Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > ToroDozer
Blogs Forum About Us

Rate this Entry

Румба-6: США. Puntilla

Posted 20.09.2010 at 23:05 by ToroDozer
Итак, мы остановились на оживлении афро-кубинской фольклорной сцены в США в самом начале 80-х. Связано это было, как я уже говорил, с приездом с Кубы ряда музыкантов-«мариэлитос». Вкратце поясню: так называли кубинских иммигрантов, перебравшихся в США из порта Мариэль с апреля по октябрь 1980г., общим количеством около 125 тыс. человек. В связи с некоторым потеплением отношений между администрациями Кастро и Картера в конце 70-х и с дежурным экономическим кризисом на Кубе Фидель разрешил желающим кубинцам, особенно имеющим родственников в США (на что особенно напирала американская пресса), выехать туда на ПМЖ. Но у Фиделя недаром такая большая борода В нагрузку он умудрился привесить всякого рода "сиротинушек" - люмпенов, заботливо собранных им по тюрьмам и психушкам; по его собственному публичному признанию, он «слил в США содержимое кубинских сортиров». Вот вам, о будущие политики, пример грамотного использования сортиров в стратегических целях: чем в них кого-то мочить (и всё больше на словах), лучше выливать содержимое на врага Впрочем, приём не нов – в средние века при осаде крепостей осаждённые нередко его использовали, совмещая приятное с полезным. Комми всегда знали историю лучше буржуев – вот буржуи и попались Однако американцы особо не переживали: доля реального преступного элемента среди "мариэлитос" была оценена на уровне всего 2%, что для Кубы, может, и весомое количество, а для США - капля в море

Помните некогда культовый фильм «Scarface/Лицо со шрамом» Брайана де Палмы? Там главный герой (в исполнении Аль Пачино) – тоже один из беженцев-«мариэлитос», и как раз из этой самой нагрузки. Однако и музыкантов там хватало – в конце цитированной википедийной статьи перечислены далеко не все достойные упоминания персоналии, а из румберо не назвали вообще никого. Давайте-ка исправим это упущение Назову следующих музыкантов: Орландо «Пунтилья» Риос, Даниэль Понсе, Мануэль «Эль Льянеро» Мартинес Оливера, Хуан «Лонг Джон» Олива; последний поселился в Лос-Анжелесе, а остальные – в Нью-Йорке.

В нью-йоркском Центральном парке ещё с начала 70-х собиралась по воскресеньям небольшая компания румберо, чтобы «порумбить» в своё удовольствие. После 1980г. эта тусовка резко оживилась, и там стали появляться осевшие в Нью-Йорке «мариэлитос», включая Понсе и Эль Льянеро (которому, кроме всего прочего, некоторые приписывают авторство термина «гуарапачангео»). Это был, конечно, не какой-нибудь кондовый гаванский «эль соляр», но что-то похожее – а на общем румба-безрыбье в США кубинцы радовались и этому Помните альбом Эдди Бобé Central Park Rumba (1999) – был в рассылке? Вот он как раз и посвящён этой тусовке и записан группой её современных завсегдатаев.

Обзор записей нового поколения американских румберо мы начнём с певца и перкуссиониста, игравшего на батá, конге и кахоне, уроженца Гаваны (район Белен) Орландо «Пунтильи» Риоса (1947-2008), ученика легендарного Панчо Кинто. Пунтилья дал новый толчок развитию игры на бата в США; у него дома в Нью-Йорке постоянно собирался «кружок» учеников и коллег, который являлся основой его концертной группы La Nueva Generación и в котором играли такие известные сейчас музыканты, как Джин Голден. Группа выпустила альбом Spirit Rhythms: Sacred Drumming & Chants from Cuba (1996, Latitudes) – увы, пока я его нигде не нашёл в мр3. Пунтилья также снялся в известном фильме “Calle 54” (2000) – почти в самом конце, где играет группа румберо с Патато и Энди Гонсалесом. Вот кусок из фильма и вот он, голубчик – вокалист/конгеро в очках и красном шарфе:
YouTube - Compa Galletano - Orlando Puntilla R. (Ft. Patato Valdes) - Calle 54 - HD

Первый собственный альбом Пунтилья, недолго думая, назвал «Из Гаваны в Нью-Йорк» Первые 5 вещей – разные «сантерийные» песнопения и ритмы; потом следуют 3 румбовых номера. В записи также принял участие Даниэль Понсе. На CD альбом не переиздавался; на виниле его "самопалом" выпустил сам Пунтилья, обозвавший лэйбл Puntilla Folkloric Records Co. Ниже предлагается рип с винила, причём хорошего качества.


Orlando “Puntilla” Ríos - From La Habana To New York (1983, self-released)
тыц

В США Пунтилья, кроме этого, записал только упомянутый выше чисто фольклорный альбом. При этом он активно занимался педагогической работой и участвовал в ряде чужих проектов, включая Deep Rumba, о котором мы позднее поговорим отдельно. В начале 2000-х годов, когда отношения между Кубой и США в очередной раз были не слишком враждебными, Пунтилья несколько раз ездил на Кубу и сделал там пару записей с местными румберо. Одна представляла собой саундтрек для какого-то фильма; а вторая, сделанная в 2003г., позднее была издана в США Смитсонианским Институтом в его известной фольклорной серии. Всезвёздная компания румберо, включавшая членов Yoruba Andabo и Rumberos de Cuba, решила почтить память Гонсало Асенсио (1919-1991) по прозвищу “Tío Tom” («Дядя Том»), гаванского «короля гуагуанко», автора множества популярных румбовых песен. Все песни на альбоме, кроме последней (её написал Пунтилья) – авторства Асенсио, который, по словам кубинского музыковеда Леонардо Акосты, был гением скромности: мало кто знал его лично, хотя его песни были на слуху у всей Гаваны.


Puntilla y el Conjunto Todo Rumbero - A Tribute to Gonzalo Asencio “Tío Tom” (2003; Smithsonian Folkways 2008)
тыц

До скорого!
Total Comments 1

Comments

Old
ToroDozer's Avatar
Сразу не доглядел: в ролике два вокалиста/конгеро в очках и красных шарфиках Пунтилья - который старше, сидит правее; он - третий в ряду сидящих перкуссионистов, где первый - Патато.
Posted 21.09.2010 at 01:01 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 23:21.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024