12. Краткая история сальсы. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
Середина 1960-х годов стала переломной для латиноамериканской музыки Нью-Йорка. Эра мамбо подошла к закату, и даже появление ча-ча-ча и пачанги не смогло надолго исправить сложившуюся ситуацию. Наступило новое время — мир был завоёван рок-н-роллом, в США уже побывали «Битлз» и началась битломания. Что могла противопоставить этому валу латиноамериканская музыка? Существовавшая долгие годы связь между латиноамериканской музыкой США и музыкой Кубы прервалась, Пуэрто-Рико, всегда находившееся на вторых ролях и уже порядком американизированное, не годилось на роль новой Мекки латиноамериканской музыки. Надеяться на помощь извне не приходилось.
Новое поколение латиноамериканцев, родившееся в США после Второй мировой войны, воспринимало эту страну уже иначе, чем их родители, перебравшиеся в Штаты из Пуэрто-Рико или с Кубы. Несмотря на то, что дома они всё ещё разговаривали с родителями по-испански, молодёжь Испанского Гарлема была значительно американизирована. Подростки Эль Баррио стремились выглядеть американцами в большей степени, чем сами американцы. Это стремление вызывало у белых нью-йоркцев обратную реакцию: они посмеивались над местными латинами и не считали их равными себе.
А вот с чёрными американцами всё было проще и естественнее. Афро-американцы и латиноамериканцы жили в Гарлеме бок о бок многие годы. Шестидесятые годы XX века стали десятилетием борьбы негров США за свои права, что дало огромный импульс развитию негритянского самосознания, развитию чёрной культуры Америки. Наиболее популярным направлением негритянской музыки в эти годы становится соул. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг. Латиноамериканцы, находившиеся примерно на той же ступени социальной лестницы, что и афро-американцы, ощущали силу, которую набирало это движение. Немаловажным было и родство музыкальных культур американских негров и латиноамериканцев, многие представители которой также были чёрными. Нередко на латиноамериканских дискотеках Гарлема выступали афро-американские группы, а на негритянских дискотеках — местные латины.
Это взаимопроникновение культур не могло не оказать влияния на латиноамериканскую музыку Нью-Йорка. Исполнители Испанского Гарлема всё чаще отходили в своих экспериментах от стандартов мамбо, сближая звучание своих композиций с модными тогда соулом и фанком. При этом процесс смешения шёл эволюционно: удачные элементы аранжировки и музыкальные ходы вводились в общий обиход, а неудачные отбрасывались без малейшего сожаления. Результат этих экспериментов, если рассматривать весь его спектр, получил название латин-соула или латин-фанка или, в более суженном варианте, — бугалу, шинг-а-линг или хала-хала.
Попробуем перечислить общие черты, характерные для этого стиля. В текстах песен произошёл отход от испанского языка к уже родному для нью-йоркских латиноамериканцев английскому; нередко бугалу исполнялись на так называемом «спэнглише», жаргоне молодёжи Испанского Гарлема — смеси испанских и английских слов и фраз. Фривольный характер песен, подчёркнуто разговорный тон хора, акцентирование музыки на манер негритянских госпел хлопками, заметная примесь фанка и соула в музыке, мощный плавающий бас, благодаря которому бугалу звучит по-негритянски «враскачку» — вот, наверное, основные черты стиля бугалу.
Новый стиль, рождённый в недрах Испанского Гарлема, был выстрелом точно в «яблочко» — он мгновенно стал популярен не только среди латиноамериканцев и чёрных, но также и среди белых американцев. Этому в немалой степени способствовал эффект присутствия слушателя на весёлой вечеринке, «тусовке», который создавали песни в стиле бугалу. Бугалу было словно специально создано для «прокачки» публики на концертах: нарастание интенсивности музыки перед припевами, многократно повторяемые незамысловатые, но ритмичные мелодии и запоминающиеся слова рефренов заставляли подпевать музыкантам даже самых безголосых слушателей, вводили публику в транс. Словом, публика была в восторге, а музыканты, вынесенные волной бугалу на вершину успеха, счастливы и довольны.
Вскоре, однако, выяснилось, что далеко не все рады рождению нового стиля. Маститые музыканты, такие, как Тито Пуэнте, Эдди Палмьери и другие представители «кубинской школы», отзывались о бугалу в резко уничижительном тоне. Они считали бугалу жанром-уродцем, нарушающим ритмическую гармонию латиноамериканской музыки — ведь с точки зрения игры «в ритм клаве» синкопы бугалу были далеко не идеальны. Забавность ситуации заключалась в том, что именно Эдди Палмьери своими музыкальными экспериментами во многом предвосхитил появление этого стиля и, в том числе благодаря этому, пользовался огромным авторитетом в среде молодых латиноамериканских музыкантов Нью-Йорка.
Другим серьёзным поводом для раздражения у мастеров латиноамериканской музыки стал коммерческий успех бугалу. В 1966 году танцевальный клуб «Палладиум», долгие годы бывший средоточием латиноамериканской музыки и танцев Нью-Йорка, закрылся, и сотрудничавшие с ним музыканты (замечу: лучшие из лучших) остались не у дел. Синкопы синкопами, но от этого уже невозможно было просто презрительно отмахнуться. И мастера мамбо, привыкшие видеть свои имена на афишах, написанные аршинными буквами, дрогнули и кинулись во все тяжкие — стали включать в свой репертуар музыку в стиле бугалу. Скрипели зубами, морщились — но играли: голод не тётка.
Долго так продолжаться не могло, что и предопределило закат бугалу. До тех пор, пока музыканты были готовы играть за гроши, музыкальные продюсеры, в свою очередь, были готовы продвигать новый стиль. Но как только первое насыщение славой у молодых музыкантов прошло, они потребовали изменить условия договоров на более выгодные для себя. В таких условиях продюсерам стало выгоднее «продавать» известных, «раскрученных» исполнителей, а не мальчиков из Испанского Гарлема, и бугалу сошло со сцены. Бум бугалу продлился всего 3 года — с 1966 по 1969 год.
Таково наиболее часто встречающееся объяснение причин заката бугалу. Ни в коем случае не подвергая его сомнению, мне бы хотелось рассказать вам не только об экономических причинах падения бугалу, но и о его социально-культурных аспектах. Но сделать это лучше уже в главе, посвящённой сальсе.
Да, мы, наконец, добрались до неё.
Оглавление
Новое поколение латиноамериканцев, родившееся в США после Второй мировой войны, воспринимало эту страну уже иначе, чем их родители, перебравшиеся в Штаты из Пуэрто-Рико или с Кубы. Несмотря на то, что дома они всё ещё разговаривали с родителями по-испански, молодёжь Испанского Гарлема была значительно американизирована. Подростки Эль Баррио стремились выглядеть американцами в большей степени, чем сами американцы. Это стремление вызывало у белых нью-йоркцев обратную реакцию: они посмеивались над местными латинами и не считали их равными себе.
А вот с чёрными американцами всё было проще и естественнее. Афро-американцы и латиноамериканцы жили в Гарлеме бок о бок многие годы. Шестидесятые годы XX века стали десятилетием борьбы негров США за свои права, что дало огромный импульс развитию негритянского самосознания, развитию чёрной культуры Америки. Наиболее популярным направлением негритянской музыки в эти годы становится соул. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг. Латиноамериканцы, находившиеся примерно на той же ступени социальной лестницы, что и афро-американцы, ощущали силу, которую набирало это движение. Немаловажным было и родство музыкальных культур американских негров и латиноамериканцев, многие представители которой также были чёрными. Нередко на латиноамериканских дискотеках Гарлема выступали афро-американские группы, а на негритянских дискотеках — местные латины.
Это взаимопроникновение культур не могло не оказать влияния на латиноамериканскую музыку Нью-Йорка. Исполнители Испанского Гарлема всё чаще отходили в своих экспериментах от стандартов мамбо, сближая звучание своих композиций с модными тогда соулом и фанком. При этом процесс смешения шёл эволюционно: удачные элементы аранжировки и музыкальные ходы вводились в общий обиход, а неудачные отбрасывались без малейшего сожаления. Результат этих экспериментов, если рассматривать весь его спектр, получил название латин-соула или латин-фанка или, в более суженном варианте, — бугалу, шинг-а-линг или хала-хала.
Попробуем перечислить общие черты, характерные для этого стиля. В текстах песен произошёл отход от испанского языка к уже родному для нью-йоркских латиноамериканцев английскому; нередко бугалу исполнялись на так называемом «спэнглише», жаргоне молодёжи Испанского Гарлема — смеси испанских и английских слов и фраз. Фривольный характер песен, подчёркнуто разговорный тон хора, акцентирование музыки на манер негритянских госпел хлопками, заметная примесь фанка и соула в музыке, мощный плавающий бас, благодаря которому бугалу звучит по-негритянски «враскачку» — вот, наверное, основные черты стиля бугалу.
Новый стиль, рождённый в недрах Испанского Гарлема, был выстрелом точно в «яблочко» — он мгновенно стал популярен не только среди латиноамериканцев и чёрных, но также и среди белых американцев. Этому в немалой степени способствовал эффект присутствия слушателя на весёлой вечеринке, «тусовке», который создавали песни в стиле бугалу. Бугалу было словно специально создано для «прокачки» публики на концертах: нарастание интенсивности музыки перед припевами, многократно повторяемые незамысловатые, но ритмичные мелодии и запоминающиеся слова рефренов заставляли подпевать музыкантам даже самых безголосых слушателей, вводили публику в транс. Словом, публика была в восторге, а музыканты, вынесенные волной бугалу на вершину успеха, счастливы и довольны.
Вскоре, однако, выяснилось, что далеко не все рады рождению нового стиля. Маститые музыканты, такие, как Тито Пуэнте, Эдди Палмьери и другие представители «кубинской школы», отзывались о бугалу в резко уничижительном тоне. Они считали бугалу жанром-уродцем, нарушающим ритмическую гармонию латиноамериканской музыки — ведь с точки зрения игры «в ритм клаве» синкопы бугалу были далеко не идеальны. Забавность ситуации заключалась в том, что именно Эдди Палмьери своими музыкальными экспериментами во многом предвосхитил появление этого стиля и, в том числе благодаря этому, пользовался огромным авторитетом в среде молодых латиноамериканских музыкантов Нью-Йорка.
Другим серьёзным поводом для раздражения у мастеров латиноамериканской музыки стал коммерческий успех бугалу. В 1966 году танцевальный клуб «Палладиум», долгие годы бывший средоточием латиноамериканской музыки и танцев Нью-Йорка, закрылся, и сотрудничавшие с ним музыканты (замечу: лучшие из лучших) остались не у дел. Синкопы синкопами, но от этого уже невозможно было просто презрительно отмахнуться. И мастера мамбо, привыкшие видеть свои имена на афишах, написанные аршинными буквами, дрогнули и кинулись во все тяжкие — стали включать в свой репертуар музыку в стиле бугалу. Скрипели зубами, морщились — но играли: голод не тётка.
Долго так продолжаться не могло, что и предопределило закат бугалу. До тех пор, пока музыканты были готовы играть за гроши, музыкальные продюсеры, в свою очередь, были готовы продвигать новый стиль. Но как только первое насыщение славой у молодых музыкантов прошло, они потребовали изменить условия договоров на более выгодные для себя. В таких условиях продюсерам стало выгоднее «продавать» известных, «раскрученных» исполнителей, а не мальчиков из Испанского Гарлема, и бугалу сошло со сцены. Бум бугалу продлился всего 3 года — с 1966 по 1969 год.
Таково наиболее часто встречающееся объяснение причин заката бугалу. Ни в коем случае не подвергая его сомнению, мне бы хотелось рассказать вам не только об экономических причинах падения бугалу, но и о его социально-культурных аспектах. Но сделать это лучше уже в главе, посвящённой сальсе.
Да, мы, наконец, добрались до неё.
Оглавление
- Начало истории
- Дансон
- Сон
- Румба
- Гуахира
- Явление Дядюшки Сэма
- Второе крыло
- От дансона и сона — к сону-монтуно
- Мамбо
- В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
- «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
- Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
- Сальса
- Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
- Танцевальные стили
Total Comments 13
Comments
![]() |
Ох бугалушенька! А мне очень нравится музыка, веселая и классно поднимает настроение!
|
Posted 14.02.2013 at 12:24 by Architect
![]() |
![]() |
А можно ли считать, что на видео , после 2 минуты 30 сек, есть монтуно.
Как в партии пианино, так и в способе построения вокала- перекличка запевалы с хором-толпой? |
Posted 14.02.2013 at 14:37 by Laaluu
![]() |
![]() |
Можно, почему ж нет. И фортепианные монтуно в бугалу — сплошь и рядом.
Вот только зачем составители ролика напихали в него кадров из Our Latin Thing — совершенно не понимаю. Видимо, из-за отсутствия видео тех лет с бугалу. Потому что фильм Our Latin Thing — это уж точно к следующей нашей главе, к сальсе. Завтра его более пристально посмотрим. |
Posted 14.02.2013 at 14:58 by v.radziun
![]() |
![]() |
Какая интрига! Вы уже ставите один из главных вопросов, на которые я жду увидеть ответ в этой статье…
|
Posted 14.02.2013 at 19:19 by buggins
![]() |
![]() |
Тоже люблю бугалу. У этого стиля есть очень характерное звучание, передающее атмосферу 60-х (такой как ее многие представляют). Буду признателен если кто-то посоветует хорошие сборники в этом стиле. В свою очередь могу порекомендовать такие фанковые группы как Big Boss Man и The Voodoo Trombone Quartet - у них есть немало классных композиий в этом стиле
|
Posted 15.02.2013 at 15:52 by AndreyPolyakov
![]() |
![]() |
|
Posted 15.02.2013 at 15:57 by Tony
![]() |
![]() |
После краткого отсутствия, прочитал все главы на одном дыхании - запоем! Класс!
Почему-то ожидал увидеть в текущей статье ссылку на клип "хала-хала" от двух будущих пасторов. В нём, кстати, представлена своя история возникновения термина "сальса" (в титрах). Изложение Виктора основательней, а значит вернее. Но клипы легко найти и распространять потом "альтернативные" версии. ![]() http://www.youtube.com/watch?v=mRYvmj8_63c Хотя всё это - дополнения к "краткой истории". ![]() |
Posted 15.02.2013 at 16:12 by Retaco
![]() Updated 15.02.2013 at 16:26 by Retaco |
![]() |
Сергей, Вы впадаете в ту же забавную «ересь», что и большинство людей, пишущих об истории сальсы в интернетах
![]() |
Posted 15.02.2013 at 16:36 by v.radziun
![]() |
![]() |
Не буду спорить.
Хочу только уточнить у знатоков: Хала-Хала это 100% изобретение Рея и Круза? Принято считать Шинг-а-линг и Хала-хала подстилями бугалу или как 3 независимых направления? |
Posted 15.02.2013 at 18:39 by Retaco
![]() |
![]() |
Сергей, так и я не спорю
![]() Quote:
At the end of the year, when boogaloo fever was at its peak, the jala jala, created by Roberto Roena, began to stake its claim all the way from Puerto Rico.
Quote:
Boogaloo or Bugalú (also: Shing-a-ling, Latin Boogaloo, Latin R&B, Jala-Jala)…
|
Posted 15.02.2013 at 20:16 by v.radziun
![]() |
![]() |
2 Tony
Спасибо за ссылки, поищу эти сборники не на Амазоне ![]() |
Posted 16.02.2013 at 00:08 by AndreyPolyakov
![]() |
![]() |
Вот тут есть объяснение от Рэя и Круса, ближе к теме начинают говорить примерно с 4:00 http://www.youtube.com/watch?v=zIqZ_qk1reQ . К сожалению, испанский не изучал вовсе и потому могу понять не совсем точно, но, насколько я расслышал, стиль Хала-хала они напрямую связывают с одноимённой песней El Gran Combo и со своей "Richie's Jala Jala". Термин "хала-хала" упоминается также в "Montero" Вилли Колона и Эктора Лаво, очень похожей по звучанию. Упоминание названий жанров в текстах песен, конечно, часто не соответствует жанру самой песни, но тут, однако, тенденция наблюдается
![]() |
Posted 21.04.2013 at 19:38 by др.Вов-Ху
![]() |
![]() |
Свой (или своё?) хала-хала есть и у Джо Батаана. Но, на мой взгляд, наличие 5-10 песен в это стиле только подтверждает, что стиль был "карликовым", а потому рассматривается он лишь как некая рябь на общей волне латин-соула/бугалу.
|
Posted 22.04.2013 at 11:07 by v.radziun
![]() |
Recent Blog Entries by v.radziun
- Фестиваль «Ми Сон» 2025 (06.01.2025)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 8 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.4 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.3 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.2 (01.08.2022)