Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 9 votes, 5.00 average.

3. Краткая история сальсы. Сон

Posted 03.02.2013 at 09:56 by v.radziun
Сон стал для гаванцев совершенно новым и неожиданным явлением, несмотря на то, что возник он куда раньше (хотя это и трудно было предположить). С XVI до XVII века словом «сон» обозначались неопределённые формы народной танцевальной музыки. Собственно же сон начал обретать форму с появлением французских негров в Сантьяго-де-Куба. Его развитие (преимущественно в народной среде) было параллельным развитию контрданса.

Сон имеет те же составные элементы, что и дансон. Но оба жанра стали совершенно несхожими из-за различных путей развития: контрданс был салонным танцем, сон — танцем чисто народным. Контрданс исполняли оркестры; сон был песней, сопровождаемой в основном ударными. Благодаря сону афрокубинская перкуссия, распространение которой сперва было ограничено негритянскими бараками и бедными городскими кварталами, показала свои богатые выразительные возможности. Трудно поверить, но до 1920 года кубинские танцевальные оркестры знали из ударных инструментов только литавры (но не пайлы или тимбалы), гуиро и клаве; даже мараки использовались значительно реже, чем сейчас. Весь остальной арсенал афрокубинской перкуссии оставался в тени.

Новые для обитателей кубинской столицы инструменты буквально потрясли местную публику своей «первобытностью»: маримбула, кихада, бонго, колокольчики-эконы, ботихуэла (глиняный кувшин с узким горлом; губами из него извлекается звук, аналогичный пиццикато контрабаса); дьенте де арадо («зуб плуга», звучащий как колокольчик с низким звуком), пайлы и тимбалы

Революция, произведенная группой ударных сона, состояла в создании полиритмии, подчиненной единому метру. До тех пор говорили: ритм контрданса, ритм гуарачи, ритмы дансона (множественность ритмов допускалась только в виде следования одного за другим). Сон же вводил новые категории: внутри общего движения каждый элемент ритма оставался самостоятельным. Если функция ботихуэлы и дьенте де арадо состояла в скандировании, подчеркивании метра, то тимбалы должны были вносить ритмическое разнообразие; если маримбула издавала всего три или четыре басовые ноты, то трес мог исполнять весьма сложные сольные фразы.





Документальный фильм «Игнасио Пиньейро»

Сон в своем зрелом виде дошел до нас в определённой форме. Он состоит из двух чередующихся частей, отчасти соответствующих русским запеву и припеву: ларго (или иначе версо, или поэсия) и монтуно. Ларго — старинный начальный речитатив, происходящий из Сантьяго-де-Куба; он развёртывается в умеренном темпе и исполняется одним голосом. Следующая за этим новая часть — монтуно — исполняется всем хором. С незаметным убыстрением темпа импровизация, основанная на вариациях музыкальных фраз в пределах общего ритмического рисунка, могла продолжаться в течение любого отрезка времени. Инструменты «вышивали» ритмический узор, дробя ритм по мере того, как росло возбуждение танцоров, в свою очередь усложнявших па. Импровизируя, музыканты и певцы исполняли песню до тех пор, пока пауза не становилась физической необходимостью.

Заслуга сона состоит в том, что свобода, предоставляемая им стихийной народной экспрессии, способствовала обогащению ритмики. Длительности нот дробились внутри такта. Начиная с определенного момента, возникло настоящее творчество. Многие исполняющие сон секстеты и септеты были обязаны своей славой тому, что играли «не так, как все», создавая новые вариации, заставлявшие танцующую публику буквально визжать от восторга.

Хотя сон развивался параллельно контрдансу, именно благодаря ему некоторая часть кубинской музыки почти полностью освободилась от ритмических традиций, которые были свойственны ей на протяжении всего XIX века. Сон — это основа всей современной кубинской музыки; в нём есть такое богатство, такая сочность, каких не знали другие предшествующие ему жанры, несмотря на их изящество и обаяние. Не случайно поздний дансон вобрал в себя одну из частей сона — монтуно, которая послужила ему кодой и, таким образом, продлила его жизнь.

Ниже мы ещё поговорим о влиянии сона на дансон, а сейчас попробуем разобраться с ещё одним «корнем» сальсы — с румбой.

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 25

Comments

Old
Mili's Avatar
Прекрасная глава! Спасибо!
Posted 03.02.2013 at 18:18 by Mili Mili is offline
Old
Pablito's Avatar
Мне пока видится в этом один существенный пробел - болеро. Это бы надо прописать, мне так представляется.
Posted 03.02.2013 at 18:38 by Pablito Pablito is offline
Old
v.radziun's Avatar
Павел, болеро не оказало большого влияния на генезис сальсы, а мне была заказана именно краткая (и так получилось 30 страниц печатного текста) история сальсы (а не история кубинской музыки, за этим — к Карпентьеру). Вот если бы о бачате писал (в которой я, признаться, не особо разбираюсь), вероятно, тогда без болеро было бы никак. Так что примите как данность — это выжимки, так сказать, экстракт, на всеохватность и универсальность я не претендую. Здесь нет ни про чангуи, ни про болеро, а хирибилья просто разок упоминается.
Posted 03.02.2013 at 19:52 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Pablito's Avatar
Виктор, понял, тогда действительно не стоит растекаться. Я не имел в виду отдельную главу, а в качестве пары предложений именно относительно сона. Но тогда, конечно, будет логично ещё кое-что прописать, да, а это увеличит объем. Просто в предыдущей главе слово "болеро" между делом прозвучало, и мне показалось, что у читателей могут возникнуть вопросы.
Posted 03.02.2013 at 20:35 by Pablito Pablito is offline
Old
v.radziun's Avatar
Ну, если про сон конкретно, тогда и про чангуи точно надо писать... В общем, я очень старался держаться в рамках именно сальса-направления; мои товарищи знают, как нелегко мне такое даётся PS: Болеро знаю и люблю.
Posted 03.02.2013 at 21:16 by v.radziun v.radziun is offline
Old
AndreyPolyakov's Avatar
А соприкасался ли танец сон с салонными танцами? Я сылашал, что некторые элементы сона (скажем, когда при движениях смотрят через плечо друг от друга в стороны) связаны именно с требованиями салонного этикета - смотреть в глаза считалось неприличным. Или это уже более поздние домыслы?
Posted 04.02.2013 at 00:52 by AndreyPolyakov AndreyPolyakov is offline
Old
v.radziun's Avatar
Андрей, честно говоря, с танцами всё значительно туманнее, чем с музыкой. Если музыка более-менее «задокументирована» (если и не записана на пластинки, то хотя бы нотами на бумаге отражена), то о танцах, в особенности — о ранних их формах, приходится только догадываться. Тот же сон, который у нас часто представляют как нечто «застывшее» и неизменное, на самом деле отличается от сона начала XX века. Но вот каким именно он был тогда — никто наверняка не знает. Так что про «смотрение в глаза» ничего Вам не скажу: не знаю, а врать не хочу.
Posted 04.02.2013 at 08:50 by v.radziun v.radziun is offline
Old
AndreyPolyakov's Avatar
Спасибо за ответ. Ну значит буду и дальше придерживаться этой легенды, раз все равно точно не известно
Posted 04.02.2013 at 14:22 by AndreyPolyakov AndreyPolyakov is offline
Old
v.radziun's Avatar
Аминь
Posted 04.02.2013 at 14:33 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Pablito's Avatar
Да тут всё со всем соприкасалось рано или поздно, куда деваться на островах-то Когда музыка называлась даже не bolero-son, а просто bolero con jaleo, мне сдается, что танец довольно таки отличался от современного варьянта.
Posted 04.02.2013 at 23:30 by Pablito Pablito is offline
Updated 05.02.2013 at 00:36 by Pablito
Old
done_well's Avatar
На мой взгляд сон стал соном именно в Гаване. Все деревенские архаичный формы вроде ненгона и чангуи все таки грубоваты.
что же касается танцев, то тут надо понимать что было две тусовки - те кто тацневал сон изначально и танцоры салонного дансона которые ринулись на новинку, привнеся туда от дансона много чего
Posted 04.02.2013 at 23:51 by done_well done_well is offline
Old
За видео, отдельный респект. Как говориться, лучше увидеть...
Posted 05.02.2013 at 11:59 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Quote:
На мой взгляд сон стал соном именно в Гаване. Все деревенские архаичный формы вроде ненгона и чангуи все таки грубоваты.
что же касается танцев, то тут надо понимать что было две тусовки - те кто тацневал сон изначально и танцоры салонного дансона которые ринулись на новинку, привнеся туда от дансона много чего
Не согласен. Виктор пишет, что дансон стал национальным танцем, который танцевали лет так 40 и по любому поводу.
Так какая может быть отдельная тусовка? Умели все! Ну, кому надо.
При этом, одновременно, изначального сона не было, если верить Виктору.

По поводу прилизанности танца. Мне нравится версия, что это танец на показ. Сколько мест было, где за танец можно было заработать, столько и версий можно выдвинуть.
Что касается деренского танца, так посмотрите видео "Salsa a la Cubana" Все танцоры танцуют по разному, однако с общими принципами протанцовывания музыки. В этом ярко отражен принцип народности и импровизационной составляющей танца.
Posted 05.02.2013 at 12:09 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Quote:
Originally Posted by Laaluu
При этом, одновременно, изначального сона не было, если верить Виктору.
Не совсем понял, где я такое говорил? И что Вы вкладываете в понятие «изначального сона», Laaluu? Я не понял, правда.
Posted 05.02.2013 at 12:37 by v.radziun v.radziun is offline
Old
done_well's Avatar
Laaluu, дансон и сон зачастую танцевали разные слои общества. Я видел стиль сона при котором как и в дансоне ноги вообще не отрываются от пола, шаги очень маленькие, танцоры танцуют на месте просто поворачиваюсь парой on spot.
Это мало вяжется с разухабистым деревеснким танцеванием берущим свои истоки в чангуи и ненгоне.
Да и социальне условия накладывают отпечаток.. одн танцуют на земляном или дощатом полу, другие на паркете в платьях и с веерами.
что же касается "на показ", то прежде чем танцевать на показ этов се таки был танец для себя.. для кого то салонный, а для кого то пати-эврибади-дэнс
Posted 05.02.2013 at 13:11 by done_well done_well is offline
Old
done_well's Avatar
вот мой любимый пример на эту тему. Roberto Borrell (ны не проживающий в Штатах) говорит, что учит танцевать дансон, сон и ча-ча-ча "как это было".. причем судя по возрасту это самое "как было" он застал воочию еще до революции. В его танцевании видна общность техники исполнения всех трех танцев идущая от дансона и меняющаяся ровно настолько чтобы соответствовать музыке.
дансон https://www.youtube.com/watch?v=p-gLUceMKds

болеро: https://www.youtube.com/watch?v=Lji7riDMarY

cha-cha-cha: https://www.youtube.com/watch?v=OiwhNdxKndY

сон: https://www.youtube.com/watch?v=S_H3...=results_video
Posted 05.02.2013 at 13:40 by done_well done_well is offline
Old
Quote:
Не совсем понял, где я такое говорил? И что Вы вкладываете в понятие «изначального сона», Laaluu?
Только время.
Quote:
Приблизительно до 1920 года дансон был национальным танцем Кубы. В течение сорока лет..
Quote:
1930-м годам дансон на Кубе практически сошёл на нет. И во многом причиной этого стало то, что около 1920 года Гавану наводнил сон.
Как то так. То что танцевали разные слои, пусть будет, однако, исходя из цитат, вывод то напрашивается, что сначала был в моде дансон, потом его вытеснил сон. Именно тот вид, что вытеснил и поддается изучению и осмыслению, ибо то что танцевали крестьяне, мы никогда не узнаем.

И, вообще, танцевали ли?
Для меня, не так очевидно, ибо, если хор что нибудь поет, то он как правило не танцует. А если танцуют, то особо сложных трелей не выводят. Например, в лезгинке танце, мало слов, больше восклицаний, как и в русских танцах. Даже когда частушки голосят, то сложно обозвать пару шагов при этом танцем.
Принципы везде одинаковы- или поешь или танцуешь.
В дансоне или контрдансе разве танцоры голосят что нибудь во время движухи?
Да, легче прыгать и играть на чем нибудь, чем прыгать и петь! К примеру, танцы с бубнами и кастаньетами.
Не случайно в разделе про сон вы пишите не про наплыв танцевальных па, а про наплыв ритмов , инструментов и способов построения композиции.
Quote:
Новые для обитателей кубинской столицы инструменты буквально потрясли местную публику своей «первобытностью»: маримбула, кихада, бонго, колокольчики-эконы, ботихуэла
То есть про музыку. Которую и начали уже танцоры обтанцовывать.
Поэтому, если говорить о танце, а не о музыке, то я делаю вывод, что не было одновременных тусовок, одной с соном танцем, другой с дансоном.
Posted 05.02.2013 at 13:48 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Quote:
В его танцевании видна общность техники исполнения всех трех танцев идущая от дансона и меняющаяся ровно настолько чтобы соответствовать музыке.
В его технике видна еще одна общность....
Салонность! То есть танцевание в хороших костюмах и пышных платьях на заполненной танцплощадке.
Отсюда и такая академичность. Чтобы не сильно мяться и потеть.
Не удивильно что кануло в лету и остается на вооружении фольклорных коллективов.
Танцы на показ и для отрыва, более отвязные и более насыщены импровизацией и пластикой, так как для себя потеть не вредно, а если на показ, то нужно блеснуть хореографией.
Вот тут то и зарыта мина. Все переходят сразу и к импровизации. А база то больше в академичности!
Posted 05.02.2013 at 14:04 by Laaluu Laaluu is offline
Old
done_well's Avatar
странно, что аргентинское танго которое тоже танцуется в костюмахьдо сих по не кануло в лету. Хотя при 40-градусной даже на милонги без кондея даже старички приходят в "тройках"

про дансон среди крестьян, мне сразу видится сарай в котором удобно расположились скрипачи и флейтисты.. не самые надо сказать простые в освоении инструменты.. да и не дешевые к тому же. Само собой в каждой деревне был свой коллектив играющий дансон, прямо в амбаре за деревенской консерваторией

что касается сона, то как инструментально он на порядок проще.. гитара, трес, бонго, клавэ, маракас и что нито для баса хоть та же маримбула - вот и все

теперь по другому, а на одном вечере исполнялась ли музыка разных стилей?
да вряд ли.. ибо инструменты разные, состав муз.групп разный тут или два оркестра звать или довольствоваться одним направлением. Само собой чаранговым составом сыграть сон можно, но это ж "не то" как и сверхэлегантный дансон на тресе и маримбуле
Posted 05.02.2013 at 14:14 by done_well done_well is offline
Old
Quote:
странно, что аргентинское танго которое тоже танцуется в костюмахьдо сих по не кануло в лету. Хотя при 40-градусной даже на милонги без кондея даже старички приходят в "тройках"
Гы. Ну вы же танцуете танго. Знаете что есть танго салон, а есть нуэво. А есть быстрый деревенский танец милонга.
Те же различия в скорости и импровизационной наполненности исполнения.

Про состав оркестров, интересно не задумывался, но логично. Надо побольше музыки послушать.
Хотя, цитата про вытеснил, как бы намекает...
А вот с древенским набором вопрос по прежнему открыт. Что они там танцевали, не понятно и не ясно. Мне вообще кажется, что больше что то типа,румбу, ту что колумбия. Короче, импровизировали наверное, по полной.
Но тут надо дочитать до конца.
Так как белые крестьяне любят гуахиру.
Освобожденные темнокожие рабы, стекающиеся в города- румбу. А французкие негры и только в Саньяго де Куба- сон, в том смысле что сейчас.
И где теперь там этот танец сон по всем деревням Кубы?
А по всем деревням
Quote:
С XVI до XVII века словом «сон» обозначались неопределённые формы народной танцевальной музыки.
Posted 05.02.2013 at 14:34 by Laaluu Laaluu is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 07:38.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2019