Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > done_well
Blogs About Us

Rate this Entry

2. Сравнительный анализ МСС. Методика объяснения ритма шагов

Posted 21.05.2016 at 00:50 by done_well
Updated 22.05.2016 at 23:09 by v.radziun (добавил оглавление)
Поскольку последние два дня я больше отвлекался на комментарии первой части, то какой-то обширной темы пока подготовить не успел, так что ждите понедельника, когда я вернусь домой. А пока небольшая зарисовка на тему базовой ритмики шагов и их связи с музыкой.

Часть 2. Методика объяснения ритма шагов
Сразу скажу, я не совсем уверен, что именно так учат ритмике в методе МСС, но видео лежит на официальном канале, снимается сам основоположник МСС Йоэль Марреро. Возможно г-н Марреро не уделил должного внимания этому видео, так как счел эту тему недостаточно важной, но, тем не менее, анализируем что есть.

В начале смотрим видео, где г-н Марреро объясняет маленькой девочке структуру музыки и ритм шагов (в начале он еще технику шага рассказывает, пропускайте).

http://www.youtube.com/watch?v=n5XbpRIJzh8
Посмотрели? Теперь, если абстрагироваться от вопроса, почему он объясняет это маленькой девочке, то о чем собственно речь?

Вкратце переведу основные тезисы.

«Музыка, стена из кирпичиков, состоит из восьмерок. В музыке есть клавэ, которое играет 5 ударов, три из которых в первой половине восьмерки и два во второй. Мы делаем шесть шагов, первый и последний из которых совпадают с клавэ».

Я один не вижу логики?
— Все просто, девочка, 8 счетов, 5 ударов, шесть шагов, некоторые совпадают с клавэ, некоторые — нет.
— Это же логично, дяденька, что может быть проще 8, 5 и 6!

То есть, с одной стороны, ничего неправильного г-н Марреро не сказал. С другой… это метод? То есть если я скажу, что два в квадрате — это четыре, а десятичный логарифм единицы равен нулю — это будет метод обучения математике?

Метод — это не просто набор фактов, это еще и система связей между ними. Более того, в хорошем методе, нацеленном не на сообщение ученики всей информации, а сообщению ему лишь той информации, которую он сейчас готов усвоить, и которая ему именно сейчас нужна, необходимо тщательно отбирать материал.

Вот, например. Зачем в этом объяснении вообще фигурирует клавэ? Само собой, клавэ — основа всей музыки, идущей от сона, но зачем рассказывать про него при объяснении ритмики шагов?

Зайдем с двух сторон. Во-первых, если клавэ является важнейшим инструментом определяющим шаги танцора, а точнее — ритмическую структуру «6 шагов на 8 счетов» или «1, 2, 3 — пауза — 5, 6, 7», то как тогда этот шаг сформировался еще до появления клавэ в салонной музыке? Я имею в виду дансон, ибо именно шаг дансона лег в основу шага салонного сона, и г-н Марреро, демонстрируя базовый шаг сона, показывает именно эту «салонную» версию (которая, кстати, не единственная). Клавэ в дансоне нет, но шаги такие же. Значит, не клавэ их формирует.

Ладно, положим, ритм шагов сформировался под влиянием чего-то еще; тогда, возможно клавэ показывает, когда делать первый шаг? Вроде, логично: первый и последний совпадают, на другие надо просто забить. Эм… тогда почему первый салонный танец, исполняемый с клавэ (я имею в виду сон, конечно) танцуется по-другому? В соне вступают на третий удар клавэ, а не на первый. На видео объясняется метод танцевания «a tiempo» (cм. рисунок), сон же танцуется «contratiempo». А что, «a tiempo» нельзя? Можно: чем быстрее музыка, тем удобнее ее танцевать именно «a tiempo»; а «contratiempo» отлично ложится на медленные песни (причем как эту музыку ни назови — сон, сальса, тимба).



На рисунке цветом выделены удары клавэ и конги, попадающие между основных долей:
это «два с половиной» для клавэ и «четыре с половиной» = «восемь с половиной» для конги.

На мой взгляд, тут надо или менять объяснение, или просто убирать клавэ, потому как ясности эта информация не вносит, а тумана нагоняет.

Я лично делю знакомство учеников с музыкой на базовом уровне на два этапа. Первый — это то, что им нужно прямо сейчас: «Где „раз“, тренер?!» В музыке, которая для новичка представляется как какофония, и он еще не знает, чем сальса от бачаты отличается, так вот, искать в этой музыке клавэ — это рвать его мозг на части. Особенно учитывая, что даже если он услышит и запомнит, ему эта информация никак не поможет, так как в подавляющем большинстве композиций клавэ не слышно. Ему сейчас надо научиться попадать в этот мифический «раз», чтобы хоть как-то танцевать, когда преподаватель не считает. Это проще всего сделать, объяснив, что такое «темп» и «сильная доля», — умея находить темп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или даже просто 1, 3, 5, 7), и понимать, какая доля самая сильная из этого темпа (слышать 1 и 5), и отличать «раз» от «пять», понимая, где начинается музыкальная фраза, где кончается и где середина — вот что ему нужно. Тем более, это объяснение можно сделать на любой музыке имеющей размер 4/4, лишь бы она была понятна ученику. В своих объяснениях я порой использую русский народный фольклор — и это работает! Важно дать понять ученику, что, несмотря на то, что поют на испанском, а не на русском; что появилась куча других инструментов и так далее; так вот, несмотря на это — понятия «темп» и «сильная доля» не меняются!

Пора клавэ, конг и прочего приходит где-то через месяц-полтора, и то я эту информацию даю «на вырост». Здесь я объясняю, как играет клавэ, как играет конга. Что тумбао для танцора, в общем-то, гораздо важнее клавэ, так как именно тумбао дает равномерную пульсацию. Относительно конги (и лишь потом относительно клавэ) я рассказываю, что можно танцевать «a tiempo» и «contratiempo». И о том, что понятия «раз» и «пять» — это просто цифры, которые мы используем для удобства, не более того. Но после этого пройдет еще долгий период, пока ученики поймут эту информацию; обычно на это уходит от полугода. Кто-то так и не воспримет, продолжая танцевать в сильную долю мелодической фразы, не ориентируясь на звуки инструментов. Хотя это уже неплохо, лишь бы ритм не сбивал

В общем, приведенное видео меня оставило в недоумении. Ибо время потрачено, деньги учениками заплачены, а пользы от этого видео как-то немного. Хотя повторю: ничего неправильного г-н Марреро не сказал. Все так — 8 счетов, 5 ударов, шесть шагов. Но как-то это не честно, что ли. Взялся учить — учи.

Ладно, думаю, г-н Марреро просто не задумывался о важности данной информации и, разрабатывая курс, был сосредоточен на чем-то другом. Забегая вперед, скажу — последующие видео гораздо логичнее и полезнее. Но об этом в понедельник, а пока буду стараться сформировать из получаемой информации конкретную тему с подробным анализом

UPD: Друзья, я немного поменял свое мнение… Дело в том, что это видео, как мне рассказали — единственное, в котором вообще говорится о музыке и ее связи с танцем. То есть, если этот онлайн курс рассчитан на дистанционное обучение человека с нуля, то предполагается, что, выучив все фигуры, шаги и прочее, человек музыку будет слышать по умолчанию? Вот он купил курс, усердно занимался, пришел на вечеринку… и куда он все это будет танцевать — непонятно. В общем, если этот курс предназначен для учеников, то следует больше уделять вниманию ритмике — ибо музыка это база, а не круг или квадрат.

Оглавление
  1. Техника шага
  2. Методика объяснения ритма шагов
  3. Основные геометрические принципы в МСС и в методе SDS
  4. Заключение
Total Comments 2

Comments

Old
Булат's Avatar
Музыка - это слабое место МСС. По факту оно разложено тупо на восьмерку и никак к ритмам инструментов не привязано в отличии от сона контратьемпо (не могу представить другого), Нью Йорка и каленьи. Из чего следует что МСС не только для деревянных, но и для глухих.
Posted 22.05.2016 at 23:39 by Булат Булат is offline
Old
Булат's Avatar
Раз, три, пять и семь - это каубелл-кампана.
Posted 22.05.2016 at 23:42 by Булат Булат is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 23:58.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024