Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Blogs About Us

Rating: 9 votes, 5.00 average.

8. Краткая история сальсы. От дансона и сона — к сону-монтуно

Posted 08.02.2013 at 09:00 by v.radziun
К концу 1930-х годов джаз и свинг, занесённые на Кубу американцами, сделали своё дело — дансон и сон, столь милые сердцу кубинцев, начали терять популярность у жителей острова. Действительно, дансон, исполняемый скрипачами и флейтистами оркестров-чаранг, на фоне мощного звука медных духовых американских джаз-бандов выглядел довольно архаично и старомодно.

Надо сказать, что уже в 1910 году была осуществлена первая попытка обновления дансона. Композитор и кларнетист Хосе Урфе в своей композиции El bombín de Barreto (Шляпа Баррето) добавил к основным частям дансона новую, заключительную часть — монтуно, уже известную нам по сону. В 1929 году Анисето Диас прибавил к монтуно вокальную партию, тем самым положив начало новому жанру — дансонете. Хотя эти нововведения несколько осовременили дансон, однако он был всё ещё весьма далёк по «насыщенности» и «драйву» от современного ему джаза.

В 1937 году Антонио Арканьо и братья Лопесы — Орестес и Исраэль «Качао» — сделали новый шаг в сторону реформирования кубинской музыки, добавив в дансон новую часть, которую, недолго думая, назвали nuevo ritmo, нуэво ритмо (новый ритм), а позже — мамбо. Фактически эти нововведения представляли собой дальнейшее развитие монтуно, которое обогатилось особыми ритмическими фигурами, исполнявшимися на духовых инструментах. (Весьма некстати они также получили название мамбо, что частенько вводит в ступор неискушённых отечественных переводчиков. По счастью для них, существует и другое обозначение для таких фигур — moña, монья, т. е. «бантик». Дабы не вводить читателя в заблуждение, в дальнейшем мы будем употреблять только второе название.)

Интересно, что практически одновременно с Лопесами ввёл моньи в состав монтуно и другой кубинский музыкант, Мачито, работавший тогда в Нью-Йорке. Как могло произойти такое совпадение — достоверно мне неизвестно. Вероятно, кто-то из вас предположит, что Мачито и Лопесы были знакомы, и один из них попросту стащил находку другого. Мне же представляется более правдоподобным другое объяснение: и братья Лопесы, и Мачито стремились сблизить звучание кубинской музыки с современным им американским джазом; так стоит ли удивляться тому, что результаты их поисков совпали?

К концу 1930-х годов относятся и эксперименты с соном великого реформатора кубинской музыки — Арсенио Родригеса. В 1939 году Арсенио организовал группу, добавив к традиционному составу септета (труба, гитара, трес, бонго, контрабас, мараки и клаве) конги, фортепиано и вторую (а позже — и третью) трубу. Эта форма ансамбля, названная впоследствии конхунто (т. е. просто «ансамбль»), стала выдающимся нововведением, полностью преобразовавшим стилистику и «звучание» кубинской музыки.


Арсенио был не первым, кто добавлял фортепиано в состав кубинского секстета. Разница заключалась в том, как именно Арсенио использовал фортепиано. Если «белые» группы (например, «Конхунто Касино») заменяли исполняемые на тресе риффы фортепианными монтуно, как это принято в современной сальсе, то Арсенио сохранил эту роль за тресом, что позволило ему освободить фортепиано для исполнения более сложных партий, в том числе сольных — в исполнении таких столпов кубинской фортепианной школы, как Лили Мартинес и Рубен Гонсалес.

Введённая в состав ансамбля конга добавила музыке энергичности и глубины, а две трубы сделали звучание конхунто удивительно захватывающим. Как ни странно это покажется сегодня, конга стала широко использоваться в кубинской музыке только благодаря этому нововведению Арсенио Родригеса. Более ранние формы кубинских оркестров — оркеста типика, чаранга, секстет и септет — не знали конги, которая считалась «дикарским инструментом». В результате, конхунто вскоре почти совершенно затмили оркестры-чаранги, которые использовали скрипки и флейты вместо медных духовых и ассоциировались в то время исключительно с дансоном.

Однако изменения структуры ансамбля оказали влияние не только на звучание конхунто, но и на исполняемую им музыку. Присоединившийся к ансамблю в 1943 году трубач Бенетин Бустильо пытался копировать на трубе моньи флейтиста Антонио Арканьо, что вдохновило Арсенио на создание стиля сон-монтуно.

Название монтуно происходит от песен крестьян-монтуно (т. е. горцев) с востока Кубы, из провинции Орьенте, которые, работая на склонах, пели, перекликаясь с солистом-запевалой, повторяя припев в характерном для Африки стиле «вопрос-ответ». Этот африканский музыкальный приём использовался и в классическом кубинском соне в припевах, однако не занимал главного положения в общей композиции. Родригес же сместил акценты с куплета на припев, сделав повторяющийся припев-монтуно основной частью сона-монтуно и, таким образом, «африканизировав» традиционный сон. Монтуно послужило отличным фоном как для вокальных импровизаций-сонео солиста, так и для инструментальных импровизаций, исполняемых на тресе и трубе. Кроме того, Арсенио добавил в сон-монтуно много элементов румбы гуагуанко (связанных, в первую очередь, с введением в состав конхунто конги), сделавших музыку сона-монтуно более синкопированной и ритмичной. Эти нововведения совершили настоящую революцию в кубинской музыке. Фактически, в соне-монтуно уже присутствовали все составляющие стиля мамбо; поэтому неудивительно, что многие пожилые кубинцы считают, что мамбо — тот же сон-монтуно, только «в другой упаковке».

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 18

Comments

Old
Laaluu's Avatar
Quote:
Композитор и кларнетист Хосе Урфе в своей композиции El bombнn de Barreto (Шляпа Баррето) добавил к основным частям дансона новую, заключительную часть — монтуно, уже известную нам по сону. В 1929 году Анисето Диас прибавил к монтуно вокальную партию,
Quote:
Название монтуно происходит от песен крестьян-монтуно (т. е. горцев) с востока Кубы, из провинции Орьенте, которые, работая на склонах, пели, перекликаясь с солистом-запевалой, повторяя припев в характерном для Африки стиле «вопрос-ответ».
Quote:
Родригес же сместил акценты с куплета на припев, сделав повторяющийся припев-монтуно основной частью сона-монтуно
Эти монтуно все идентичны и имеют одно значение?
Posted 08.02.2013 at 10:21 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Лаалуу, в кубинской музыке словом монтуно обозначают несколько вещей. Они не идентичны друг другу, но вертятся вокруг одного и того же.
  • Во-первых, монтуно — это то, что в джазе и рок-музыке обычно называют риффами — ритмически повторяющиеся музыкальные фразы, исполняемые каким-либо инструментом. В сальсе монтуно обычно фортепианные — когда инструмент играет не мелодию, а ритм — такими характерными синкопированными аккордами.
  • Во-вторых, монтуно — это особого рода припев, также построенный на повторении одной музыкальной фразы, когда солист как бы перекликается с хором.
  • Ну и в-третьих, словом монтуно может обозначаться и инструментальная часть, построенная опять же на ритмическом повторении неких музыкальных фраз.
В общем, главный признак монтуно — многократная повторяемость музыкальной фразы. В классической музыке этот приём называется остинато.
Posted 08.02.2013 at 11:06 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Laaluu's Avatar
Спасибо за понятное объяснение.
Осталось разобраться с танцем.
Неоднократно слышал о появлении мессии, который обещал рассказать сокровенное об обучении танцу сон монтуно. (Даже пару раз зашел, оказалось давали сальсу на 2-ю долю )

Вопрос. Есть ли база под такими заявлениями?
Понятно, что структурно в хореографии можно обыграть каким либо образом повторяемость.
А вот сама база?
Есть ли отличие, хотя бы, по музыкальным инструментам, расположению акцентов, которые можно использовать как ключи- ориентиры в музыке?
Либо вместе с "африканским" музыкальным приёмом пришли и танцевальные "африканские" вещи- некие па, пластика, либо еще что?
Posted 09.02.2013 at 12:22 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
С танцами всё сложно, я писал об этом в предыдущих главах. Сон развивался и менялся, но на киноплёнку фиксировались не «просто танцульки», а лишь номера варьете на латинскую тему, по которым сделать вывод — как же в те времена танцевали сон — просто невозможно. Сон-монтуно изначально позиционировался Арсенио как «чёрная» музыка, скорее всего, и в танец проникли какие-то негритянские элементы. Вот только записей с негритянских танцулек тех лет точно не сохранилось (да и вряд ли такие записи вообще были — расовая сегрегация на Кубе всё же существовала).

И я, и Вы читали на нашем форуме, что, например, Хорхе Камагуэй (который, кстати, в марте будет в Москве) даёт сон-монтуно как танец. Хорхе, без сомнения, отличный танцор, но вот насколько его сон-монтуно совпадает с тем, что танцевали во времена Арсенио — я не знаю. Возможно, это оно, а возможно, что это некий авторский стиль. И никто не сможет это ни доказать, ни опровергнуть.

Про музыкальные инструменты сона-монтуно я довольно подробно выше написал: в состав конхунто вошли конги, увеличилось количество медных духовых, стало массово использоваться фортепиано. Кроме того, появились колокольчики — сенсерро/кампана.
Posted 09.02.2013 at 18:32 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Anton's Avatar
Виктор, а можно уточнить?
Вот если я в соне слышу конги или фортепианное соло, то это точно сон-монтуно или это может оказаться современное исполнение традиционного сона?
Posted 09.02.2013 at 20:02 by Anton Anton is offline
Updated 09.02.2013 at 20:08 by Anton (Уточнил вопрос)
Old
v.radziun's Avatar
Да, сейчас в соне и конги, и фортепиано не редкость. Но если говорить о традиционном звучании — этих инструментов там быть не должно.
Posted 09.02.2013 at 20:34 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Maryta's Avatar
У меня состояние эйфории от чтения, почти физическое удовольствие %)
Posted 10.02.2013 at 02:29 by Maryta Maryta is offline
Old
v.radziun's Avatar
Вот немного от эйфории отойдёшь, Маша, и в понедельник продолжим Нас ждёт важная глава — о мамбо.
Posted 10.02.2013 at 10:05 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Laaluu's Avatar
Хочется еще уточнить про роль фортепиано и прочих клавишных в соне.

Не замещают ли они партию струнных, треса и прочих гитар?
Как правило, если я слышу клавишные, то отсутствуют струнные.
А с клавишным монтуно, сон становится похож на мамбо. как то так, мне кажется.

Вот, берем первые попавшиеся видео с музыкой.
http://www.youtube.com/watch?v=3dLy2uOgLj4
Партии треса нет, зато ф-но, чуть ли не мамбо играет. Впрочем, почему чуть?
Наверняка любители ON2 с удовольствием спляшут свой вариант.
Или я ошибаюсь про любителей?

А вот, берем видео, где на танец наложен звук.
По ходу, автор ролика ошибся чуток, когда звук накладывал.
Ф-но нет, зато явно слышны гитарные рифы.
И хочется танцевать сон, а не мамбо.
http://www.youtube.com/watch?v=G8jGK_nrBOY

Не здесь ли разница в движухе ? Сон монтуно можно замешивать с мамбо!
Posted 10.02.2013 at 13:43 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Лаалуу, Вы в первом ролике какую композицию имели в виду — первую или вторую, которая начинается примерно через 6:50 минут? Первая часть — это не сон, а латин-джаз, «настоянный» на кубинской музыке. Вторая часть — это как раз сон-монтуно, но не чистый, а с добавкой ча-ча-ча; монтуно-ча это называют.

А во втором ролике (несмотря на то, что написано «сон-монтуно») — это вообще не сон (а если и сон — то не кубинский). Словом, латиноамериканская попса.
Posted 10.02.2013 at 17:57 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Laaluu's Avatar
О, как интересно! А ведь то, что под руку попалось.
Да, в первом случае имел ввиду первую часть.
Однако, я не люблю новое мамбо, но под этот лэтин джаз станцевал бы с удовольствием.
А почему вторая часть монтуно -ча?
И поют мамбо, и танцуют на видео только мамбо!

Вторая, попса, по мне так явно с кубинским уклоном.
Кстати, а почему попса?
Какие аргументы?
Как видите, и выкладывающие ролики путаются в жанрах и социальные плясуны, в моем лице, так же в недоумении

P.S. Если вспомнить хит парад, то много народа высказывалось за придание трекам ясности в музыкальном жанре
Posted 10.02.2013 at 19:45 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Потому, что музыканты во второй песне первого видео ближе к концу исполняют музыку так, будто она написана в размере 2/4, а не 4/4, это придаёт композиции такую «ча-ча-ча-образность». То есть это уже не чистый сон-монтуно, а сон-монтуно с примесью ча-ча-ча; такую смесь принято называть монтуно-ча.

Во втором видео — взята просто латиноамериканская песня, в аранжировке добавлены пассажи на гитаре (не знаю точно, трес ли это). Чисто внешне — вроде, похоже на сон, да. Но вся структура сона — отсутствует напрочь: построением музыки на основе клаве пренебрегли, никаких реальных монтуно нет — просто обычные запев и припев. Это как с Агутиным, например: вроде, какие-то гармонии и приёмы знакомые, латиноамериканские, но за сальсу примут лишь новички.
Posted 11.02.2013 at 09:59 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Laaluu's Avatar
Quote:
а сон-монтуно с примесью ча-ча-ча; такую смесь принято называть монтуно-ча
Почему ча понятно. Теперь почему это сон монтуно, добить бы.
Я так понимаю, потому что присутствуют "новые" инструменты, такие как конги, правда пианино нет.
А так же структура песни "особого рода припев, также построенный на повторении одной музыкальной фразы, когда солист как бы перекликается с хором"
Еще есть что забыл?

Со вторым примером тоже все проясняется.
Партия певца ясна.
Однако, гитара то играет монтуно, по пункту 1 и 3
Quote:
, монтуно — это то, что в джазе и рок-музыке обычно называют риффами — ритмически повторяющиеся музыкальные фразы
Quote:
инструментальная часть, построенная опять же на ритмическом повторении неких музыкальных фраз
То есть получается, взяли немного оттуда, немного оттуда. Подсыпали кубанутости. Кое чего забыли.
В результате вышла попса. Как вышла мне нравится.
Еще пара вопросов.
А можно ли такую попсу называть сальсой?
И, помнится, что клаве не сразу вошло в составы исполняющие сон. Как бы этот момент напомнить?

Пойду новые примеры поищу.
Posted 11.02.2013 at 13:33 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Quote:
Originally Posted by Laaluu
И, помнится, что клаве не сразу вошло в составы исполняющие сон.
Вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Откуда такие данные? Пароли, явки?
Posted 11.02.2013 at 13:40 by v.radziun v.radziun is online now
Old
Laaluu's Avatar
Quote:
Вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Откуда такие данные? Пароли, явки?
Эт, у меня ум за разум зашел.
Но, все же интересно, когда?
В главе про сон были перечислены следующие народные инструменты
Quote:
Новые для обитателей кубинской столицы инструменты буквально потрясли местную публику своей «первобытностью»: маримбула, кихада, бонго, колокольчики-эконы, ботихуэла (глиняный кувшин с узким горлом; губами из него извлекается звук, аналогичный пиццикато контрабаса); дьенте де арадо («зуб плуга», звучащий как колокольчик с низким звуком), пайлы и тимбалы…
Кстати, а что играли во втором видео на 2-й минуте, в главе сон? Там музыканты обошлись без клаве, правда это был показ.
Posted 11.02.2013 at 14:06 by Laaluu Laaluu is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Стоит заметить любителям однозначных жанровых атрибуций, что таковых, в общем-то, в природе и не существует, особенно для оркестрованных вещей. Во-первых, в разное время одни и те же вещи зачастую назывались и воспринимались несколько по-разному. Во-вторых, почти любую вещь можно обыграть «и так, и сяк, и об косяк», как говорится: допустим, песня была соном (так задумана автором), а потом какая-то «добрая душа» взяла и сделала из неё сон-монтуно, например, или мамбо – по характеру оркестровки, расстановке акцентов в ритм-секции и т.д.; таким примерам в кубинской музыке несть числа. В-третьих, очень часто бывает, что в одной песне используются приёмы из нескольких жанров сразу, и получается, что по вокалу и тексту – это один жанр, по духовым – другой, по басу и ф-но – третий; и как её назвать после этого? А как Бог на душу положит – вот как: 1) одни идут при этом по пути наименьшего сопротивления – называют жанр по «доминирующей тенденции», что ли; 2) если какая-то другая составляющая слишком сильно «выпирает», что её уже трудно замолчать – получаются «гибридные» определения, типа мамбо-сон или монтуно-ча; 3) самые, мягко говоря, последовательные товарищи идут тернистым путём и пытаются обозначить всё, что они в данную песню понапихали – я как-то приводил восхитивший меня пример от Clave y Guaguancó, «guan-politimba».

Всё это, конечно, хорошо, но зачастую такие «комплексные» определения сами по себе мало о чём говорят. Вот вам пример: известно, что мифическая зверюга химера представляет собой «гибрид» льва, козы и змеи. А теперь попробуйте представить себе эту самую химеру. Не получается? Хорошо, значит думать умеете а если получаетcя, то теперь сравните «вашу» химеру с классической и «найдите 10 отличий» Ведь в «определении» химеры ничего не было сказано про то, какие именно части каких именно из этих 3-х животных надо соединить между собой. Например, голова должна быть козьей, львиной или змеиной – есть ведь разница? Вот так и с жанрами. Попробуйте представить себе «гуан-политимбу» – и гарантирую, что это вряд ли будет хоть сколько-нибудь похоже на ту композицию Clave y Guaguancó

В итоге получается, что смысловая нагрузка этих «комплексных» определений девальвируется отсутствием указаний о том, «каким местом» это такой-то жанр, а каким – другой. Понять это можно только при прослушивании песни – но тогда и слова эти уже не нужны, и так слышно, что там откуда. Вот почему я отношусь скептически к такого рода определениям – за каким рожном нужно определение, по которому всё равно нельзя представить сколько-нибудь конкретный «первообраз».
Posted 11.02.2013 at 14:14 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
v.radziun's Avatar
Думаю, две деревянные палочки — клаве — вряд ли могли произвести на гаванцев большое впечатление, в особенности по сравнению со всем остальным «зоопарком» — кихадами, маримбулами и т. п.
Quote:
Originally Posted by Laaluu
Кстати, а что играли во втором видео на 2-й минуте, в главе сон?
На работе не могу прослушать эту запись, а наизусть не помню, простите

Кстати, вспомните, что клаве в кубинской музыке часто подразумевается, но сам ритм не выстукивается. Т. е. все инструменты «синхронизируют» синкопы по нему, тогда как сакрального «там-там! там-там-там!» не слышно, его попросту нет. Мы об этом на форуме часто говорили.
Posted 11.02.2013 at 14:28 by v.radziun v.radziun is online now
Old
ToroDozer's Avatar
Quote:
Originally Posted by Laaluu
Кстати, а что играли во втором видео на 2-й минуте, в главе сон? Там музыканты обошлись без клаве, правда это был показ.
В конце 2-й минуты того ролика музыканты сыграли вступление к классическому сону. Типичное, с "подразумевающимся" (но не играющимся) сон-клаве.
Posted 11.02.2013 at 14:39 by ToroDozer ToroDozer is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 20:03.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2024