти (о котором мы уже говорили здесь) и Папаито (Марио Муньос). Среди участников также такие мэтры, как Арсенио Родригес (трес) и Исраэль «Качао» Лопес (бас). Это, конечно, абсолютная классика, и многие наверняка имеют альбом в своих фонотеках; но всё же выложу его на всякий случай


Patato & Totico (1968, Verve; 2004)
тыц

Альбомов чисто перкуссионной румбы, записанных в США до 1979г., мне пока не попадалось. Кое-какие треки встречаются на ряде записей разных проектов Манни Окендо, в которых сотрудничал В. Марти; но основным популяризатором жанра в это время стала фирма Latin Percussion, чей глава Мартин Коэн был дружен с Патато – именно их сотрудничеством мы обязаны нынешней конструкцией настраиваемых конг. В целях рекламы своей продукции LP выпустила ряд латиноамериканских записей – некоторые из них уже «проходили» на МТ. К этой же серии относятся выпущенные в 1976г. альбомы Патато и компании Ready for Freddy и Authority. Оба содержат как чисто перкуссионные, так и инструментованные треки; но всё же румба доминирует, если не формально (как на втором из них), то по настроению (как на первом, где румба адаптирована под «Фредди»-американца – «разбавлена» соном и дескаргой, чтоб Фредди с тоски не помер ). Состав музыкантов мега-звездный: кроме компании мощных румберо (Патато, Папаито, Марти, Хулито Кольясо) здесь также играет тресеро Нельсон Гонсалес; партии каскары на первом альбоме играет Орестес Вилатó (он же выдаёт замечательные соло на бонгос), а на втором – Стив Берриос; на Ready for Freddy играют пианист Альфредо Родригес и басист Бобби Родригес.


Carlos Patato Valdés – Ready for Freddy (1976, LP)
тыц


Patato & his LP Friends – Authority (1976, LP)
тыц

Первой ласточкой «румбанизации» (или «огуагуанковливания»? ) США в преддверии 80-х стал, по-видимому, чисто румбовый альбом В. Марти 1979г. (был выложен ранее в посвящённом ему посте). Оживление на рубеже 70-х и 80-х румба-жизни на Кубе в связи с гуарапачангео перенеслось на север – главным образом, через приток в 1980г. новых музыкальных кадров с Кубы из числа «мариэлитос»; о них мы поговорим в следующих выпусках.

Следующий румбовый альбом Тотико вышел в 1982г., и здесь «вторую скрипку» играет уже как раз такой «мариэлито» – перкуссионист и певец Орландо «Пунтилья» Риос, о котором мы ещё поговорим, и даже не раз Получилась ну очень зажигательная гуагуанковина Здесь можно заметить выраженное влияние гуарапачангео, включая присутствие бата. А ещё здесь играют братья Гонсалес.


Totico y sus Rumberos (1982, Montuno; 1992)
тыц

Объявляется перерыв... до скорого!
Total Comments 4

Comments

Old
v.radziun's Avatar
Алексей, спасибо за месячник румбы! Только ты зря апострофы используешь в именах файлов: следующая за ними часть названия файла обрезается.

Для тех, кто скачал файлы в таком виде, но не знает, что с ними делать: просто добавьте расширение «.rar» — и архивом можно будет пользоваться.
Posted 19.09.2010 at 21:42 by v.radziun v.radziun is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Семён Семёныч... ааа... точно, были ж у меня самого такие проблемы! Больше не повторится!
Posted 19.09.2010 at 21:51 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Сегодня с прискорбием прочитал о кончине Эухенио Аранго "Тотико" 21 января сего года
Его музыка доставила немало приятных минут.
Ibaye baye tonu
Posted 01.04.2011 at 00:29 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
v.radziun's Avatar
Печально
Posted 01.04.2011 at 10:57 by v.radziun v.radziun is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 16:46.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024