Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 28 votes, 5.00 average.

1. Краткая история сальсы. Начало истории

Posted 01.02.2013 at 09:00 by v.radziun
Когда Борис Эча — музыкант, композитор, танцор и просто хороший человек — попросил меня написать небольшую статью об истории сальсы для своего проекта, я несколько растерялся. Хотя мне регулярно приходится рассказывать об этом, история сальсы настолько многогранна и необъятна, что раскрыть эту тему кратко, но полно — непростая задача. Но разве Борису откажешь? Так что я всё же рискну…

Любой сальса-новичок «на голубом глазу» расскажет вам, что сальса — это кубинский народный танцевальный и музыкальный жанр. Нередко это утверждение можно увидеть и на сайтах уважаемых школ сальсы. Так ли это на самом деле? — Давайте попробуем разобраться.

Начать свои изыскания нам придётся очень далеко, а именно — в конце XV века. 13 октября 1492 года Христофор Колумб достиг берегов «Западной Индии». Крупнейший остров Вест-Индии — Куба — благодаря своему выгодному расположению быстро стал центром испанской колонизации Нового Света.

Испанцы настолько рьяно принялись насаждать цивилизацию на открытых землях, что ко второй половине XVI века уничтожили практически всех индейцев — таино и сибонеев, проживавших на острове. Однако, поскольку кто-то должен был заниматься «нецивилизованным» тяжёлым трудом, на Кубу пошли многочисленные караваны судов, гружённых «живым товаром» — рабами из Западной Африки. Начавшись около 1513 года, этот поток продолжался вплоть до 1860-х годов. Само же рабство на Кубе было отменено лишь в 1886 году.

Кадир Нельсон. Судно работорговца
Примерно в те же годы, во второй половине XIX века, музыка Кубы, до той поры мало отличавшаяся от европейской, начинает приобретать особенные, характерные черты. Причина этого — влияние на неё африканской культуры, усиливавшееся по мере ослабления рабовладельческой системы на острове.

Следует отметить, что хотя положение негров в испанских колониях было ничуть не лучшим, чем, например, в Северной Америке, рабство в странах Латинской Америки несколько отличалось от аналогичной системы в США. Освобождение рабов на Кубе было сопряжено с меньшими формальностями; кроме того, негры одной национальности могли принадлежать одному хозяину. В Штатах же рабовладельцы из соображений личной безопасности старались максимально «перетасовывать» африканцев — чтобы лишить их языка, обычаев, сделать разрозненной, легко управляемой массой.

Система расовой сегрегации на Кубе также была несколько слабее, чем в США. Если в южных штатах негр, получивший свободу, так навсегда и оставался человеком третьего сорта, то на Кубе он пользовался почти теми же правами, что и белые люди. Существовал, однако, закон, запрещавший свободным неграм занятия «чистыми» профессиями. Африканец не мог стать юристом, врачом или инженером — он должен был знать своё место и трудиться на сахарном заводе или в порту; в таком качестве он вполне устраивал белых. Тем не менее, в законе имелась небольшая лазейка — вольноотпущенникам не запрещалось становиться музыкантами. И надо отдать им должное, кубинские негры использовали этот шанс. Уже в XVI веке африканцы пели в церковных хорах, играли на европейских музыкальных инструментах; из-за нехватки музыкантов, состоявших на службе у церкви, служба совершалась часто при участии светских музыкантов. Благодаря этому всякая расовая дискриминация в музыкальной среде была исключена. Этот факт оказал значительное влияние на всё формирование кубинской музыки.

Однако даже на музыкальном поприще некоторые пути африканцам были закрыты: например, музыкант-негр не мог занять место в капелле собора Гаваны. Тем не менее, оставалась ещё одна лазейка — танцы, которые в начале XIX века были излюбленным развлечением креолов. Поэтому вовсе неудивительно, что первым оригинальным жанром кубинской музыки стал дансон, название которого можно перевести с испанского как «танец».

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 40

Comments

Old
iMiKE's Avatar
Так, а где же дальше? Витя, очень же интересно, интригуешь!
Posted 01.02.2013 at 10:29 by iMiKE iMiKE is offline
Old
v.radziun's Avatar
«Дальше» непременно будет, просто выдерживаю паузу — по Станиславскому Для лучшего усвоения информации
Posted 01.02.2013 at 10:50 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Cantaloop's Avatar
Шикаррно! Ждем продолжения!!
Posted 01.02.2013 at 10:56 by Cantaloop Cantaloop is offline
Old
vovaSALSAnov's Avatar
а почему Борис Эча попросил задержать статью? и почему именно до февраля?
Posted 01.02.2013 at 11:16 by vovaSALSAnov vovaSALSAnov is offline
Old
v.radziun's Avatar
Боюсь, вопрос не ко мне.
Posted 01.02.2013 at 11:19 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Alena's Avatar
Надеюсь, пауза будет недолгой?
Posted 01.02.2013 at 11:25 by Alena Alena is offline
Old
Витя, фашистский поступок)) Три фразы для затравки и хорош!?)))
Posted 01.02.2013 at 11:35 by Lidok Lidok is offline
Old
v.radziun's Avatar
Наверное, после выходных продолжим.
Posted 01.02.2013 at 11:36 by v.radziun v.radziun is offline
Old
kiriki's Avatar
мды, первая порция и правда очень уж маленькая Хочется надеяться, что публикация не растянется на несколько недель. Судя по оглавлению, материал ожидается действительно ценный!
Posted 01.02.2013 at 11:36 by kiriki kiriki is offline
Old
v.radziun's Avatar
То есть по главе в день хотите? Типа, ежедневный сальса-сериал?
Posted 01.02.2013 at 11:45 by v.radziun v.radziun is offline
Old
А танцы- излюбленное развлечение каких креолов?
Крео́л (от фр. crйole; исп. criollo и порт. crioulo, криолу; лат. creare «создавать, взращивать») — этноним, имеющий различные значения:
Потомки европейских (испанских, португальских, реже — французских) переселенцев на территориях колоний в Северной и Южной Америке.
В Бразилии и Вест-Индии — потомки негров-рабов.
На Аляске креолами в XVIII—XIX веках называли также потомков от смешанных браков русских с алеутами, эскимосами или индейцами (см. Русские старожилы Сибири и Аляски).

Как то не логично, все про африканцев было, а тут вдруг креолы, по сути, потомки не африканцев, а уже белых переселенцев, которые рабами почти не были, да и цвет кожи как минимум у трети точно был белый.
Posted 01.02.2013 at 12:16 by Laaluu Laaluu is offline
Old
avorobjovs's Avatar
Quote:
То есть по главе в день хотите? Типа, ежедневный сальса-сериал?
Да, да. Если нельзя все сразу. То хотя бы ежедневно обновлять.
Posted 01.02.2013 at 12:21 by avorobjovs avorobjovs is offline
Old
Mili's Avatar
Спасибо! Очень нужная и полезная штука.
Posted 01.02.2013 at 12:28 by Mili Mili is offline
Old
v.radziun's Avatar
Лаалуу, с логикой всё в порядке. Смотрите, объясняю на пальцах. Кубинские негры в массе своей были рабами. Хозяевами жизни были креолы — белые потомки испанцев. Вольные негры хотели выйти в люди, единственной возможностью для этого были музыка и танцы. Кому эти вольные негры должны были играть музыку и ставить танцы чтобы заработать денег — рабам или господам? — Вот именно, белым. Они и играли белую европейскую музыку, но немного переиначивая под свои африканские клише. В следующей главе об этом будет подробнее рассказано.
Posted 01.02.2013 at 12:37 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Забежал вперед ... Согласен, теперь вроде логично.
И сейчас, путешественники в глубь, в провинцию Кубы сальсы не находят. К примеру в отчете Полковника, про сальсу крайне мало. А вот если по городам и культурным центрам и специальным местам, то находят.
Posted 01.02.2013 at 12:58 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Architect's Avatar
Ой, как вкусно!! Витя, еще!!
Posted 01.02.2013 at 12:58 by Architect Architect is offline
Old
Alena's Avatar
Laaluu , поскольку речь идёт о Кубе- на Кубе изначально креолами назывались дети испанцев, родившиеся в колонии. По законам того времени, они не обладали теми же правами, что и дети, родившиеся в Старом Свете: наследование земель и титулов в метрополии и пр., хотя и являлись подданными испанской короны.
Собственно говоря, первая война за независимость Кубы от Испании- это война креолов за свои права, за возможность занимать управленческие посты в администрации Кубы, оставлять доходы с плантаций себе и тратить их на развитие острова, а не отсылать в метрополию.
Posted 01.02.2013 at 12:59 by Alena Alena is offline
Old
Похоже на войну за независимость Штатов от Великобритании. Те тоже возмутились грабительским, 10% налогом и откололись.
Стали оставлять доходы с плантаций себе и тратить их на развитие Штатов, а не отсылать в метрополию.

Так что, че то я не верю, о чрезмерно низком статусе креолов.
Posted 01.02.2013 at 13:12 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Andrey's Avatar
Виктор, спасибо! Очень полезная и я уверен интересная статья. Еще пока не прочитал. И хочу отметить то, что всегда меня приятного радовало на Мамбо Трайбе — это твой слог и оформление. Все на высшем уровне, красиво и максимально читабельно. Думаю сам Лебедев бы оценил. Не читая статью без зазрения совести жму рассказать друзьям. Позже обязательно осилю. Аминь!
Posted 01.02.2013 at 13:18 by Andrey Andrey is offline
Old
Nordis's Avatar
Витя, спасибо! Ждем продолжения!
Posted 01.02.2013 at 13:28 by Nordis Nordis is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 21:27.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2018