Mambo Tribe  

Go Back   Mambo Tribe > Blogs > v.radziun
Register Blogs About Us

Rating: 15 votes, 5.00 average.

15. Краткая история сальсы. Танцевальные стили

Posted 17.02.2013 at 09:01 by v.radziun
Updated 23.09.2015 at 09:29 by v.radziun (обновил видео)
Заканчивая рассказ об истории сальсы, мне хотелось бы слегка коснуться вопроса, который многие годы не даёт покоя любителям этого танца как в нашей стране, так и в странах — республиках бывшего Союза. Вопрос этот вечен как сакраментальное «что было раньше, курица или яйцо?» — Речь, как вы уже догадались, пойдёт о стилях танца сальса (но не музыки, т. к. это совсем не одно и то же).

В сальса-сообществе бывшего СССР весьма распространена такая легенда: поскольку сальса — кубинская музыка, танцевальный кубинский стиль сальсы первичен, а остальные — лишь выдумки спортсменов из бальных танцев. Отчасти это заблуждение связано с особыми отношениями, существовавшими между Советским Союзом и Кубой (ведь сальсу мы по большей части получили из рук студентов-кубинцев, а в придачу к ней приобрели и кубинские воззрения на сей счёт), отчасти из-за отсутствия сколь-нибудь значительной литературы о сальсе на русском языке. Ну, с тем, действительно ли сальса является «кубинской национальной музыкой», мы с вами, надеюсь, разобрались; попробуем теперь разобраться и с танцами.

Если вы посмотрите фильмы о первых шагах сальсы в США (например, Our Latin Thing), записи кубинского телевидения и другие документальные видео (которые нет-нет, да и появятся на «Ютьюбе»), то легко убедитесь в том, что какого-то чёткого деления по стилям танца сальса в 70—80-е годы XX века не существовало. Люди танцевали просто сальсу, причём так, как это было принято в их окружении. У кубинцев сальса напоминала сон (по сути, это и был сон, немного видоизменившийся со временем), у пуэрториканцев — мамбо, колумбийская сальса напоминала пачангу, а то и кумбию — в общем, какого-то стандарта сальсы не существовало. Люди просто танцевали, как умели, и как это было принято в их среде, — и получали от этого удовольствие.

Поворотным моментом в «стандартизации» сальсы как танца стали два основных фактора: широкое распространение бытовой видеотехники и коммерциализация сальсы. И здесь следует упомянуть двух Торресов — Эдди и Альберта.

Эдди Торрес родился в Нью-Йорке в 1950 году, первый год «мамбомании». Будучи ещё ребёнком, он впервые попал в знаменитый танцевальный клуб «Палладиум» и был потрясён латиноамериканскими танцами. С 12-ти лет Эдди стал постоянным посетителем латиноамериканских дискотек Нью-Йорка, где самостоятельно учился танцевать, подмечая и копируя стиль и движения понравившихся ему танцоров. Спустя 8 лет Торрес приобрёл репутацию одного из лучших танцоров Нью-Йорка и начал преподавать. Большую роль в популярности Эдди Торреса сыграло его сотрудничество с Тито Пуэнте, начавшееся в 1980 году. Организованная Торресом труппа получила название Tito Puente Dancers и стала непременной участницей концертов оркестра Тито Пуэнте. Эдди Торрес снимался во многих фильмах и ставил танцевальные номера для кино и шоу, его учениками были лучшие современные танцоры сальсы — Фрэнки Мартинес, Адольфо Индакочеа, Хуан Матос и многие другие.

Будучи уже известным танцором, в 1995 году Эдди Торрес выпустил свой первый видео-курс под названием Salsa Nightclub Style (т. е. просто «клубный стиль сальсы»). Видео стало популярным и разошлось по США, а затем и по всему миру. Как было сказано выше, немалую роль здесь сыграла доступность бытовой видеотехники — видеомагнитофоны перестали быть чем-то элитарным, и каждый любитель латиноамериканских танцев мог купить (или переписать у друзей) видео Эдди Торреса, чтобы научиться танцевать так же, как «король мамбо». Выйдя за рамки Нью-Йорка, этот, сложившийся на основе мамбо «Палладиума» стиль, и стал первым «стандартом» танца сальса. Сейчас мы знаем его под названием «сальса Нью-Йорк» или «современное мамбо».


Другим полюсом стандартизации танца сальса стал Лос-Анджелес в Калифорнии. Ведущую роль в распространении сальсы на Западном побережье сыграл другой Торрес — Альберт. Его первые шаги в латиноамериканских танцах во многом схожи с началом карьеры Эдди Торреса. Так же, как Эдди Торрес, Альберт рано стал интересоваться танцами — его мать часто ходила танцевать в клуб Cheetah, открытый на месте легендарного «Палладиума»; если детство Эдди Торреса пришлось на расцвет мамбо, то Альберт Торрес попал прямо к началу нью-йоркской сальса-волны. Так же, как Эдди Торрес, Альберт начал учиться танцевать в 12 лет и вскоре стал одним из ведущих танцоров сальсы в Нью-Йорке. Поворотным пунктом карьеры Альберта Торреса стало участие в съёмках фильма Mambo Kings, положившее начало его сотрудничеству с Голливудом. Далее последовала работа в качестве танцора и хореографа в фильме Dance With Me, сотрудничество с голливудскими студиями в качестве постановщика танцевальных номеров в фильмах — и Альберт Торрес окончательно обосновался в Лос-Анджелесе.

Именно Альберт Торрес стал тем человеком, который «раскрутил» сальсу на Западном побережье: он открыл несколько сальса-клубов, устраивал гастроли лучших сальса-музыкантов (так, Альберт Торрес был первым, кто привёз в США легендарную кубинскую группу «Лос Ван Ван»). Кроме того, Альберт Торрес стал пионером проведения сальса-конгрессов, число которых по всему миру сейчас измеряется сотнями. Не будет большой натяжкой сказать, что благодаря усилиям Альберта Торреса получил всемирную известность и созданный братьями Васкесами — Франсиско, Луисом и Джонни — лос-анджелесский стиль сальсы.

А что же с кубинским стилем? — Хотя сальса стала для Кубы явлением, принесённым извне, её связь с традициями кубинского сона была очевидной. Поэтому неудивительно, что кубинцы стали танцевать сальсу почти так же, как сон — лишь темп стал повыше, да увеличилось количество разнообразных «узлов». Но вот о массовом внедрении какого-либо стандарта речь не шла — просто потому, что кубинцам это было банально не нужно. Люди учились сальсе не в танцевальных школах, а естественным образом — отплясывая на праздниках у друзей и знакомых. Поэтому особенности танца варьировали от одного города к другому, а в Гаване — и от района к району. Следует признать, однако, что благодаря кубинскому телевидению и, в частности, популярной передаче Para bailar кубинский стиль танца сальса почти оформился.

А дальше — дальше на Кубе наступил «особый период», о котором мы с вами уже много говорили. Куба стала более открытой миру — и новые экономические реалии просто вынудили кубинцев «оформить» кубинский стиль сальсы. Раз сальсу стало возможно продавать — как досужим туристам, так и любителям сальсы за границей, необходим был некий стандарт — и он был создан. Кубинские танцоры стали выезжать за рубеж, участвовать в сальса-фестивалях; в кубинской диаспоре Майами сложилась своя разновидность кубинской сальсы. Часть танцующих кубинцев добралась и до наших палестин. И именно с этого момента сальса началась и у нас.

Но это уже совсем другая история.

В заключение хотел бы поблагодарить моего друга, Алексея Толкачёва (ToroDozer), за поистине бесценную помощь в создании этой статьи. За три месяца, которые она писалась, ему пришлось не по одному разу читать и править разные её варианты; так что, фактически, Алексей не просто редактор статьи, но мой соавтор.

Оглавление
  1. Начало истории
  2. Дансон
  3. Сон
  4. Румба
  5. Гуахира
  6. Явление Дядюшки Сэма
  7. Второе крыло
  8. От дансона и сона — к сону-монтуно
  9. Мамбо
  10. В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
  11. «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
  12. Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
  13. Сальса
  14. Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
  15. Танцевальные стили
Total Comments 65

Comments

Old
AndreyPolyakov's Avatar
Отличная статья! Как жаль, что это серия публикаций уже закончилась. Большое за нее спасибо!
Posted 17.02.2013 at 14:11 by AndreyPolyakov AndreyPolyakov is offline
Old
Павел Собирай's Avatar
Спасибо большое.
Очень содержательная и полезная серия статей.
Читал каждый день. Главное структура и логика выстроена.
Posted 17.02.2013 at 14:27 by Павел Собирай Павел Собирай is offline
Old
TonyLeon's Avatar
Огромное спасибо! История сальсы и ее загадки мучили меня вот уже 7 лет.))) Я писал статью в уфимский журнал про сальсу в 2006-м, когда еще не танцевал. Но любил кубинскую музыку. Но материала очень было мало, даже англоязычного. А тут - все разложено по полочкам с подробностями. Очень познавательно. Хотя статья и задает нам новые загадки)
Posted 17.02.2013 at 14:57 by TonyLeon TonyLeon is offline
Old
v.radziun's Avatar
На здоровье, друзья. Рад, если вам понравилось. Я старался именно не столько фактов побольше в статью напихать, а показать эволюционный характер развития сальсы, влияние на него внешних обстоятельств.
Posted 17.02.2013 at 14:59 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Отличная глава. Все по делу и понятно.
Меня давно занимал вопрос о сальсе майями.
Уж больно странно они танцевали, теперь все ясно.
Кстати, про руэду что нибудь будет? А то по популярности этой руэды в Маяйми, можно предположить, что именно там она и зародилась.
Просто, если просматривать учебные фильмы, то
обучалки из Майями насыщены руэдой, предполагаю, что многие по ним руэде учились.
Фестиваль руэды, опять же в Майями.
Или это просто более яркое отражение, когда за дело взялись популяризаторы и обучальщики?
Posted 17.02.2013 at 15:04 by Laaluu Laaluu is offline
Old
v.radziun's Avatar
Нет, про руэду я не собираюсь писать (во всяком случае, сейчас). Я уже говорил, меня больше эволюция музыки интересовала, да и трудно сказать что-либо чётко по танцам — нет документов (видео); а раз материалов нет — это будет гадание на кофейной гуще.

Что касается Майами — различия с собственно кубинским стилем невелики, фактически, это два варианта одного и того же стиля. Насчёт популярности руэды в Майами — вероятно, дело в том, что руэда просто зрелищнее, чем просто танец вдвоём, и на человека, далёкого от сальсы, производит большее впечатление.
Posted 17.02.2013 at 15:10 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Andrey's Avatar
Виктор, спасибо! Очень интересно было читать. Оформление и слог выше всяческих похвал. Алексею тоже огромное спасибо.
Posted 17.02.2013 at 15:20 by Andrey Andrey is offline
Old
FlyingV's Avatar
Большое спасибо за статью!
Posted 17.02.2013 at 16:58 by FlyingV FlyingV is offline
Old
С большим нетерпением ожидал появления очередной части!!!!!
Виктор и Алексей, огромное Вам спасибо за очень интересную и познавательную статью!!!!!
Очень и очень понравилось изложение материала.
Posted 17.02.2013 at 18:45 by vook vook is offline
Old
ToroDozer's Avatar
Виктор отлично поработал, друзья; должен сказать, что столь лапидарного, но в то же время ёмкого и эволюционного изложения этого материала я до сих пор не встречал нигде, ни на английском, ни на испанском. Горжусь, что смог оказаться полезным автору!
Posted 17.02.2013 at 19:04 by ToroDozer ToroDozer is offline
Old
Pablito's Avatar
Виктор, добавлю взгляд из-за океана по поводу "особых отношений с Кубой". Вот тут, в Доминикане, сальса (танец) в народном таксыть варианте до боли похожа на меренге (в той же степени, как и меренге от кубинцев - та же сальса, вид сбоку). Но, сколько не имел разговоров на эту тему (а имел очень много), доминиканцы единодушны в том, что сальса (танец) - это прежде всего Куба и Пуэрто-Рико, а тут уж народ приспосабливает то, что имеет. Вот такое восприятие, не смотря на "особые отошения" с США. При том что сальса сейчас тут наверное самая популярная музыка, т.к. нравится абсолютно всем, доминиканская сальса (музыка) сейчас на подъеме, а школы сальсы в столице растут как грибы - пипл всё больше хочет плясать "правильно". Я к тому, что сальса-пиитет перед Кубой - это отнюдь не исключительно российский (пост-советский) случай.
Posted 17.02.2013 at 22:10 by Pablito Pablito is offline
Updated 18.02.2013 at 01:44 by Pablito
Old
a_g_d's Avatar
Очень содержательно и занимательно! Воистину, краткость - сестра таланта!
Posted 17.02.2013 at 22:10 by a_g_d a_g_d is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Жаль, что закончилось Завтра уже по привычке скорее всего загляну и буду искать продолжение.
Удивительно как о столь популярной музыке так мало написано. Теперь в голове хоть краткая, но в некотором смысле законченная картина есть. Спасибо большое авторам!
Posted 18.02.2013 at 00:50 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
Quote:
Жаль, что закончилось
По мне, так все только начинается, куча вопросов, надо только вразумительно оформить.
Quote:
...доминиканцы единодушны в том, что сальса (танец) - это прежде всего Куба и Пуэрто-Рико..
Наверное оттого, кто к кому и куда тянется.
Posted 18.02.2013 at 01:48 by Laaluu Laaluu is offline
Old
Lekaveh's Avatar
Quote:
По мне, так все только начинается, куча вопросов, надо только вразумительно оформить.
Согласен
Posted 18.02.2013 at 03:30 by Lekaveh Lekaveh is offline
Old
v.radziun's Avatar
Pablito, всё это совершенно понятно — основой-то сальсы являются кубинские (и в меньшей степени — пуэрториканские) музыка и танцы.

Спасибо всем большое за спасибы
Posted 18.02.2013 at 09:50 by v.radziun v.radziun is offline
Old
vovaSALSAnov's Avatar
Виктор, скажите пожалуйста, а можно уже размещать эти замечательные статьи где-то ещё? со ссылкой на автора и сайт мамботрайб естственно?
в контакте бы хотел у себя в группе выложить
Posted 18.02.2013 at 10:32 by vovaSALSAnov vovaSALSAnov is offline
Old
v.radziun's Avatar
Да, конечно. С указанием авторства и ссылок на главы — без проблем, выкладывайте свободно.
Posted 18.02.2013 at 10:35 by v.radziun v.radziun is offline
Old
Dan's Avatar
Дамы и Господа! Предлагаю выкладывать "у себя" только отрывки со ссылкой на этот оригинал статьи. Таким образом мы не будем лишать авторский текст читателей и выразим, тем самым, ему (и его сайту) благодарность.
Растаскивание полного текста, на мой взгляд - моветон
Posted 18.02.2013 at 10:57 by Dan Dan is offline
Old
Tony's Avatar
Dan, +1
Posted 18.02.2013 at 10:59 by Tony Tony is offline
 

All times are GMT +3. The time now is 02:12.


Mambo Tribe Org | www.mambotribe.org | info@mambotribe.org | 2000—2018