Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 3 votes, 5.00 average.

4. История бачаты. Бачата с двойным дном

Posted 15.11.2013 at 07:00 by v.radziun
Updated 15.05.2020 at 00:03 by v.radziun
Внутренняя сущность бачаты и основные черты, отличающие её от других жанров латиноамериканской музыки, наиболее отчётливо выразились именно в бачате-кабаре. В рамках данного стиля сексуальная двусмысленность текстов песен приобрела огромную популярность, став в 1980-е годы определяющим фактором следующего важного периода развития бачаты, когда современная бачата стала приобретать свою форму.

Сексуальный подтекст или doble sentido в латиноамериканской музыке встречается повсеместно, со времён первых же дошедших до нас записей. Представители буквально всех стилей и социальных слоёв, от Трио Матаморос [El Trío Matamoros] до Татико Энрикеса [Tatico Henríquez] и Джонни Вентуры [Johnny Ventura], использовали добле сентидо в своих песнях, которые сегодня считаются классическими. Даже такие детские песенки, как Arroz con leche (Рис с молоком), имеют скрытый сексуальный подтекст. Однако в сочетании с отрицательным отношением к бачате высших слоёв доминиканского общества, добле сентидо спровоцировало настоящий шквал критики, непропорциональной его истинному значению; в то же время сделав бачату популярной как никогда.

В сущности, бачатеро и раньше записывали песни с сексуальным подтекстом, которые не попадали под огонь публичной критики; Receta del curandero Куко Валоя, La gorra no se me cae Бласа Дурана, Vamos a colarlo Эдилио Паредеса — лишь немногие примеры из их числа. Первым бачатеро, в той или иной степени специализировавшимся на песнях такого рода, стал Марино Дуарте [Marino Duarte], который достиг весьма скромных успехов с песней El paquete; а настоящий бум бачаты «с двойным дном» в восьмидесятые начался с песни Хулио Анхеля [Julio Ángel] El salón (1982), более известной как El pajón. В «Салоне» Хулио Анхеля волосы клиенток — совсем не волосы на голове, расчёска — вовсе не расчёска и т. д. El pajón сделался популярным не только среди поклонников бачаты; благодаря его успеху другие бачатеро стали записывать песни исключительно в стиле добле сентидо. Среди них был Тони Сантос [Tony Santos], чьи пластинки были иносказательными от начала до конца. Техника добле сентидо включала в себя замену одного слова другим, сходным по звучанию (например, в песне El pajón слово peine, расчёска подразумевало pene, т. е. пенис); слитное произнесение слов, образующее иные слова (как в песне Тони Сантоса Mamá me lo contó, название которой можно перевести как невинное «Мама рассказала мне об этом», но произносимое как mamamelo con tó, что означает «сосать всем, чем можешь»); использование рифм, готовящих слушателей к шокирующему созвучию, которое в последний момент заменяется другим словом. Помимо Тони Сантоса, Хулио Анхеля и Теодоро Рейеса песни с сексуальным подтекстом записывало множество музыкантов; с течением времени этот стиль становился всё более распространенным, пока увлечение добле сентидо не достигло своего пика и, благодаря Бласу Дурану, в 1987 году не родилась современная бачата.


По иронии судьбы, Блас Дуран — музыкант, наиболее презираемый большинством и, в то же время, первая суперзвезда бачаты, был бесспорным королём иносказаний. Наряду с гитаристом Хесусом Мартинесом [Jesús Martínez], работавшим вместе с ним, Дуран был пионером того стиля бачаты, который мы знаем сегодня. К 1980-м Блас уже имел репутацию одного из наиболее известных певцов бачаты-кабаре, а также меренге. Он записывался начиная с 1966 года, а аранжировки гитарных соло в его песнях обычно выполнял двоюродный брат, Эдилио Паредес. В восьмидесятые Блас присоединился к Тони Сантосу и Хулио Анхелю в качестве сочинителя песен добле сентидо, однако почти сразу же сосредоточился на том, чтобы сделать бачату более простой и танцевальной. Многие из бачат «с двойным дном» очень просты — как мелодически, так и гармонически они ориентируются на песни, подобные Бласовской El huevero. В 1986 году Блас записал El motorcito, первую бачату в новом стиле, использовав электрическую гитару, а выход в 1987 году песни Бласа Consejo a las mujeres ознаменовал рождение современной бачаты.




Песня Consejo a las mujeres (часто называемая Mujeres hembras) поднялась до неслыханного ранее для бачаты уровня популярности. Впервые песня в этом жанре стала хитом во всех слоях доминиканского общества. Успех песни был обусловлен многими причинами. Основной из них стало использование электрогитары — нововведение, надолго оставившее свой след в развитии стиля; с начала 1990-х годов уже ни один коммерчески успешный бачатеро не использовал при записи акустическую гитару-рекинто. Фактически, песня была вовсе не бачатой, а меренге, однако Дуран пел её с энергией и уверенностью, в высшей степени отличной от манеры других бачатеро того времени (хотя Дуран всегда отличался дерзким стилем исполнения). Кроме того, она стала первой бачатой, где была применена многоканальная запись — в отличие от более ранних записей, сделанных на один канал с первой попытки. Все эти факторы способствовали массовому коммерческому успеху. Конечно, эта формула была скопирована многими музыкантами, и другие пионеры современного стиля бачаты, Луис Варгас и Антони «Эль Майимбе» Сантос [Antony «El Mayimbe» Santos], начинали свои карьеры, исполняя бачату добле сентидо. Это было время, когда двусмысленные песни начали записывать даже те бачатеро, которые никогда раньше этого не делали — например, певцы Рамон Кордеро [Ramón Cordero], Эладио Ромеро Сантос [Eladio Romero Santos] и Марино Перес.

Благодаря огромному успеху Дурана, он (и, в целом, стиль добле сентидо) стал своего рода громоотводом, снизившим напряжение большей части общества в отношении бачаты. Доминиканская культура на всех её уровнях полна сексуальных недомолвок и двусмысленностей — как в обиходной речи, так и в музыке столь успешных исполнителей, как Джонни Вентура и Хуан Луис Герра [Juan Luis Guerra]. В случае с бачатой, однако, это спровоцировало почти пуританские протесты в прессе. Даже музыканты-бачатеро часто начинали разговор о Бласе Дуране с критики — чтобы в конце беседы признаться в любви к его песням. С точки зрения музыки, период «бачаты с двойным дном» или добле сентидо (примерно 1982—1992 годы) был без сомнения одним из важнейших в истории этого жанра; изменились темп и ритм музыки, изменилась инструментовка, — и бачата стала интересна куда более широкой аудитории. Тем не менее, в то время как Луис Сегура и Хосе Мануэль Кальдерон, певцы, никогда не работавшие в стиле добле сентидо, почитаются как зачинатели бачаты, Блас Дуран и Тони Сантос сегодня почти забыты.


Оглавление
  1. Введение
  2. Бачата-болеро
  3. Бачата-кабаре
  4. Бачата с двойным дном
  5. Техно-бачата
  6. Приграничная бачата
  7. Романтическая бачата
  8. Бачата и вальенато
  9. Нью-йоркская школа бачаты
Total Comments 6

Comments

Old
Retaco's Avatar
"Блас Дуран и Тони Сантос сегодня почти забыты." Хорошо, Виктор, сразу было указано, что эта статья только перевод.
Где-то по весне нашёл на Ютубе видео с относительно свежего (если не ошибаюсь 2012 года) концерта Сантоса. Народ подпевал ему песни как отрепетированный хор. Такое забавное "забытьё".
Posted 15.11.2013 at 11:57 by Retaco Retaco is offline
Old
consuelo's Avatar
Уточню, чтобы не возникло путаницы, что Antony «Tony» Santos периода doble sentido и Antony "El Mayimbe" Santos на видео - разные музыканты.
Песня La Parcela появилась в 1991 году, в самом конце периода "добле сентидо", и ее молодой исполнитель Антони "Эль Майимбе" Сантос (эта песня вошла в его первый альбом) типичным представителем стиля "добле сентидо" не является, в отличие от своего полного тезки Антони "Тони" Сантоса.

Антони "Эль Майимбе" Сантос впоследствии стал самым известным и успешным бачатеро, до сих пор выпускает хиты, а Антони "Тони" Сантос, действительно, почти забыт.

Еще есть третий Антони Сантос - "Ромео", бывший солист группы Авентура. Видимо, в Доминикане это сочетание имени и фамилии так же распространено, как у нас "Сергей Петров".
Posted 15.11.2013 at 12:16 by consuelo consuelo is offline
Updated 15.11.2013 at 12:29 by consuelo (дополнение)
Old
Retaco's Avatar
Значит путаница уже возникла..
Елена, спасибо за разъяснения!
Очень много Сантосов (почти как Ивановых в России ).
Posted 15.11.2013 at 12:27 by Retaco Retaco is offline
Updated 15.11.2013 at 12:28 by Retaco (Одновременно одну информацию написали... ;))
Old
v.radziun's Avatar
Сергей, обратите внимание: в тексте оригинала автор называет первого Энтони Сантоса исключительно Tony Santos, второго — собственно Antony Santos, а Энтони «Ромео» Сантоса —просто Romeo Santos. Я сохранил в переводе ту же систему. Видео с Энтони Сантосом относится к предпоследнему абзацу главы и взято с оригинала статьи. Вероятно, стоит его переставить поближе, чтобы не возникало путаницы.

Так вот, первый из этих Энтони (я придерживаюсь английского произношения, т. к. по-испански имя было бы Antonio — Антонио) действительно забыт, а двое других весьма популярны. Про Ромео же речь, кстати, ещё пойдет
Posted 15.11.2013 at 15:23 by v.radziun v.radziun is offline
Old
v.radziun's Avatar
PS: Чтобы не возникала путаница, я сместил видео с Энтони Сантосом пониже, поближе упоминанию в тексте о нём; а также вписал его прозвище — Эль Майимбе. Он известен и под другим прозвищем, El Bachatú.
Posted 15.11.2013 at 17:53 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Marsel's Avatar
показал этот эпизод знакомому молодому доминиканцу (завсегдатаю бачата-вечеринок), студент РУДН. Он был в шоке! говорит, не многие доминиканцы вкурсе таких мелочей и нюансов развития культуры) о многом он сам слышит впервые (ему 27 лет). Имел ввиду что ТАМА на счет деталей сильно не заморачиваются. времена приходят и уходят и о прошлом просто не вспоминают.. хмм..интересно..
Posted 06.12.2013 at 02:27 by Marsel Marsel is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 19:35.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2020