2. Краткая история сальсы. Дансон
Принято считать, что первый дансон, Las alturas de Simpson (Симпсоновские высоты), был написан мулатом Мигелем Фаильде в 1879 году. Однако это весьма упрощённое видение вопроса. Музыкальные жанры не создаются «вдруг», из ничего — как правило, они исподволь «прорастают» из более старой музыки, эволюционно развиваясь под действием множества внешних обстоятельств. Так было и с дансоном.
Предком дансона стал контрданс, проделавший на Кубе сложный и длительный путь. Возникнув в Англии в народной среде, в конце XVII века country-dance был занесён во Францию, где распространился в средних слоях населения. Из Франции он был завезён на Эспаньолу (Гаити), западная часть которой в 1697 году стала французской колонией. Это был галантный фигурный танец, не требовавший от танцоров большого искусства. Музыканты-негры Санто-Доминго восприняли его с энтузиазмом, придав контрдансу ритмическую живость, которой был лишён первоначальный образец.
В 1791 году на Гаити вспыхнуло жестокое восстание негров-рабов, началось массовое бегство французских колонистов. Многие из них перебрались на Кубу, где осели в восточной части острова. В Сантьяго-де-Куба беженцы с Гаити открыли множество школ танцев, музыки, рисования, хороших манер, языка и даже основали театр, где ставились драмы, комедии, комические оперы, давались концерты, которые обычно оканчивались менуэтом.
Благодаря этому французский контрданс, схожий с менуэтом, удивительно быстро прижился на кубинской почве. Он не только распространился на острове, но и, благодаря особому синкопированному ритму в басах, превратился в кубинский контрданс, сохранявший популярность на Кубе в течение почти всего XIX века. Существовало две его разновидности: с размером 6/8 (от которого произошли криолья и гуахира) и 2/4 (от которого произошли данса, хабанера и дансон).
Одни из наиболее интересных кубинских контрдансов были созданы композитором Мануэлем Саумеллем. Контрдансы Саумелля состоят из двух частей: первой, построенной в классическом духе, и второй, более схожей с кубинской народной музыкой. Саумелль первым использовал некоторые ритмы, которые в будущем распространились на острове под новыми названиями. Так, один из самых популярных контрдансов Саумелля — «Тедеско» — является уже практически настоящим дансоном.
Дансон стал новым типом танца благодаря композитору из Матансаса Мигелю Фаильде. В конце 1877 года он сочинил четыре дансона, озаглавленных «Безумие», «Неблагодарность», «Жалобы» и «Высоты Симпсона». Часто говорят, что Фаильде «изобрёл» дансон, забывая о том, что дансоны как таковые появлялись уже задолго до этого: вначале музыка дансона почти не отличалась от музыки контрданса. Дансоном называли парный танец, который постепенно вытеснил танец фигурный, т. е. контрданс. Первая и вторая части контрданса со всеми их характерными особенностями продолжали существовать в дансоне. Уже в 1878 году дансон распространился довольно широко, судя по конкурсу, организованному в Театро Альбису. Оркестры под руководством Фаильде (Матансас) и Раймундо Валенсуэлы (Гавана) исполняли гуарачи, болеро, пунто де клаве, гуахиры, а также дансоны. Наконец, в 1879 году общество города Матансас официально допустило дансон, уже хорошо известный народу, на праздник, устроенный в залах лицея. Таким образом, 1879 год — не год рождения дансона, а скорее лишь время его «официального разрешения».
Музыкально дансон состоит из нескольких частей. Первая из них, вступление, носит название пасео — т. е. «шествие» или «прогулка». Обычно она длится в течение 16-ти тактов; обозначается буквой A. За ней следует часть B — основная тема, в которой солируют флейты, благодаря чему её часто называют секцией флейт. После части B повторяется секция A, а за ней — часть C, которую называют трио либо скрипичной секцией. Завершается классический дансон либо стандартной концовкой (каковых имеется несколько), либо вариациями секции A, либо используются комбинация обоих этих вариантов. В 1930-х годах дансон пополнился ещё одной, дополнительной частью, но речь об этом пойдёт несколько позже.
Приблизительно до 1920 года дансон был национальным танцем Кубы. В течение сорока лет не происходило ни одного события, которое не отмечалось бы дансоном. Существовали дансоны, приветствовавшие установление республики; политические дансоны, такие, как «Триумф Союза» или «Сайяс не прошёл»; патриотические дансоны, например, «Марти не должен был умирать»; дансоны первой европейской войны, такие, как «Взятие Варшавы» и «Союзники и немцы». Можно сказать, что начиная с 1910 года всякий подходящий музыкальный элемент переходил в дансон — модные болеро, уличные прегоны и даже американские рэг-таймы.
Однако всему приходит конец. Несмотря на постепенное видоизменение в соответствии с текущей модой, к 1930-м годам дансон на Кубе практически сошёл на нет. И во многом причиной этого стало то, что около 1920 года Гавану наводнил сон.
Оглавление
Предком дансона стал контрданс, проделавший на Кубе сложный и длительный путь. Возникнув в Англии в народной среде, в конце XVII века country-dance был занесён во Францию, где распространился в средних слоях населения. Из Франции он был завезён на Эспаньолу (Гаити), западная часть которой в 1697 году стала французской колонией. Это был галантный фигурный танец, не требовавший от танцоров большого искусства. Музыканты-негры Санто-Доминго восприняли его с энтузиазмом, придав контрдансу ритмическую живость, которой был лишён первоначальный образец.
В 1791 году на Гаити вспыхнуло жестокое восстание негров-рабов, началось массовое бегство французских колонистов. Многие из них перебрались на Кубу, где осели в восточной части острова. В Сантьяго-де-Куба беженцы с Гаити открыли множество школ танцев, музыки, рисования, хороших манер, языка и даже основали театр, где ставились драмы, комедии, комические оперы, давались концерты, которые обычно оканчивались менуэтом.
Благодаря этому французский контрданс, схожий с менуэтом, удивительно быстро прижился на кубинской почве. Он не только распространился на острове, но и, благодаря особому синкопированному ритму в басах, превратился в кубинский контрданс, сохранявший популярность на Кубе в течение почти всего XIX века. Существовало две его разновидности: с размером 6/8 (от которого произошли криолья и гуахира) и 2/4 (от которого произошли данса, хабанера и дансон).
Одни из наиболее интересных кубинских контрдансов были созданы композитором Мануэлем Саумеллем. Контрдансы Саумелля состоят из двух частей: первой, построенной в классическом духе, и второй, более схожей с кубинской народной музыкой. Саумелль первым использовал некоторые ритмы, которые в будущем распространились на острове под новыми названиями. Так, один из самых популярных контрдансов Саумелля — «Тедеско» — является уже практически настоящим дансоном.
Дансон стал новым типом танца благодаря композитору из Матансаса Мигелю Фаильде. В конце 1877 года он сочинил четыре дансона, озаглавленных «Безумие», «Неблагодарность», «Жалобы» и «Высоты Симпсона». Часто говорят, что Фаильде «изобрёл» дансон, забывая о том, что дансоны как таковые появлялись уже задолго до этого: вначале музыка дансона почти не отличалась от музыки контрданса. Дансоном называли парный танец, который постепенно вытеснил танец фигурный, т. е. контрданс. Первая и вторая части контрданса со всеми их характерными особенностями продолжали существовать в дансоне. Уже в 1878 году дансон распространился довольно широко, судя по конкурсу, организованному в Театро Альбису. Оркестры под руководством Фаильде (Матансас) и Раймундо Валенсуэлы (Гавана) исполняли гуарачи, болеро, пунто де клаве, гуахиры, а также дансоны. Наконец, в 1879 году общество города Матансас официально допустило дансон, уже хорошо известный народу, на праздник, устроенный в залах лицея. Таким образом, 1879 год — не год рождения дансона, а скорее лишь время его «официального разрешения».
Музыкально дансон состоит из нескольких частей. Первая из них, вступление, носит название пасео — т. е. «шествие» или «прогулка». Обычно она длится в течение 16-ти тактов; обозначается буквой A. За ней следует часть B — основная тема, в которой солируют флейты, благодаря чему её часто называют секцией флейт. После части B повторяется секция A, а за ней — часть C, которую называют трио либо скрипичной секцией. Завершается классический дансон либо стандартной концовкой (каковых имеется несколько), либо вариациями секции A, либо используются комбинация обоих этих вариантов. В 1930-х годах дансон пополнился ещё одной, дополнительной частью, но речь об этом пойдёт несколько позже.
Приблизительно до 1920 года дансон был национальным танцем Кубы. В течение сорока лет не происходило ни одного события, которое не отмечалось бы дансоном. Существовали дансоны, приветствовавшие установление республики; политические дансоны, такие, как «Триумф Союза» или «Сайяс не прошёл»; патриотические дансоны, например, «Марти не должен был умирать»; дансоны первой европейской войны, такие, как «Взятие Варшавы» и «Союзники и немцы». Можно сказать, что начиная с 1910 года всякий подходящий музыкальный элемент переходил в дансон — модные болеро, уличные прегоны и даже американские рэг-таймы.
Однако всему приходит конец. Несмотря на постепенное видоизменение в соответствии с текущей модой, к 1930-м годам дансон на Кубе практически сошёл на нет. И во многом причиной этого стало то, что около 1920 года Гавану наводнил сон.
Оглавление
- Начало истории
- Дансон
- Сон
- Румба
- Гуахира
- Явление Дядюшки Сэма
- Второе крыло
- От дансона и сона — к сону-монтуно
- Мамбо
- В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
- «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
- Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
- Сальса
- Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
- Танцевальные стили
Total Comments 26
Comments
![]() |
Ура! Пошло поехало!
|
Posted 02.02.2013 at 10:30 by Lekaveh
![]() |
![]() |
Спасибо! Познавательная и монументальная работа.
|
Posted 02.02.2013 at 14:24 by buggins
![]() |
![]() |
Виктор, спасибо за просветительский труд!
|
Posted 02.02.2013 at 19:59 by lidiya
![]() |
![]() |
"Таким образом, 1879 год — не год рождения дансона, а скорее лишь время его «официального разрешения».
Вот одна из проблем для формализации, а ведь и с танцами так.. Как схему то рисовать? ![]() ![]() |
Posted 03.02.2013 at 22:17 by Retaco
![]() |
![]() |
А нету схем
![]() ![]() |
Posted 03.02.2013 at 23:48 by v.radziun
![]() |
![]() |
Витя, я не перестаю тобой восхищаться!! Какой же ты молодец! Спасибо!
|
Posted 04.02.2013 at 10:28 by Architect
![]() |
![]() |
Видела бы ты, каких я снеговиков сыну леплю
![]() |
Posted 04.02.2013 at 10:33 by v.radziun
![]() |
![]() |
А схемы, всё-таки, есть. Очень полезные в начале пути, потом начинают ограничивать и мешать. Но совсем без схем - никак.
Одна картинка заменяет 100 слов! |
Posted 04.02.2013 at 20:40 by Retaco
![]() |
![]() |
Часть B кажется нахывается "введение" - introducion
Виктор, если мне не именяет память между контраданса и дансоном должна была затесаться просто данса.. danza |
Posted 04.02.2013 at 23:46 by done_well
![]() |
![]() |
В тех книгах, которые я читал, написано, что introducción — это то же самое, что и пасео, т. е. часть A. Да это и из названия следует; понятно, что introducción — это «введение».
Что касается дансы, тут среди историков кубинской музыки нет единого мнения — отдельный это стиль или нет (так, например, сборник «Дансы» Игнасио Сервантеса издавался на Кубе с подзаголовком «Кубинские контрдансы», а в Париже — «Гаванские дансы»). Сторонники мнения, что данса то же, что и контрданс, считают, что название danza — лишь сокращение от contradanza. Сторонники мнения, что данса является отдельным стилем, отделяют контрданс в его первично попавшей на Кубу форме от «креолизированной» версии, т. е. собственно кубинского контрданса, который и называют «данса». В любом случае, речь идёт об одном и том же. Дансу я ещё упомяну в главе о Пуэрто-Рико. |
Posted 05.02.2013 at 08:53 by v.radziun
![]() Updated 05.02.2013 at 10:14 by v.radziun (описка) |
![]() |
ну просто логически если часть А имеет название, то и часть Б должна его иметь
![]() а в конце еще специальный инструмент сигнализирует когда партнершу пожно поворачивать и когда с поворотами можно заканчивать. Кстати, дополню, что во время пасео и интродусьон танцоры не танцевали. Более того если пасео снова начиналось после первой танцевальной части они обязаны были прекратить танцевать и снова начинали когда играла вторая танцевальная часть. |
Posted 05.02.2013 at 13:15 by done_well
![]() Updated 05.02.2013 at 13:29 by done_well |
![]() |
про дансу слышал, что это уже был парный танец, только быстрый
|
Posted 05.02.2013 at 13:16 by done_well
![]() |
![]() |
Я разобрался, о чём ты, Стас
![]() Quote:
The form of danzón created by Miguel Faílde in 1879 (Las alturas de Simpson), begins with an introduction (four bars) and paseo (four bars), which are repeated and followed by a 16-bar melody. The introduction and paseo again repeat before a second melody is played. The dancers do not dance during these sections: they choose partners, stroll onto the dance floor, and begin to dance at precisely the same moment: the fourth beat of bar four of the paseo, which has a distinctive percussion pattern that's hard to miss. When the introduction is repeated the dancers stop, chat, flirt, greet their friends, and start again, right on time as the paseo finishes.
Это подтверждается не только книгами, но и той же самой статьёй из английской Википедии, смотри главу «Style and form structure»: Quote:
A danzón has the following typical structure:
|
Posted 05.02.2013 at 13:51 by v.radziun
![]() |
![]() |
Про дансу читал, что она танцевалась так же, как и контрданс — двумя линиями или «квадратами». То же пишет и Википедия (из подручных доступных источников):
Quote:
[Danza], the child of the contradanza, was also danced in lines or squares.
|
Posted 05.02.2013 at 13:55 by v.radziun
![]() |
![]() |
нее.. у меня есть видео лекции Roberto Borrell
![]() ![]() но и эту статью читал ![]() Т.е. 16ти тактовое большое пасео пот которое ты пишешь, по есть повторяющаяся дважды комбинация пасео+интродусьон по терминологии этой статьи и Roberto Borrell |
Posted 05.02.2013 at 14:16 by done_well
![]() |
![]() |
поскольку с записями оригинальных дансонов у нас проблема вот видео с гитарным исполнением по старым нотам 19го века
https://www.youtube.com/watch?v=UI2NFbGnsqU вначале первые две восьмерки (introducion), вторые две восьмерки совершенно не похожие на первые две и четко от них отделенные (paseo), затем снова повторяется и то и другое, итого 8 восьмерок по 2 четырехдольных такта в каждой. Итого 16 тактов. причем эта комбинация из 16 тактов повторяется и внутри мелодии (танцоры в это время останавливаются) если забить в контакте danzon и откинуть всякий мусор, можно убедиться что боле современные исполнители зачастую укорачивают вступление до 8 тактов. вот здесь например: https://www.youtube.com/watch?v=1X2UYpoYXgU хотя кто то и клавэ в дансон умудряется засунуть ![]() |
Posted 05.02.2013 at 14:32 by done_well
![]() |
![]() |
вот отличная запись.. здесь четко слышно что обще вступление разбивается на 4 части (2+2)
https://www.youtube.com/watch?v=dY6D6VlPo9s |
Posted 05.02.2013 at 14:39 by done_well
![]() |
![]() |
Мне кажется, особых противоречий тут нет. Если дансон начинается с двух музыкальных фраз (о которых говорит Роберто Боррель), и они повторяются (снова обе) после секции флейт, то их и считают одной частью, которую принято обозначать буквой A, и которую называют кто пасео, кто интродуксьон. Все источники пишут, что классический дансон музыкально состоит из трёх основных частей и имеет структуру: ABACD, где D — концовка, которая варьирует (а не ABCABDE). Ведь в частях B и C повторяющихся музыкальных фраз куда больше, чем в A, но никто их не считает отдельными частями. Поэтому, думаю, разделение части A на пасео и интродуксьон важно именно с точки зрения танцевальной, но музыкально их объединяют в одну часть.
|
Posted 05.02.2013 at 16:12 by v.radziun
![]() |
![]() |
Las Alturas de Simpson в примере с гитарой имеет структуру ABABACA+coda, причем кода построена на гармонии фрагмента С. Фрагмент А состоит из двух повторяющихся 8-тактных блоков (такты в дансоне считаются по 2/4). С точки зрения музыки я не вижу принципиальных различий между 1-ми и 2-ми 4-мя тактами в одном таком блоке (т.е. теми кусочками, которые Стас обозначил как "интродуксьон" и "пасео") - в "пасео" просто происходит развитие мелодии, начатой во вторых 2-х тактах "интродуксьон".
Надо будет покопаться в других старых дансонах и сравнить в них эти фрагменты. Но мне всё-таки думается, что музыкально их не зря объединяют в один блок. В примере от Cuban Masters, например, это явно одна мелодия, но первые 4 такта (они же "сальсеровские" две 8-ки) играются более ярко, с духовыми, а во вторых 4-х тактах продолжается развитие той же мелодии на ф-но. Так что думаю, что Виктор прав, и это разделение несёт скорее чисто хореографическую "нагрузку": "трубный зов" даёт танцорам понять, что назревает смена рисунков, что надо остановиться, перевести дух; вторая, более "мягкая" половина этой интродукции даёт возможность спокойно перестроиться, сменить партнёров, и что там ещё полагается по хореографии танца ![]() |
Posted 05.02.2013 at 19:16 by ToroDozer
![]() |
![]() |
Покопался в кубинской музыковедческой литературе - там выражения "интродуксьон" и "пасео" обычно соединяются союзом "или"
![]() ![]() |
Posted 05.02.2013 at 19:37 by ToroDozer
![]() |
Recent Blog Entries by v.radziun
- Фестиваль «Ми Сон» 2025 (06.01.2025)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 8 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.4 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.3 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.2 (01.08.2022)