Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > Svetlana Ray
Register Blogs About Us

Rating: 2 votes, 5.00 average.

Немного психологии в приложении к сальсе. Часть 1

Posted 04.09.2013 at 14:02 by Svetlana Ray
Хочу рассказать вам о теории, с которой я работала на протяжении нескольких лет, получая психологическое образование в СПбГУ. Эта теория предлагает модель того, как действия, выполняемые человеком, переходят из внешнего плана во внутренний. Автор ее - представитель московской школы психологии П.Я. Гальперин, работавший в области формирования умственных действий и операций. Концепция о формировании движений показалась мне интересной в приложении к обучению, а также самостоятельному освоению разных категорий движений в сальсе.
Итак, психологи приняли за основу, что у любого движений есть Ориентировочная Основа (далее – ООД, или Ориентировочная Основа Действия) – необходимое и достаточное количество ключевых точек, выполнение которых приводит к корректному выполнению движения в целом. Известно, что в движениях атлетов или, например, балерин, все эти ключевые точки, или ООТ (далее ООТ – Основные Опорные Точки) давно выведены и утверждены, и поэтому их обучение сводится к усвоению и автоматизации ООД. В сальсе же есть базовые движения, но нет общепринятых норм относительно того, как их выполнять правильно. (В связи с этим, хотелось бы сразу уточнить понятие правильности. Как правильно сказать нельзя, правильно в каждой школе по-своему, тем не менее, предположим, что правильно будет означать удобно для обоих партнеров, эстетично и энергетически выгодно). Соответственно все ООД, незримо присутствующие в движениях танцоров, остаются за порогом их осознания. Одна из причин, почему хороший танцор не всегда хороший препод, заключается в том, что большая часть движения танцоров имплицитны. Это означает, что движение выполняется правильно, но при этом танцор не в силах объяснить, как оно выполняется, то есть часть ООТ не осознается. Начиная преподавать, мы всегда сталкиваемся с проблемой объяснения материала, и одна из причин ее лежит в не осознанности движений или частей движений, которые мы исполняем.
Кто такой успешный ученик? Это старательный человек, которому удается выделять в увиденном движении все необходимые ООТ и не выделять лишние. Причем чаще всего это тоже происходит неосознанно. В большинстве же своем, в головах людей движения, которые они видят, представляются одной большой кашей, в которой они оказываются бессильны выделить ключевые моменты. Да, впрочем, они и не обязаны, ведь у них для этого есть преподаватель.

Вывод: Уважаемые преподаватели! Любое действие состоит из операций, которые вам необходимо выделить, описать и продемонстрировать. Тогда шансы, что ваши ученики усвоят движение правильно, быстро возрастут. Просто повторив за вами, они, скорее всего, запомнят фигуру с искажениями.

Согласно теории Гальперина, чтобы действие усвоилось верно, оно должно пройти несколько стадий.
1. Формирование мотивационной основы.

Для успешного освоения действия необходим определенный уровень мотивации. Упущение этого момента может негативно сказаться на всем процессе обучения.

2. Составление схемы ориентировочной основы действия.

Ориентировочная основа действия [лат. oriēns (orientis) — восток] — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Следуя содержащейся в такой схеме системе указаний, человек, не умеющий выполнять действие, шаг за шагом может это действие выполнить. Если субъект выполняет действие многократно и безошибочно - это говорит о полноте ориентировочной основы действия. Важно отметить, что в классическом типе обучения этому этапу уделяется очень мало внимания. Задание лишь описывается, а затем сразу происходит переход к практической его части. В результате, во-первых, действие во многом начинает формироваться методом проб и ошибок, а во-вторых, в освоении действия все большее значение приобретают качества самого человека. Все это отрицательно сказывается как на мотивации обучающегося, так и на результатах запоминания и использования действия в дальнейшем. Если взять группы испытуемых, то та часть, которой не была вначале усвоена схема о.о.д., демонстрирует гораздо больший разброс результатов, который как раз отражает разнообразие личных данных каждого из участников.

3. Решение ряда задач, предварительно подобранных на основе прежде составленной схемы о.о.д.

Гальперин утверждает, что для наилучшего освоения действия необходимо, чтобы на этой стадии оно осуществлялось в объективированной форме, то есть было материальным либо материализованным (выполнялось с предметами либо их моделями). Действие должно разворачиваться во всей своей полноте, медленно и осознанно, с проговариванием всех его существенных моментов. На этой стадии удобно и необходимо осуществлять корректировку действия и отработку его желательных свойств. При этом здесь присутствуют две составляющие – сама материальная либо материализованная форма действия и его ориентировочная основа, которую рекомендовано в письменном виде вынести на отдельную карточку. По мере того как действие становится слитным и ускоряется, рекомендуется постепенно сместить «точку опоры» испытуемого с карточки на собственную речь, а затем убрать материал (если речь идет об умственном действии). Таким образом, действие трансформируется в речевую форму, которая одновременно является и речевым действием, и сообщением об этом действии, причем полным сообщением, понятным другому человеку. Это очень важное обстоятельство, так как на данном этапе действие, выраженное в речи, принимает форму мысли. Еще не психологически, но логически. Здесь происходит скачок от предметного действия к мысли об этом действии.

4. Перенесение действия в умственный план, в сознание.

На этом этапе испытуемый не говорит о действии целиком, но называет лишь результаты его отдельных операций. Это позволяет хоть как-то контролировать процесс, который на этот раз происходит внутри субъекта и не поддается внешнему наблюдению. В данном случае испытуемый ориентируется на те же самые звуковые образы действия, но не произносимые вслух.

5. Формирование действия во внешней речи «про себя».

Это первая форма действий в уме, которая является той же самой развернутой речевой формой действия только без внешнего произношения. Субъект на данном этапе выполняет все действие «про себя» и называет лишь конечный его результат. После отработки новой формы действия во всем диапазоне задач и получения быстрого и правильного их решения переходим на 6 этап:

6. Закрепление действия во внутреннем плане, его автоматизация.

Постепенно устраняются те паузы, которые присутствовали между отдельными операциями на предыдущих этапах. Действие ускоряется, становится плавным. При этом внешняя речь «про себя» становится внутренней: она существенно сокращается. Из нее выпадают моменты, отражающие уже автоматизированные части действия, и остаются лишь фразы, соответствующие операциям, вызывающим сложности. Но на этом процесс не заканчивается. В силу того, что относящиеся к слову аспекты – артикуляторные элементы речи, звуковые образы – способствуют задержке движения, они выпадают из сознания. Тогда в нем остается лишь речевое значение. Подобный феномен, возникающий при полностью автоматизированном воспроизведении речевых форм действия, получил название феномена «чистой мысли». Данный феномен является предметом жарких споров ученых, потому что отражает нечто, что нельзя обнаружить или осознать. Это есть понимание сразу, еще до возникновения в сознании образа или речевого элемента. Итак, последняя форма умственного действия – это действие в скрытой речи, субъективно выражающееся в том, что называют «чистой мыслью».

Очевидно, что данная теория в полной своей мере по многим причинам практически не применима к обучению сальсе. Однако в ней содержатся некоторые моменты, разъясняющие процесс превращения образа движения в навык. Несомненно, подобные знания окажутся полезными в практике преподавателей танцев вообще и сальсы в частности. Основываясь на собственном опыте, могу отметить, что теория Гальперина оказалась в высокой степени эффективна. Несмотря на то, что она требует кардинальной смены структуры занятия, вынесения ООД на карточки, результаты видны практически сразу. Ученики получают инструмент, позволяющий им усвоить движение самостоятельно, таким образом, роль преподавателя на занятии сводится к демонстрации и пояснению движения, а также контролю хода урока и ответам на возникающие вопросы. Более того, проговаривание ООД приводит к наиболее полному осознанию выполняемого движения и его частей, что имеет много плюсов, особенно если ваш ученик – будущий преподаватель.

Теория Гальперина, как было сказано выше, является основной в области планомерного формирования действий. За многие годы накопилась масса последователей его теории, некоторые из которых занимались формированием физических действий профессиональных спортсменов. Одной из подобных концепций и будет посвящена следующая часть этой статьи.
Total Comments 5

Comments

Old
Светлана, вы, действительно, думаете, чтиво аля-Гальперин в действии интересно!?)) Я не углублялась далее заголовка, но сдается, вам просто делать нечего)
Равно как и рассказ про вращения (теоретический коллапс без картинок)...
Posted 05.09.2013 at 14:30 by Lidok Lidok is offline
Old
Maryta's Avatar
Lidok, Вам не угодить... Кому-то интересно, не стоит за всех решать.))
Posted 06.09.2013 at 03:40 by Maryta Maryta is offline
Old
Maryta, отнюдь, мне легко угодить интересным и информативным)) Конкретно данные статьи, исключительно по лишь моему мнению, не являются таковыми)) "про кому- то" это уже ваши дополнения..)
Posted 07.09.2013 at 15:00 by Lidok Lidok is offline
Old
Svetlana Ray's Avatar
Лидия, вы преподаете сальсу?
Posted 18.09.2013 at 12:36 by Svetlana Ray Svetlana Ray is offline
Old
Dan's Avatar
Заголовок более чем интригующий. Но под заголовком содержится много-много сухой теории. Общей теории. Я терпеливо читал дальше, в надежде, что в конце будет хоть пару слов про «приложение к сальсе». И вот обо что я споткнулся:

«Очевидно, что данная теория в полной своей мере по многим причинам практически не применима к обучению сальсе.»

Этак очевидно, что данный заголовок никоем образом не отражает содержание статьи?!
Но на этом противоречия не закончились. Буквально следом идет такой текст:

«Однако в ней содержатся некоторые моменты, разъясняющие процесс превращения образа движения в навык. Несомненно, подобные знания окажутся полезными в практике преподавателей танцев вообще и сальсы в частности.»


Если эта теория не применима к обучению сальсе, то чем же она окажется полезна?

Идем дальше: «Основываясь на собственном опыте, могу отметить, что теория Гальперина оказалась в высокой степени эффективна.»

Быть может следовало бы подробнее рассказать об этом опыте? Автор, вы выступали в роли ученика или преподавателя? Каким образом сравнивали результаты: по скорости обучения, по каким-то качественным показателям обучения, или просто по эмоциональным факторам?

Автор признается что данная метода «требует кардинальной смены структуры занятия», а значит перед преподавателями стоит выбор: либо полностью менять занятия по этой методе, либо оставить все как есть. Получается, что применить эту методику «на половину» или «по чуть-чуть» нельзя.

Выводы: сухая теория и скромные намеки на возможность (и, одновременно, невозможность) ее практического применения в работе преподавателей сальсы.
Хотелось бы получить больше информации именно о специфике применения этой теории в сальса-приложениях.
Posted 24.09.2013 at 09:44 by Dan Dan is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 20:57.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2019