Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 6 votes, 5.00 average.

13. Краткая история сальсы. Сальса

Posted 15.02.2013 at 09:00 by v.radziun
Updated 15.02.2013 at 20:25 by v.radziun (форматирование)
Одна из основных мыслей, которую я хотел бы донести до внимательного читателя этой статьи, состоит в том, что развитие латиноамериканской музыки (в частности, её кубинско-карибской составляющей) происходило эволюционно. Под влиянием внутренних и внешних обстоятельств музыка изменялась постепенно, благодаря чему определить чёткие границы между стилями — где заканчивается один, и начинается другой — просто невозможно. Важно также понимать, что развитие шло не по одному руслу: время от времени от основного потока отделялись ручейки, некоторые из них вели «в никуда» и пересыхали; какие-то шли параллельно основному потоку, а затем вновь сливались с ним; некоторые становились отдельной рекой. Именно поэтому представлять историю сальсы упрощённо, как некое родословное древо — Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его — неверно. К чему этот длинный пассаж? — К тому, что бугалу и сальса развивались практически одновременно, параллельными потоками, причём именно бугалу представлялось стороннему наблюдателю основным руслом латиноамериканской музыки США, тогда как сальса выглядела на первых порах лишь чахлым ручейком.

Так как же всё-таки вышло, что малыш Давид победил великана Голиафа? Конечно, экономика проясняет многое, но далеко не всё. Если же попытаться посмотреть на эту ситуацию с социально-культурной точки зрения, становится ясно как божий день: бугалу просто не имело будущего в рамках латиноамериканского сообщества. Играя как афро-американцы, музыканты Испанского Гарлема всё дальше уходили от корней, теряли свою латиноамериканскую идентичность. При благоприятных обстоятельствах бугалу могло бы стать одним из многих направлений афро-американской музыки, — но не музыки латиноамериканской. Жители Эль Баррио, конечно, хотели быть настоящими американцами, однако оставаясь при этом латиноамериканцами. Маятник качнулся в обратную сторону — к пониманию ценности своей культуры, обычаев, языка. В этих условиях взоры молодёжи Испанского Гарлема неожиданно для всех обратились к небольшой звукозаписывающей компании, созданной американцем итальянского происхождения Джерри Масуччи и нью-йоркским доминиканцем Джонни Пачеко.



Члены группировки «Янг Лордз» во время демонстрации за права пуэрториканцев. Нью-Йорк, конец 1960-х — начало 1970-х годов

«Янг Лордз» (Young Lords) — националистическая организация левого толка, первоначально объединявшая радикальную пуэрториканскую молодёжь Нью-Йорка и Чикаго. Ставила своей целью полную независимость Пуэрто-Рико; впоследствии сосредоточилась на борьбе за демократические права латиноамериканцев в США

К моменту основания собственной звукозаписывающей компании в 1964 году Джонни Пачеко был уже хорошо известен в музыкальных кругах Нью-Йорка. Блестящий флейтист, он сделал неплохую карьеру во время моды на ча-ча-ча и пачангу, оставаясь, тем не менее, в тени таких мастеров, как Тито Пуэнте, Тито Родригес и Чарли Палмьери, на которых он работал многие годы. Однако работа со звёздами была отнюдь не подарком судьбы. Известен случай, когда Родригес, давний соперник Пуэнте, объявил Пачеко бойкот (и оставил его без работы) лишь на том основании, что Джонни делал аранжировки не только его песен, но и песен конкурента — Пуэнте. Перспектива всю жизнь копаться в чужих аранжировках не слишком грела душу Джонни, но и пробиться на самый верх с собственной группой было практически нереально. Путь, который намечался молодыми музыкантами, экспериментирующими с латин-соулом, также его не прельщал. Вероятно, амбиции Пачеко и его собственная молодость (в 1964 году музыканту было лишь 29 лет) сыграли немалую роль в проекте, который он задумал.

В 1962 году во время собственного бракоразводного процесса Джонни познакомился с юристом Джерри Масуччи. Они были ровесниками и быстро подружились. Как-то Пачеко поведал новому приятелю о своих планах (вполне возможно, что это был намеренный «слив» информации, ведь Масуччи был небедным человеком). Джонни хотел — ни много, ни мало — создать новый латиноамериканский бренд и объединить под его крышей лучших молодых музыкантов Испанского Гарлема. Идея пришлась Джерри по душе, друзья с энтузиазмом взялись за дело и в 1964 году зарегистрировали звукозаписывающую компанию Fania Records.

В чём же состоял замысел Пачеко? Во-первых, он хотел вернуться к корням кубинской музыки: сону, гуараче, сону-монтуно, гуахире и др. Само по себе это не было чем-то новым; штука состояла в том, что Джонни решил осовременить эти жанры и подать публике под новым соусом. Вот тогда-то миру и было явлено слово сальса, т. е. соус. Почему Пачеко решил использовать именно это слово — сложно сказать наверняка; существует множество версий одна другой краше. Мне же представляется наиболее вероятной самая простая из них: это слово было известно не только латиноамериканцам, но и англоязычным жителями США, оно однозначно ассоциировалось с Латинской Америкой, с чем-то острым, пряным и экзотичным. Словом, это был удачный бренд.

Другая идея, принадлежавшая отцам-основателям «Фании», состояла в том, чтобы приблизить музыку к народу. Пластинки непонятно откуда появившейся студии солидные магазины грамзаписей не брали на продажу, а если и брали, то магазинная наценка уничтожала всяческое желание приобрести диск просто ради любопытства. Что же делали в такой ситуации Пачеко и Масуччи? Они загружали полный багажник своими пластинками и приезжали с ними в Испанский Гарлем, останавливались в людных местах, включали музыку и задёшево продавали пластинки прямо из багажника машины.

Третьим столпом «Фании» стала ставка на молодых музыкантов и новые имена. Компаньоны ходили по латиноамериканским клубам, слушали уличных музыкантов, стараясь найти новые таланты. Следует особо отметить доброжелательную, почти семейную обстановку, которая царила в студии «Фании». Будучи небедным человеком, Масуччи имел особый талант создавать для артистов наилучшие условия: в Испанском Гарлеме ходили легенды о щедрых пирушках, которые он устраивал для музыкантов и сотрудников студии. Образцом для подражания Пачеко и Масуччи служил знаменитый афро-американский лейбл Мотаун, декларировавший, что все его сотрудники являются членами как бы одной большой семьи (вот вам, кстати, и связь сальсы с соулом и фанком).


Следует отметить, что изначально слово сальса не ассоциировались с каким-то определённым жанром. Если мы послушаем первые записи «Фании», то услышим самую разнообразную музыку: сон-монтуно, гуахиру и т. п. Все эти стили «Фаниа» называла словом «сальса», но реально никакого стиля ещё не существовало; слово «сальса» пока ещё было только брендом, а не стилем музыки. С момента основания компании до широкого распространения слова «сальса» как названия музыкального стиля прошло почти 10 лет; лишь в 1973 году этот термин укоренился и начал использоваться другими звукозаписывающими компаниями и музыкантами.


Однако считать руководство «Фании» лишь успешными дельцами от музыки было бы в корне неверно. Команда талантливых музыкантов, собранная Пачеко и Масуччи, не просто перепевала старые и сочиняла новые песни — в компании непрерывно шла работа над формированием своего фирменного стиля, который получил известность как Fania Sound — «фаниевское звучание» и который на долгие годы стал ориентиром для большинства латиноамериканских исполнителей и звукозаписывающих компаний мира. Огромная роль в этой непростой работе принадлежала замечательному музыканту и композитору Ларри Харлоу, который долгие годы был музыкальным продюсером большинства исполнителей, записывавшихся на «Фании».

В 1968 году, по примеру других латиноамериканских студий, Джонни Пачеко организовал супер-группу Fania All-Stars, объединяющую звёзд лейбла. Несмотря на то, что это был вполне стандартный шаг, создание «сборной команды» звёзд «Фании» было очень удачным — объединённый оркестр звёзд играл удивительно мощно, технично и, главное, с огромной самоотдачей, заряжая публику своим драйвом. В августе 1971 года состоялся знаменитый концерт звёзд «Фании» в нью-йоркском клубе Cheetah (произносится «Чита», т. е. «Гепард»); благодаря фильму Our Latin Thing мы с вами можем посмотреть и послушать, что это был за концерт. Концерт в «Гепарде» — квинтэссенция того самого Fania Sound, о котором я писал чуть выше. Если попытаться объяснить суть этого понятия в двух словах, можно сказать, что «Фаниа» стала исполнять латиноамериканскую музыку так, как исполняли её рок-группы: с огромной энергией, иногда немного грубовато и агрессивно, как бы вовлекая слушателей в процесс сотворения музыки. «Фаниа» вывела сальсу на улицы городов и на арены стадионов, спровоцировав новый всплеск увлечения латиноамериканской музыкой.

Важным моментом является то, что музыканты «Фании» стремились говорить со своими слушателями «на их языке». Песни эпохи «Палладиума» носили чисто развлекательный характер, рассказывая либо о любви, либо о радостях жизни на Кубе, где, понятное дело, весёлые мулаты весело танцуют под свою в высшей степени весёлую музыку. Музыканты «Фании» были одними из первых латиноамериканских исполнителей, заговоривших в песнях о социальных проблемах; героями их песен стали жители Испанского Гарлема: переселенцы из Пуэрто-Рико, работающие как волы в надежде заработать на кусок хлеба, бандиты и проститутки. Хочу заметить, что такая «правда жизни» была своего рода «трендом» того времени: вспомните, конец 1960-х — начало 1970-х годов — это время «революции цветов» хиппи, время молодёжных бунтов и поисков новых путей развития человечества.

Понятно, что столь «шершавые» слова песен требовали и соответствующей музыки. «Лицом» этого направления, которое мы знаем сегодня под названием жёсткая сальса (salsa dura), стал молодой тромбонист Вилли Колон, создавший себе имидж эдакого плохиша. Ревущий тромбонный звук, нарочито негармонические аккорды — всё это удивительно напоминает песни Джо Батаана в стиле латин-соул, а также некоторых других исполнителей времён заката бугалу. Несмотря на то, что Пачеко и Харлоу сознательно отказались от пути, проложенного бугалу, в пользу традиционной кубинской и, отчасти, пуэрториканской музыки, эстетика латин-соула и бугалу, тем не менее, не могла не повлиять на развитие сальсы. Именно поэтому, когда люди просят объяснить, что такое сальса дура, я предлагаю им послушать две песни Джо Батаана (который, кстати, также записывался на «Фании») — Subway Joe и Chickie’s Trombone. Это не сальса, но, по-моему, именно эти песни лучше других передают не музыку — настроение того, что мы называем жёсткой сальсой.

Влияние «Фании» было огромным; это звучит немного смело, но на протяжении почти 15-ти лет она играла для латиноамериканцев США практически ту же роль, какую в своё время исполняла Куба. Однако всему на свете приходит конец — в 80-х годах звезда «Фании» закатилась.

К 1980-м годам сальса стала уже по-настоящему оформившимся стилем: сложились каноны её исполнения, инструментовки и т. п. Бунтарские 1960-е и 1970-е сменились тихим сытым десятилетием, что предопределило спад интереса к социальной составляющей сальсы. Жёсткая сальса уже никого не интересовала, на смену ей пришла коммерческая сальса романтика, гладкая, удобная, танцевальная и вообще — в высшей степени хорошо «причёсанная» музыка, которая так нравится девушкам. Словом, сальса стала одним из эстрадных жанров — во всех смыслах этого слова.

Стандартизация и коммерческая успешность сальсы имела и свои положительные стороны. Как и мамбо в 1950-е годы, сальса 80-х годов XX века стала международным явлением, а не «собственностью» какой-то одной страны — будь то Штаты или Куба. Латиноамериканцы по всему свету восприняли эту музыку как нечто своё, родное; сальса-группы прорастали по всей Центральной и Южной Америке как грибы. Это была настоящая победа количества над качеством: музыкантов, играющих сальсу, было много, а вот хорошей музыки — маловато.

Новый взлёт интереса к сальсе подозрительно совпал со временем упадка и последующего распада Советского Союза. Мне это совпадение кажется вполне закономерным. Оставшись без экономической помощи СССР, Куба испытала одно из труднейших десятилетий в своей истории. Кризис был столь силён, что коммунистическому руководству острова пришлось приоткрыть двери для туризма, а значит, усилились контакты Кубы с внешним миром. Многие именитые кубинские музыканты старались перебраться кто в Европу, кто в США, что и спровоцировало новый интерес к кубинской музыке. Сальса вновь вошла в моду, её стали исполнять признанные мастера джаза, в США начали открываться танцевальные школы сальсы; к этому же времени относится и появление трёх основных стилей сальсы, что также сыграло немалую роль в популяризации сальсы.

Но о танцевальных стилях мы поговорим чуть позже, а сейчас попробуем разобраться, что же происходило с музыкой Кубы после революции 1959 года.

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 54

Comments

Old
Architect's Avatar
Прочитала на одном дыхании! Витя, очень интересно!
Posted 15.02.2013 at 11:06 by Architect Architect is offline
Old
v.radziun's Avatar
Быстро же ты читаешь, Оль Спасибо, надеюсь, что и две оставшиеся главы не разочаруют.
Posted 15.02.2013 at 11:14 by v.radziun v.radziun is offline
Old
В Уфе не собираются значок кубинского флага менять на штатовский?
Мне кажется, что инфа, не то что однобока, а собрана по имеющимся материалам.
Уже второй раз слышу фразу. Что на Кубе что то произошло, откуда ни возьмись хороших музыкантов куча разъехалась и оба-на, в Штатах новый бум.

Подозревал всегда, что сальса дура не танцевальная музыка, и уж точно не танцевальная для кубинского стиля.

Как то с танцами все просто. А почему все кубинцы утверждают, что так их дедушка танцевал и многие танцоры выходцы просто с улицы? Да явно потому что кубинский танец имеет более глубокие корни.

А в целом, отличный материал, описывает одну из ветвей, причем самую крупную, полную и известную. Так как, все же нельзя не признать, что мировые центры притягивают большинство талантливых людей своими финансовыми и популяризационными перспективами.

P.S. О, заметил еще одну главу, как раз про другой , так сказать , ручеек. Ждем.
Posted 15.02.2013 at 13:02 by Laaluu Laaluu is offline
Updated 15.02.2013 at 13:14 by Laaluu
Old
v.radziun's Avatar
Не торопитесь делать выводу, Лаалуу Это не последняя глава моего рассказа; про Кубу речь пойдёт в следующей главе (кстати, тоже не последней).
Posted 15.02.2013 at 13:14 by v.radziun v.radziun is offline
Old
AndreyPolyakov's Avatar
Заинтриговали! Стало непонятно - как же в закрытой Кубе могли узнать про новомодный стиль (сальсу) из Америки? Эх, жаль завтра не будет времени, смогу прочесть следующую часть только в воскресенье
Posted 15.02.2013 at 13:42 by AndreyPolyakov AndreyPolyakov is offline
Old
Quote:
Стало непонятно - как же в закрытой Кубе могли узнать про новомодный стиль (сальсу) из Америки?
Мне кажется, что Виктор понятно написал.
Что
Quote:
Если мы послушаем первые записи «Фании», то услышим самую разнообразную музыку: сон-монтуно, гуахиру и т. п.
То есть, Куба ничего не брала.
Наоборот, в студии взяли курс на латинскую музыку.
На кубинскую, доминиканскую, мексиканскую, и прочие ритмы и музыку, которые были близки по духу латиносам.
А то, что делали на Кубе, автоматом попало под понятие сальса.
Posted 15.02.2013 at 13:47 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Андрей, Лаалуу, ещё раз прошу — не торопите события
Posted 15.02.2013 at 14:01 by v.radziun v.radziun is offline
Old
AndreyPolyakov's Avatar
А я и не тороплю, я предвкушаю
Posted 15.02.2013 at 14:15 by AndreyPolyakov AndreyPolyakov is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Fania, Fania, теперь понятно почему многие диджеи советуют брать Fania за основу.
Виктор, было бы интересно почитать, как в статье про мамбо, что же они привнесли в музыку нового. Именно по структуре, инструментам и т.д.
Posted 15.02.2013 at 15:44 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
v.radziun's Avatar
Каве, а я разве не сказал? «Фания» попыталась вернуть нью-йоркскую латиноамериканскую музыку к истокам — кубинским и пуэрториканским, но исполняла её с учётом накопленного ранее опыта и инструментария (мамбо, ча-ча-ча, пачанга, бугалу), а также с учётом звучания популярной в то время музыки. Т. е. просто сон или гуахира нью-йоркских латинов не «торкнули» бы, им было нужно, чтобы музыканты говорили с ними на их же языке, современном, а не припорошенном нафталином. И вот этот-то стиль и получил название «сальса».
Posted 15.02.2013 at 16:50 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Спасибо за объяснение
Честно говоря без вашего объяснения не дошло до меня. Фраза "Джонни решил осовременить эти жанры и подать публике под новым соусом" мне не до конца была понятна.

Всегда мучался вопросом как объяснить неразбирающемуся в сальсе разницу между сальсой и мамбо. В действительности сам себе не мог нормально объяснить. Могу отличить по звучанию, по характеру, а вот как-то так, чтобы скажем "по-научному" вот не мог. Теперь понимаю, почему...
Posted 15.02.2013 at 17:06 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
Architect's Avatar
Витя, кто на конгах играет на видео?
Posted 15.02.2013 at 19:21 by Architect Architect is offline
Old
kiriki's Avatar
Кстати, насчёт фильма Our Latin Thing.
Давно хотел целиком посмотреть, но так не нашёл, попадались только отрывки. Ссылкой на торрент может кто-нибудь поделиться?
Posted 15.02.2013 at 19:34 by kiriki kiriki is offline
Old
v.radziun's Avatar
Каве, строго говоря, особой разницы между сальсой и мамбо и нет. Оркестровка разная, да мамбо более синкопированное, что ли.

Оля, Рэй Барретто. А ты думала, Игорь Корнелюк?

kiriki, у меня есть ДВД, могу Вам переписать. В Осле и Суслике тоже есть.
Posted 15.02.2013 at 19:46 by v.radziun v.radziun is offline
Old
kiriki's Avatar
Спасибо! Про суслика даже не думал, что там что-то кроме музыки водится. Попробую для начала оттуда скачать.
Posted 15.02.2013 at 20:15 by kiriki kiriki is offline
Old
v.radziun's Avatar
Quote:
Originally Posted by Laaluu
Подозревал всегда, что сальса дура не танцевальная музыка, и уж точно не танцевальная для кубинского стиля.
Лаалуу, это Вы на основании двух приведённых видео? А то, на минуточку, на первом из них вообще сон-монтуно исполняется, Quitate tu. То есть в принципе чисто кубинская музыка.
Posted 15.02.2013 at 21:03 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Ослик - это я так понял сеть e-donkey... а что есть суслик?
Posted 15.02.2013 at 23:01 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
v.radziun's Avatar
Emule и Soulseek.
Posted 15.02.2013 at 23:21 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Quote:
Лаалуу, это Вы на основании двух приведённых видео? А то, на минуточку, на первом из них вообще сон-монтуно исполняется, Quitate tu. То есть в принципе чисто кубинская музыка.
Нет, конечно.
А первый ролик мне понравился.
правда и вопрос тогда. Если там сон-монтуно, то этот жанр тоже в сальсу входит?

А выводы про сальсу дуру, вот отсюда
Quote:
.. заговоривших в песнях о социальных проблемах; героями их песен стали жители Испанского Гарлема: переселенцы из Пуэрто-Рико, работающие как волы в надежде заработать на кусок хлеба, бандиты и проститутки. Хочу заметить, что такая «правда жизни» была своего рода «трендом» того времени: вспомните, конец 1960-х — начало 1970-х годов — это время «революции цветов» хиппи, время молодёжных бунтов и поисков новых путей развития человечества.

Понятно, что столь «шершавые» слова песен требовали и соответствующей музыки. «Лицом» этого направления, которое мы знаем сегодня под названием жёсткая сальса (salsa dura), стал молодой тромбонист Вилли Колон, создавший себе имидж эдакого плохиша. Ревущий тромбонный звук, нарочито негармонические аккорды
+ субъективные мнения.
Ну и логика, как танцевать парный танец, под остросоциальные песни, да еще с негармоничными аккордами и многочисленными акцентами.
От совместного созидания движухи пары ничего не остается.
Разве, что только счет танцевать.
Новичков, правда легко провести, они собственно это счет и танцуют. А тем,кто хочет получать удовольствие от танца под музыку в паре, такая бунтарская музыка не годится.
Posted 16.02.2013 at 12:59 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Tony's Avatar
Как хорошо, что ньюйоркские латины того времени не читали ваши... фантазии, Лаалуу. И прекрасно себе отплясывали под сальса дуру.
Posted 16.02.2013 at 13:14 by Tony Tony is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 08:07.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2019