15. Краткая история сальсы. Танцевальные стили
Заканчивая рассказ об истории сальсы, мне хотелось бы слегка коснуться вопроса, который многие годы не даёт покоя любителям этого танца как в нашей стране, так и в странах — республиках бывшего Союза. Вопрос этот вечен как сакраментальное «что было раньше, курица или яйцо?» — Речь, как вы уже догадались, пойдёт о стилях танца сальса (но не музыки, т. к. это совсем не одно и то же).
В сальса-сообществе бывшего СССР весьма распространена такая легенда: поскольку сальса — кубинская музыка, танцевальный кубинский стиль сальсы первичен, а остальные — лишь выдумки спортсменов из бальных танцев. Отчасти это заблуждение связано с особыми отношениями, существовавшими между Советским Союзом и Кубой (ведь сальсу мы по большей части получили из рук студентов-кубинцев, а в придачу к ней приобрели и кубинские воззрения на сей счёт), отчасти из-за отсутствия сколь-нибудь значительной литературы о сальсе на русском языке. Ну, с тем, действительно ли сальса является «кубинской национальной музыкой», мы с вами, надеюсь, разобрались; попробуем теперь разобраться и с танцами.
Если вы посмотрите фильмы о первых шагах сальсы в США (например, Our Latin Thing), записи кубинского телевидения и другие документальные видео (которые нет-нет, да и появятся на «Ютьюбе»), то легко убедитесь в том, что какого-то чёткого деления по стилям танца сальса в 70—80-е годы XX века не существовало. Люди танцевали просто сальсу, причём так, как это было принято в их окружении. У кубинцев сальса напоминала сон (по сути, это и был сон, немного видоизменившийся со временем), у пуэрториканцев — мамбо, колумбийская сальса напоминала пачангу, а то и кумбию — в общем, какого-то стандарта сальсы не существовало. Люди просто танцевали, как умели, и как это было принято в их среде, — и получали от этого удовольствие.
Поворотным моментом в «стандартизации» сальсы как танца стали два основных фактора: широкое распространение бытовой видеотехники и коммерциализация сальсы. И здесь следует упомянуть двух Торресов — Эдди и Альберта.
Эдди Торрес родился в Нью-Йорке в 1950 году, первый год «мамбомании». Будучи ещё ребёнком, он впервые попал в знаменитый танцевальный клуб «Палладиум» и был потрясён латиноамериканскими танцами. С 12-ти лет Эдди стал постоянным посетителем латиноамериканских дискотек Нью-Йорка, где самостоятельно учился танцевать, подмечая и копируя стиль и движения понравившихся ему танцоров. Спустя 8 лет Торрес приобрёл репутацию одного из лучших танцоров Нью-Йорка и начал преподавать. Большую роль в популярности Эдди Торреса сыграло его сотрудничество с Тито Пуэнте, начавшееся в 1980 году. Организованная Торресом труппа получила название Tito Puente Dancers и стала непременной участницей концертов оркестра Тито Пуэнте. Эдди Торрес снимался во многих фильмах и ставил танцевальные номера для кино и шоу, его учениками были лучшие современные танцоры сальсы — Фрэнки Мартинес, Адольфо Индакочеа, Хуан Матос и многие другие.
Будучи уже известным танцором, в 1995 году Эдди Торрес выпустил свой первый видео-курс под названием Salsa Nightclub Style (т. е. просто «клубный стиль сальсы»). Видео стало популярным и разошлось по США, а затем и по всему миру. Как было сказано выше, немалую роль здесь сыграла доступность бытовой видеотехники — видеомагнитофоны перестали быть чем-то элитарным, и каждый любитель латиноамериканских танцев мог купить (или переписать у друзей) видео Эдди Торреса, чтобы научиться танцевать так же, как «король мамбо». Выйдя за рамки Нью-Йорка, этот, сложившийся на основе мамбо «Палладиума» стиль, и стал первым «стандартом» танца сальса. Сейчас мы знаем его под названием «сальса Нью-Йорк» или «современное мамбо».
Другим полюсом стандартизации танца сальса стал Лос-Анджелес в Калифорнии. Ведущую роль в распространении сальсы на Западном побережье сыграл другой Торрес — Альберт. Его первые шаги в латиноамериканских танцах во многом схожи с началом карьеры Эдди Торреса. Так же, как Эдди Торрес, Альберт рано стал интересоваться танцами — его мать часто ходила танцевать в клуб Cheetah, открытый на месте легендарного «Палладиума»; если детство Эдди Торреса пришлось на расцвет мамбо, то Альберт Торрес попал прямо к началу нью-йоркской сальса-волны. Так же, как Эдди Торрес, Альберт начал учиться танцевать в 12 лет и вскоре стал одним из ведущих танцоров сальсы в Нью-Йорке. Поворотным пунктом карьеры Альберта Торреса стало участие в съёмках фильма Mambo Kings, положившее начало его сотрудничеству с Голливудом. Далее последовала работа в качестве танцора и хореографа в фильме Dance With Me, сотрудничество с голливудскими студиями в качестве постановщика танцевальных номеров в фильмах — и Альберт Торрес окончательно обосновался в Лос-Анджелесе.
Именно Альберт Торрес стал тем человеком, который «раскрутил» сальсу на Западном побережье: он открыл несколько сальса-клубов, устраивал гастроли лучших сальса-музыкантов (так, Альберт Торрес был первым, кто привёз в США легендарную кубинскую группу «Лос Ван Ван»). Кроме того, Альберт Торрес стал пионером проведения сальса-конгрессов, число которых по всему миру сейчас измеряется сотнями. Не будет большой натяжкой сказать, что благодаря усилиям Альберта Торреса получил всемирную известность и созданный братьями Васкесами — Франсиско, Луисом и Джонни — лос-анджелесский стиль сальсы.
А что же с кубинским стилем? — Хотя сальса стала для Кубы явлением, принесённым извне, её связь с традициями кубинского сона была очевидной. Поэтому неудивительно, что кубинцы стали танцевать сальсу почти так же, как сон — лишь темп стал повыше, да увеличилось количество разнообразных «узлов». Но вот о массовом внедрении какого-либо стандарта речь не шла — просто потому, что кубинцам это было банально не нужно. Люди учились сальсе не в танцевальных школах, а естественным образом — отплясывая на праздниках у друзей и знакомых. Поэтому особенности танца варьировали от одного города к другому, а в Гаване — и от района к району. Следует признать, однако, что благодаря кубинскому телевидению и, в частности, популярной передаче Para bailar кубинский стиль танца сальса почти оформился.
А дальше — дальше на Кубе наступил «особый период», о котором мы с вами уже много говорили. Куба стала более открытой миру — и новые экономические реалии просто вынудили кубинцев «оформить» кубинский стиль сальсы. Раз сальсу стало возможно продавать — как досужим туристам, так и любителям сальсы за границей, необходим был некий стандарт — и он был создан. Кубинские танцоры стали выезжать за рубеж, участвовать в сальса-фестивалях; в кубинской диаспоре Майами сложилась своя разновидность кубинской сальсы. Часть танцующих кубинцев добралась и до наших палестин. И именно с этого момента сальса началась и у нас.
Но это уже совсем другая история.
В заключение хотел бы поблагодарить моего друга, Алексея Толкачёва (ToroDozer), за поистине бесценную помощь в создании этой статьи. За три месяца, которые она писалась, ему пришлось не по одному разу читать и править разные её варианты; так что, фактически, Алексей не просто редактор статьи, но мой соавтор.
Оглавление
В сальса-сообществе бывшего СССР весьма распространена такая легенда: поскольку сальса — кубинская музыка, танцевальный кубинский стиль сальсы первичен, а остальные — лишь выдумки спортсменов из бальных танцев. Отчасти это заблуждение связано с особыми отношениями, существовавшими между Советским Союзом и Кубой (ведь сальсу мы по большей части получили из рук студентов-кубинцев, а в придачу к ней приобрели и кубинские воззрения на сей счёт), отчасти из-за отсутствия сколь-нибудь значительной литературы о сальсе на русском языке. Ну, с тем, действительно ли сальса является «кубинской национальной музыкой», мы с вами, надеюсь, разобрались; попробуем теперь разобраться и с танцами.
Если вы посмотрите фильмы о первых шагах сальсы в США (например, Our Latin Thing), записи кубинского телевидения и другие документальные видео (которые нет-нет, да и появятся на «Ютьюбе»), то легко убедитесь в том, что какого-то чёткого деления по стилям танца сальса в 70—80-е годы XX века не существовало. Люди танцевали просто сальсу, причём так, как это было принято в их окружении. У кубинцев сальса напоминала сон (по сути, это и был сон, немного видоизменившийся со временем), у пуэрториканцев — мамбо, колумбийская сальса напоминала пачангу, а то и кумбию — в общем, какого-то стандарта сальсы не существовало. Люди просто танцевали, как умели, и как это было принято в их среде, — и получали от этого удовольствие.
Поворотным моментом в «стандартизации» сальсы как танца стали два основных фактора: широкое распространение бытовой видеотехники и коммерциализация сальсы. И здесь следует упомянуть двух Торресов — Эдди и Альберта.
Эдди Торрес родился в Нью-Йорке в 1950 году, первый год «мамбомании». Будучи ещё ребёнком, он впервые попал в знаменитый танцевальный клуб «Палладиум» и был потрясён латиноамериканскими танцами. С 12-ти лет Эдди стал постоянным посетителем латиноамериканских дискотек Нью-Йорка, где самостоятельно учился танцевать, подмечая и копируя стиль и движения понравившихся ему танцоров. Спустя 8 лет Торрес приобрёл репутацию одного из лучших танцоров Нью-Йорка и начал преподавать. Большую роль в популярности Эдди Торреса сыграло его сотрудничество с Тито Пуэнте, начавшееся в 1980 году. Организованная Торресом труппа получила название Tito Puente Dancers и стала непременной участницей концертов оркестра Тито Пуэнте. Эдди Торрес снимался во многих фильмах и ставил танцевальные номера для кино и шоу, его учениками были лучшие современные танцоры сальсы — Фрэнки Мартинес, Адольфо Индакочеа, Хуан Матос и многие другие.
Будучи уже известным танцором, в 1995 году Эдди Торрес выпустил свой первый видео-курс под названием Salsa Nightclub Style (т. е. просто «клубный стиль сальсы»). Видео стало популярным и разошлось по США, а затем и по всему миру. Как было сказано выше, немалую роль здесь сыграла доступность бытовой видеотехники — видеомагнитофоны перестали быть чем-то элитарным, и каждый любитель латиноамериканских танцев мог купить (или переписать у друзей) видео Эдди Торреса, чтобы научиться танцевать так же, как «король мамбо». Выйдя за рамки Нью-Йорка, этот, сложившийся на основе мамбо «Палладиума» стиль, и стал первым «стандартом» танца сальса. Сейчас мы знаем его под названием «сальса Нью-Йорк» или «современное мамбо».
Другим полюсом стандартизации танца сальса стал Лос-Анджелес в Калифорнии. Ведущую роль в распространении сальсы на Западном побережье сыграл другой Торрес — Альберт. Его первые шаги в латиноамериканских танцах во многом схожи с началом карьеры Эдди Торреса. Так же, как Эдди Торрес, Альберт рано стал интересоваться танцами — его мать часто ходила танцевать в клуб Cheetah, открытый на месте легендарного «Палладиума»; если детство Эдди Торреса пришлось на расцвет мамбо, то Альберт Торрес попал прямо к началу нью-йоркской сальса-волны. Так же, как Эдди Торрес, Альберт начал учиться танцевать в 12 лет и вскоре стал одним из ведущих танцоров сальсы в Нью-Йорке. Поворотным пунктом карьеры Альберта Торреса стало участие в съёмках фильма Mambo Kings, положившее начало его сотрудничеству с Голливудом. Далее последовала работа в качестве танцора и хореографа в фильме Dance With Me, сотрудничество с голливудскими студиями в качестве постановщика танцевальных номеров в фильмах — и Альберт Торрес окончательно обосновался в Лос-Анджелесе.
Именно Альберт Торрес стал тем человеком, который «раскрутил» сальсу на Западном побережье: он открыл несколько сальса-клубов, устраивал гастроли лучших сальса-музыкантов (так, Альберт Торрес был первым, кто привёз в США легендарную кубинскую группу «Лос Ван Ван»). Кроме того, Альберт Торрес стал пионером проведения сальса-конгрессов, число которых по всему миру сейчас измеряется сотнями. Не будет большой натяжкой сказать, что благодаря усилиям Альберта Торреса получил всемирную известность и созданный братьями Васкесами — Франсиско, Луисом и Джонни — лос-анджелесский стиль сальсы.
А что же с кубинским стилем? — Хотя сальса стала для Кубы явлением, принесённым извне, её связь с традициями кубинского сона была очевидной. Поэтому неудивительно, что кубинцы стали танцевать сальсу почти так же, как сон — лишь темп стал повыше, да увеличилось количество разнообразных «узлов». Но вот о массовом внедрении какого-либо стандарта речь не шла — просто потому, что кубинцам это было банально не нужно. Люди учились сальсе не в танцевальных школах, а естественным образом — отплясывая на праздниках у друзей и знакомых. Поэтому особенности танца варьировали от одного города к другому, а в Гаване — и от района к району. Следует признать, однако, что благодаря кубинскому телевидению и, в частности, популярной передаче Para bailar кубинский стиль танца сальса почти оформился.
А дальше — дальше на Кубе наступил «особый период», о котором мы с вами уже много говорили. Куба стала более открытой миру — и новые экономические реалии просто вынудили кубинцев «оформить» кубинский стиль сальсы. Раз сальсу стало возможно продавать — как досужим туристам, так и любителям сальсы за границей, необходим был некий стандарт — и он был создан. Кубинские танцоры стали выезжать за рубеж, участвовать в сальса-фестивалях; в кубинской диаспоре Майами сложилась своя разновидность кубинской сальсы. Часть танцующих кубинцев добралась и до наших палестин. И именно с этого момента сальса началась и у нас.
Но это уже совсем другая история.
В заключение хотел бы поблагодарить моего друга, Алексея Толкачёва (ToroDozer), за поистине бесценную помощь в создании этой статьи. За три месяца, которые она писалась, ему пришлось не по одному разу читать и править разные её варианты; так что, фактически, Алексей не просто редактор статьи, но мой соавтор.
Оглавление
- Начало истории
- Дансон
- Сон
- Румба
- Гуахира
- Явление Дядюшки Сэма
- Второе крыло
- От дансона и сона — к сону-монтуно
- Мамбо
- В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
- «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
- Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
- Сальса
- Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
- Танцевальные стили
Total Comments 65
Comments
Отличная статья! Как жаль, что это серия публикаций уже закончилась. Большое за нее спасибо!
|
|
Posted 17.02.2013 at 14:11 by AndreyPolyakov |
Спасибо большое.
Очень содержательная и полезная серия статей. Читал каждый день. Главное структура и логика выстроена. |
|
Posted 17.02.2013 at 14:27 by Павел Собирай |
Огромное спасибо! История сальсы и ее загадки мучили меня вот уже 7 лет.))) Я писал статью в уфимский журнал про сальсу в 2006-м, когда еще не танцевал. Но любил кубинскую музыку. Но материала очень было мало, даже англоязычного. А тут - все разложено по полочкам с подробностями. Очень познавательно. Хотя статья и задает нам новые загадки)
|
|
Posted 17.02.2013 at 14:57 by TonyLeon |
На здоровье, друзья. Рад, если вам понравилось. Я старался именно не столько фактов побольше в статью напихать, а показать эволюционный характер развития сальсы, влияние на него внешних обстоятельств.
|
|
Posted 17.02.2013 at 14:59 by v.radziun |
Отличная глава. Все по делу и понятно.
Меня давно занимал вопрос о сальсе майями. Уж больно странно они танцевали, теперь все ясно. Кстати, про руэду что нибудь будет? А то по популярности этой руэды в Маяйми, можно предположить, что именно там она и зародилась. Просто, если просматривать учебные фильмы, то обучалки из Майями насыщены руэдой, предполагаю, что многие по ним руэде учились. Фестиваль руэды, опять же в Майями. Или это просто более яркое отражение, когда за дело взялись популяризаторы и обучальщики? |
|
Posted 17.02.2013 at 15:04 by Laaluu |
Нет, про руэду я не собираюсь писать (во всяком случае, сейчас). Я уже говорил, меня больше эволюция музыки интересовала, да и трудно сказать что-либо чётко по танцам — нет документов (видео); а раз материалов нет — это будет гадание на кофейной гуще.
Что касается Майами — различия с собственно кубинским стилем невелики, фактически, это два варианта одного и того же стиля. Насчёт популярности руэды в Майами — вероятно, дело в том, что руэда просто зрелищнее, чем просто танец вдвоём, и на человека, далёкого от сальсы, производит большее впечатление. |
|
Posted 17.02.2013 at 15:10 by v.radziun |
Виктор, спасибо! Очень интересно было читать. Оформление и слог выше всяческих похвал. Алексею тоже огромное спасибо.
|
|
Posted 17.02.2013 at 15:20 by Andrey |
Большое спасибо за статью!
|
|
Posted 17.02.2013 at 16:58 by FlyingV |
С большим нетерпением ожидал появления очередной части!!!!!
Виктор и Алексей, огромное Вам спасибо за очень интересную и познавательную статью!!!!! Очень и очень понравилось изложение материала. |
|
Posted 17.02.2013 at 18:45 by vook |
Виктор отлично поработал, друзья; должен сказать, что столь лапидарного, но в то же время ёмкого и эволюционного изложения этого материала я до сих пор не встречал нигде, ни на английском, ни на испанском. Горжусь, что смог оказаться полезным автору!
|
|
Posted 17.02.2013 at 19:04 by ToroDozer |
Виктор, добавлю взгляд из-за океана по поводу "особых отношений с Кубой". Вот тут, в Доминикане, сальса (танец) в народном таксыть варианте до боли похожа на меренге (в той же степени, как и меренге от кубинцев - та же сальса, вид сбоку). Но, сколько не имел разговоров на эту тему (а имел очень много), доминиканцы единодушны в том, что сальса (танец) - это прежде всего Куба и Пуэрто-Рико, а тут уж народ приспосабливает то, что имеет. Вот такое восприятие, не смотря на "особые отошения" с США. При том что сальса сейчас тут наверное самая популярная музыка, т.к. нравится абсолютно всем, доминиканская сальса (музыка) сейчас на подъеме, а школы сальсы в столице растут как грибы - пипл всё больше хочет плясать "правильно". Я к тому, что сальса-пиитет перед Кубой - это отнюдь не исключительно российский (пост-советский) случай.
|
|
Posted 17.02.2013 at 22:10 by Pablito
Updated 18.02.2013 at 01:44 by Pablito |
Очень содержательно и занимательно! Воистину, краткость - сестра таланта!
|
|
Posted 17.02.2013 at 22:10 by a_g_d |
Жаль, что закончилось Завтра уже по привычке скорее всего загляну и буду искать продолжение.
Удивительно как о столь популярной музыке так мало написано. Теперь в голове хоть краткая, но в некотором смысле законченная картина есть. Спасибо большое авторам! |
|
Posted 18.02.2013 at 00:50 by Lekaveh |
Quote:
Жаль, что закончилось
Quote:
...доминиканцы единодушны в том, что сальса (танец) - это прежде всего Куба и Пуэрто-Рико..
|
|
Posted 18.02.2013 at 01:48 by Laaluu |
Quote:
По мне, так все только начинается, куча вопросов, надо только вразумительно оформить.
|
|
Posted 18.02.2013 at 03:30 by Lekaveh |
Pablito, всё это совершенно понятно — основой-то сальсы являются кубинские (и в меньшей степени — пуэрториканские) музыка и танцы.
Спасибо всем большое за спасибы |
|
Posted 18.02.2013 at 09:50 by v.radziun |
Виктор, скажите пожалуйста, а можно уже размещать эти замечательные статьи где-то ещё? со ссылкой на автора и сайт мамботрайб естственно?
в контакте бы хотел у себя в группе выложить |
|
Posted 18.02.2013 at 10:32 by vovaSALSAnov |
Да, конечно. С указанием авторства и ссылок на главы — без проблем, выкладывайте свободно.
|
|
Posted 18.02.2013 at 10:35 by v.radziun |
Дамы и Господа! Предлагаю выкладывать "у себя" только отрывки со ссылкой на этот оригинал статьи. Таким образом мы не будем лишать авторский текст читателей и выразим, тем самым, ему (и его сайту) благодарность.
Растаскивание полного текста, на мой взгляд - моветон |
|
Posted 18.02.2013 at 10:57 by Dan |
Dan, +1
|
|
Posted 18.02.2013 at 10:59 by Tony |
Recent Blog Entries by v.radziun
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 8 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.4 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.3 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.2 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.1 (01.08.2022)