Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 5 votes, 5.00 average.

4. Краткая история сальсы. Румба

Posted 04.02.2013 at 09:01 by v.radziun
Румба — одна из «визитных карточек» Кубы. Популярность этого слова сыграла с румбой злую шутку: оно прочно ассоциируется у большинства людей с танцем из латиноамериканской программы спортивных бальных танцев. Если вы тоже думаете, что румба — «медленный, страстный танец любви», приготовьтесь, сюрприз: бальная румба не имеет никакого отношения к кубинской румбе. Фактически, танец из программы спортивных танцев — это кубинское болеро, старательно переделанное под танцевальные вкусы европейцев.

Зачастую можно слышать, что румба берёт своё начало в сантерии, афрокубинской религии потомков народа йоруба. На самом деле, это своего рода миф: и в плане ритуальных корней румбы, и в плане главенствующей роли йоруба в формировании кубинской культуры вообще. Среди более чем миллиона рабов, завезённых на Кубу из Африки, йоруба занимали по численности лишь второе место, тогда как первое принадлежало конголезским народам, говорящим на языках банту. Большинство исследователей сходятся на том, что одним из главных предков румбы является так называемый цикл конго, танцы банту: юка, пало, гарабато и макута. Ритуальными они не являются. В этих светских танцах сохранились, как мы увидим ниже, лишь некоторые отголоски древних танцев плодородия.

Румба возникла в XIX веке в наиболее урбанизированной части Кубы — в Гаване и Матансасе, куда в поисках работы съезжались освобождённые из рабства чёрные крестьяне из восточных провинций, многие из которых принадлежали к народам банту. Они привезли с собой свои танцевальные и музыкальные традиции (цикл конго), которые, смешиваясь с традициями местными, и дали в результате тот сложный мультикультурный феномен, который мы сейчас называем кубинской румбой. Если для чисто фольклорных традиций социальной основой служили так называемые кабильдос — своего рода, гибриды общества материальной взаимопомощи и клуба общения, объединявшие бывших рабов по этническому принципу; то для румбы такой основой чаще всего служили барриос — городские рабочие кварталы, где жили по соседству представители разных народов, вместе работая и вместе отдыхая. В этой атмосфере румба была не просто музыкой и не просто танцем, и уж тем более не фольклором какой-либо этнической группы. Это было социальное явление или, как принято говорить сейчас, субкультура.


С точки зрения музыки кубинская румба представляет собой результат трансформации африканских ритмов под влиянием европейской музыкальной традиции. От испанцев румба взяла, с одной стороны, стихотворные размеры и вокальную манеру, а с другой — распределение инструментов в ансамбле. В африканской музыке солировали обычно более «низкие» барабаны, а «высокие» играли аккомпанемент; в европейской музыке солирующую роль обычно исполняли инструменты более высокого строя, и румба также использует именно этот принцип. От африканской музыки румба унаследовала, прежде всего, полиритмию и синкопированность, а также «троицу» барабанов разной высоты тона. В вокальной манере африканское наследие проявилось в использовании приёма чередования фраз между хором и солистом (антифонный принцип, или «вопрос-ответ»).

Инструменты ансамбля румбы могли быть самыми разными, в дело часто шли подручные предметы. Если под рукой нет барабанов — можно барабанить по пустым ящикам. Основа классического городского ансамбля румбы — это три барабана (или три деревянных ящика-кахона), из которых два низких по тону задают ритм, а самый высокий (кинто) играет синкопированные соло, импровизируя вместе с танцорами. Барабаны дополняются партией клаве (её выстукивали двумя деревянными палочками или парой металлических предметов) и палито (дополнение к клаве, отбиваемое двумя деревянными палочками или ложками по небольшому деревянному ящичку-кахито).

С точки зрения танца, румба — это как минимум три разных танца.

Наиболее известным и самым современным из них, без сомнения, является гуагуанко. Говоря о румбе, кубинец в большинстве случаев имеет в виду именно его. Гуагуанко — это танец-состязание мужчины и женщины: мужчина старается обмануть партнёршу и сделать ей вакунао, что дословно означает «укол», «прививка» (я думаю, вы понимаете, о какой именно прививке идёт речь). Задача женщины — с одной стороны, заигрывать с мужчиной, не отпуская его от себя, а с другой — не дать себя… «привить». В общем, всё очень жизненно.

Другой разновидностью румбы является ямбу, которую иногда называют румбой для стариков. Это медленная, степенная румба; в ней не бывает никаких «уколов». Если в гуагуанко танцоры не касаются друг друга, то в ямбу они могут иногда держаться за руки или даже обнимать друг друга. Ямбу — наиболее лиричная форма румбы, в ней отсутствует свойственный другим формам дух состязания.

И ямбу, и гуагуанко — это городские танцы; но существует и деревенская разновидность румбы, которая называется колумбия. Здесь и инструменты были немного другие, чем в городе — например, для задания основного ритма использовали мотыгу. Изначально колумбия — мужской танец, быстрый и энергичный: танцоры по очереди демонстрируют своё искусство, силу и ловкость. Однако феминизм пришёл и сюда, и девушки, танцующие колумбию, уже ни у кого не вызывают удивления.

Румба на Кубе продолжает развиваться как культура, что-то теряя (как, например, вышедший сейчас из употребления четвёртый танцевальный жанр румбы — хирибилья), а что-то, наоборот, усваивая из окружающего мира. В ансамблях появляются новые инструменты и новые ритмы; танцоры вводят новые движения, заимствованные из других танцев.

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 28

Comments

Old
deen's Avatar
Витя, как всё хорошо написано!!!!
Всё структурировано и объем информации оптимально сбалансирован. Рекомендую всем свои ученикам для обязательного прочтения.
Спасибо.
Posted 04.02.2013 at 10:06 by deen deen is offline
Old
v.radziun's Avatar
Конкретно в этой главе — спасибо Алексею ToroDozer'у: меня в какие-то дебри понесло, а он очень хорошо отредактировал, оставив только то, что по сути вопроса.
Posted 04.02.2013 at 10:13 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Спасибо Виктор! А где можно посмотреть или почитать как выглядела хирибилья?
Posted 04.02.2013 at 11:44 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
v.radziun's Avatar
Почитать — наверное, вот эту книгу: Yvonne Daniel. Rumba: Dance and Social Change in Contemporary Cuba (Blacks in the Diaspora), 1995, Indiana University Press, 208 pages, ISBN-13: 978-0253209481. Причём по румбе вообще, не по хирибилье конкретно. Что касается видео, с этим сложнее. Насколько я понимаю, хирибилья — это даже не столько отдельный вид румбы, сколько способ исполнения, что ли: в супер-высоком темпе, такой сценическо-показательный вариант.
Posted 04.02.2013 at 12:01 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Спасибо, Виктор!
Posted 04.02.2013 at 15:40 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
Nordis's Avatar
Спасибо, Витя!! Ждем следующие главы!!
Posted 04.02.2013 at 18:05 by Nordis Nordis is offline
Old
Corizza's Avatar
А почему "деревенский вид румбы" получил такое название - колумбия?
Posted 04.02.2013 at 18:17 by Corizza Corizza is offline
Old
Comicucha's Avatar
Сплошной восторг!
Posted 04.02.2013 at 23:44 by Comicucha Comicucha is offline
Old
done_well's Avatar
1. В гуагунко разрешено касаться друг друга.. здесь никаких проблем. Другое дело, что в ямбу зачастую танцуют в закрытой позиции. По мне так это танцевание от того же ненгона не сильно отличается
2. Вальдес рассказывал, что название "Колумбия" произошло от одноименной фабрике в портовом районе Маттанцас, где собирались портовые грузчики и местные дабы блеснуть своим умением. Поскольку присходило все это в районе складов с железндорожными рельсами, то многие движения колумбии как бы показзывают эквилибристику танцора. кроме того по одной из версий именно упаковочные ящики в порту были предком такого инструмента в румбе как кахон
3. Из всего йоруба размером 4/4 (размер ямбу и гуагуанко) обладает лишь иеса.. в конго же макута (весьма близкий к румбе по духу танец) это уже 4/4, так что музыкально румба реально боле близка к культуре конго. а вот колумбия сильно испытывает влияние абакуа с ее клавэ 6/8 и очень похожими ритмами на тумбадорах. Да и движения с платком в румбе появились скорее всегоиз абакуа (не только в колумбии, но и в гуагуанко)
Posted 05.02.2013 at 00:00 by done_well done_well is offline
Old
Mili's Avatar
А что такое абакуа?
Posted 05.02.2013 at 00:13 by Mili Mili is offline
Old
Sergey Gazaryan's Avatar
Абакуа - это закрытый мужской культ. Наберите в ютубе - увидите как выглядит танец.
Стас, платки в румбе точно из абакуа, Хорхе про это долго рассказывал
Posted 05.02.2013 at 01:33 by Sergey Gazaryan Sergey Gazaryan is offline
Old
v.radziun's Avatar
Вот что пишет о происхождении названия «колумбия» Фрэнк Фигуэроа, известный музыкант и историк латиноамериканской музыки из США.
Quote:
Румба-колумбия родилась во внутренних районах Кубы в среде афро-кубинцев, работавших на плантациях сахарного тростника. Колумбия исполняется на особом диалекте, состоящем из испанских и африканских слов. Со слов кубинского писателя Архельерса Леона, эта музыка получила свое название от старинного жилого комплекса в Матансасе, называвшегося «Колумбия». Колумбия считается очень старым типом румбы, на который большое влияние оказали ритуалы абакуа».
Известный кубинский румберо Мигель Анхель «Аспирина» Крус говорит о том, что название колумбия связано с названием порта Матансаса, который до 1956 года назывался «Колумбия». Меса же считает, что из четырёх основных африканских народов на Кубе — конго, лукуми, мандинга и карабали именно конголезцы являются зачинателями жанра (хотя не оспаривает и влияние карабали-абакуа на эту музыку).

Существуют и другие мнения о происхождении названия этого типа румбы. Но я всё же хотел бы вернуть ваше внимание к сути. Название — это своего рода фантик, обёртка, в который заворачивают некое понятие. Румбу, которую сейчас называют колумбией, начали танцевать не в Матансасе, который подарил ей название. Существуют упоминания, что колумбия родилась из особого танца-боевого искусства типа бразильской капоэры — El Juego de Maní в среди рабов, работавших на плантациях сахарного тростника. Т. е. это всё же «деревенская», архаичная румба. А название — дело вторичное.
Posted 05.02.2013 at 09:28 by v.radziun v.radziun is offline
Old
v.radziun's Avatar
Аня, «Абакуа» — это название танцевальной компании Фрэнки Мартинеса Шучу

Серёжа, я немного уточню про абакуа. Это не культ, это, скорее, тайное мужское братство (общество) афро-кубинского народа карабали, что-то типа негритянского масонства. Несмотря на то, что абакуа принимали в свои ряды и белых (и даже кубинских китайцев, если верить Карпентьеру), даже сейчас многие ритуалы этого общества покрыты тайной (в отличие от ритуалов лукуми-йоруба).
Posted 05.02.2013 at 09:32 by v.radziun v.radziun is offline
Old
v.radziun's Avatar
Сорри, пропустил главную фамилию Мигеля Анхеля Это был, конечно, Мигель Анхель «Аспирина» Меса Крус
Posted 05.02.2013 at 10:04 by v.radziun v.radziun is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Возможно, первая видеозапись, посвящённая музыке абакуа - 20-минутный документальный фильм Бернабé Эрнандеса (ICAIC, 1962):
http://www.youtube.com/watch?v=Py5KwcwQAtI
Posted 05.02.2013 at 10:39 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
Sergey Gazaryan's Avatar
Виктор, вот этот вопрос мучает меня давно. Что же больше повлияло на Колумбию - конго или абакуа? Спрашивал и интересовался у многих - все говорят по разному. Для себя решил, что и то, и то))
Posted 05.02.2013 at 12:23 by Sergey Gazaryan Sergey Gazaryan is offline
Old
v.radziun's Avatar
Да, там однозначного ответа нет; плюс ещё каждый на себя одеяло тянет. В любом случае, у румбы (не только колумбии, но вообще) нет какого-то одного «родителя», это общекубинский культурный феномен, о чём в этой главе и говорится.
Posted 05.02.2013 at 12:41 by v.radziun v.radziun is offline
Old
done_well's Avatar
Ну учитывая что в колумбии (в танце) допускается смешение всего на свете, то все повлияло да и танец этот народный не имеющие привязанности к нации или религии.
А вот по музыке, на мой взгляд абакуа все таки. Ну слишком много совпадений
Posted 05.02.2013 at 13:03 by done_well done_well is offline
Old
Родилася тут мысля одна.

Откуда в кубинской манере танцевания так много неприличных движений бедрами?
Неужто из одного движения - вакунао, разразилась целая эпидемия, и теперь его принялись вставлять во все, что ни попадя.
А ведь уже до пятой части дошли и в сопутствующих видео все прилично! Даже в румбе! Укольчик- всего лишь такое приятное исключение.

Чей то мне кажется, что это танцы "локо туриста".
Или же еще один миф.
Posted 05.02.2013 at 14:15 by Laaluu Laaluu is offline
Old
done_well's Avatar
что значит "неприличные движения" бедрами?
и в культуре пало и в румбе движения бедрами присутствуют в достаточной мере, причем именно с эротическим подтекстом
Posted 05.02.2013 at 15:02 by done_well done_well is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 03:35.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2018