5. Краткая история сальсы. Гуахира
Рассказ о корнях сальсы был бы неполон, не упомяни мы о ещё одном важном предке современной латиноамериканской музыки. Я думаю, вы догадались, о чём речь: мы уже поговорили о музыке и танцах белых и чёрных горожан Кубы, о сельских танцах кубинских негров, однако ни словом не обмолвились о музыке белых кубинских крестьян — гуахиро.
Гуахира (т. е. песня крестьян-гуахиро) берёт своё начало в традиционном испанском романсе, построенном на так называемых децимах (décima) — особого рода десятистрочных стихах, написанных четырёхстопным хореем. Эта форма, известная в Андалусии и Эстремадуре со времён Средневековья, в среде кубинских крестьян сохранилась практически в неизменной форме. Такое поразительное постоянство не должно нас удивлять: кубинский гуахиро — не столько музыкант, сколько поэт; он напевает свои децимы под аккомпанемент типле, но не изобретает музыки.
Поющий гуахиро тщательнейшим образом соблюдает унаследованный с давних времён тип мелодии. Интересно, что на протяжения всего XIX века типографии, выпускавшие литературу для народа и буквально наводнившие кубинские деревни томами децим, не включали в свои сборники ни одного такта музыки. Причина этого предельно проста: гуахиро склонен к обновлению текста своих песен, но не имеет ни малейшего намерения вносить какое-либо изменение в свои тонады. Децимы должны были быть приспособлены к известной всем модели — по всему острову гуахиро поют их на десять или двенадцать неизменных образцов мелодий, очень похожих друг на друга. (Кстати, схожая вещь случилась с ещё одним испанским жанром, перекочевавшим на Кубу — сапатео. На острове существует лишь один тип сапатео с незначительными вариациями.) Испанское происхождение гуахиры подтверждается её мелодическим тождеством с некоторыми континентальными латиноамериканскими жанрами, например, с венесуэльским галероном — различие между этими жанрами состоит лишь в типе и количестве стихов.
Словом, как вы уже поняли, мелодически гуахира — не слишком разнообразный жанр. Единственное, что вносит некоторое оживление в эту статичную форму, — виртуозность гитариста или фантазия исполнителя, а говоря проще — импровизация, без которой современную сальсу представить невозможно.
Теперь, разобравшись с основными музыкальными и танцевальными направлениями Кубы конца XIX — начала XX веков, ненадолго обратимся к истории, которая поможет нам лучше понять пути развития кубинской культуры.
Оглавление
Гуахира (т. е. песня крестьян-гуахиро) берёт своё начало в традиционном испанском романсе, построенном на так называемых децимах (décima) — особого рода десятистрочных стихах, написанных четырёхстопным хореем. Эта форма, известная в Андалусии и Эстремадуре со времён Средневековья, в среде кубинских крестьян сохранилась практически в неизменной форме. Такое поразительное постоянство не должно нас удивлять: кубинский гуахиро — не столько музыкант, сколько поэт; он напевает свои децимы под аккомпанемент типле, но не изобретает музыки.
Поющий гуахиро тщательнейшим образом соблюдает унаследованный с давних времён тип мелодии. Интересно, что на протяжения всего XIX века типографии, выпускавшие литературу для народа и буквально наводнившие кубинские деревни томами децим, не включали в свои сборники ни одного такта музыки. Причина этого предельно проста: гуахиро склонен к обновлению текста своих песен, но не имеет ни малейшего намерения вносить какое-либо изменение в свои тонады. Децимы должны были быть приспособлены к известной всем модели — по всему острову гуахиро поют их на десять или двенадцать неизменных образцов мелодий, очень похожих друг на друга. (Кстати, схожая вещь случилась с ещё одним испанским жанром, перекочевавшим на Кубу — сапатео. На острове существует лишь один тип сапатео с незначительными вариациями.) Испанское происхождение гуахиры подтверждается её мелодическим тождеством с некоторыми континентальными латиноамериканскими жанрами, например, с венесуэльским галероном — различие между этими жанрами состоит лишь в типе и количестве стихов.
Словом, как вы уже поняли, мелодически гуахира — не слишком разнообразный жанр. Единственное, что вносит некоторое оживление в эту статичную форму, — виртуозность гитариста или фантазия исполнителя, а говоря проще — импровизация, без которой современную сальсу представить невозможно.
Теперь, разобравшись с основными музыкальными и танцевальными направлениями Кубы конца XIX — начала XX веков, ненадолго обратимся к истории, которая поможет нам лучше понять пути развития кубинской культуры.
Оглавление
- Начало истории
- Дансон
- Сон
- Румба
- Гуахира
- Явление Дядюшки Сэма
- Второе крыло
- От дансона и сона — к сону-монтуно
- Мамбо
- В поисках стиля: шаг вперёд, два шага назад. Ча-ча-ча!
- «Осторожно, двери закрываются», или Пачанга
- Бугалу, шинг-а-линг, хала-хала
- Сальса
- Кубинская музыка с 1960-х до наших дней
- Танцевальные стили
Total Comments 18
Comments
![]() |
Ну, прям, кубинский шансон. Несколько аккордов, зато сколько текстов
![]() |
Posted 05.02.2013 at 11:57 by Laaluu
![]() |
![]() |
в ту же степь думаю и трова будет
![]() |
Posted 05.02.2013 at 13:57 by done_well
![]() |
![]() |
Виктор, ещё раз большое спасибо за такой труд, каждая глава очень интересна и полезна.
![]() Я вот не в тему немного, но хочется задать вопрос в рамках именной этой главы. Меня заинтересовало упоминание сапатео. Это музыкальный жанр, а были ли танцевальные движения? ![]() Забавно, только недавно мама мне показывала движения, которые называла сапатео, говоря о том, что их им обучали на Кубе, но интернет мне выдал лишь то, что сапатео это вид дроби во фламенко что, в общем-то, наверно объяснимо, если жанр перекочевал из Испании. Можно сказать, что эти движения похожи на что-то типа дробей, но я решила, что она что-то забыла или перепутала за давностью лет. Хотя в недавнем видео, заснятом на Байла Куба, девочки явно танцуют его. Или я вообще не в ту степь?_)))))) ![]() |
Posted 05.02.2013 at 19:11 by Лея
![]() |
![]() |
Лея, сапатео - это танец. Если вас именно Куба интересует:
http://www.youtube.com/watch?v=qAvsNvgffwA http://www.youtube.com/watch?v=v-ic4p6-2yk Если читаете по-испански - это http://www.tumiamiblog.com/2010/08/s...apateo-de.html небезинтересно, традиционную версию и сами везде найдете. А вообще у сапатео куда более интересная судьба вышла на осторове Эспаньола (Санто-Доминго, (Г)Аити), в общем в нынешней Доминиканской республике. Немного накидал ссылок тут http://www.salsa.ru/forum/index.php?topic=7948.350 , если интересно - гляньте. |
Posted 05.02.2013 at 19:56 by Pablito
![]() |
![]() |
Шансон, как есть шансон
![]() ![]() |
Posted 05.02.2013 at 20:51 by ToroDozer
![]() |
![]() |
Лея, сапатео (zapateo) в буквальном переводе означает «топотанье башмаками»; по-русски бы мы назвали это чечёткой. Только это такая «традиционная испанская чечётка», корни которой исследователи находят не только во фламенко, но даже дальше — в арабской музыке (как известно, Пиренейский полуостров несколько столетий находился под властью мавров).
|
Posted 05.02.2013 at 21:42 by v.radziun
![]() |
![]() |
Алексей, ты вот шутишь, а потом будешь читать во всех интернетах страны: «Гуахира — это такой кубинский блатняк»
![]() |
Posted 05.02.2013 at 21:48 by v.radziun
![]() |
![]() |
точно, именно так она и танцевала_))))) спасибо, с удовольствием покажу ей видео_))) до z я вовсе не додумалась_))))
|
Posted 05.02.2013 at 21:57 by Лея
![]() |
![]() |
Если я не ошибаюсь, в фильме "Карнавал" , в одном из танцевальных номеров, Ирина Муравьева танцевала именно сапатео или чанклетас ?!
|
Posted 06.02.2013 at 07:58 by Architect
![]() Updated 06.02.2013 at 12:23 by Architect |
![]() |
А у меня такой вопрос. Можно прокомментировать связь Гуахира, сапатео с бачатой? Вопрос возник в связи с этим клипом...
http://www.youtube.com/watch?feature...v=n9Tkvn8_3Wc#! Там в комментариях говорится о Гуахире (esto es guajira, esto boricua no tienen contacto con Dominicanos, pues le adaptaron la guajira a la musica bachata), связи с Пуэрто-Рикко и адаптации к музыке бачате..Речь конечно о доминиканской бачате..Буду признателен за ответы. |
Posted 13.02.2013 at 09:32 by yuko
![]() |
![]() |
Я не большой любитель бачаты, так что тут вряд ли чем-то смогу помочь. Мне кажется, что приведённая Вами фраза — обычные латиноамериканские «тёрки»: «Это гуахира [а не бачата]; эта пуэрториканка не контактирует с доминиканцами, поскольку она [в танце] приспосабливает гуахиру к музыке бачаты». Таким образом, речь не идёт о связи этих жанров; просто утверждается, что правильную бачату умеют танцевать только доминиканцы.
|
Posted 13.02.2013 at 10:12 by v.radziun
![]() |
![]() |
Виктор, всё же подправлю ваш перевод. "...эти пуэрториканцы не контачат с доминиканцами, так что приспособили гуахиру к музыке бачаты". Что, отчасти, неправда, доминиканцев в Пуэрто-Рико пруд пруди, тут это национальный спорт - доплыть до ПР, как для кубинцев - до Флориды. И то, что меренге, скажем, пуэрториканцы в общей массе пляшут хорошо (хотя не вот эти вот конкретные, эти в ютубе выдают какой-то ацкий трэш
![]() ![]() ![]() Что же касается связей сапатео и бачаты - имеется. Из сапатео вышли карабине и мангулина, которые, наряду с другими танцевальными жанрами, приспособленными к музыке меренге, родили и традиционную форму танцевания этой музыки. А уж от интимной сязи меренге и болеро появилась бачата. И, как и в меренге, очевидные элементы сапатео-карабине в (доминиканской) бачате до сих пор можно наблюдать. Это если совсем коротЕнько. |
Posted 13.02.2013 at 23:35 by Pablito
![]() Updated 14.02.2013 at 05:05 by Pablito |
![]() |
Спасибо за поправку, Павел. Но Вы рискуете: потребуют написать краткую историю бачаты
![]() ![]() |
Posted 14.02.2013 at 08:45 by v.radziun
![]() |
![]() |
Спасибо за комментарии! На форумах называют еще бачатомеренге с того клипа который я привел, и в принципе там тема-то меренге просматривается очень.. И самая дальняя пара на заднем плане, там выкручивает повороты не хуже.
Еще встречал из названий: "стиль гуахира", как разновидность бачаты, видимо ![]() ![]() |
Posted 14.02.2013 at 13:59 by yuko
![]() |
![]() |
Виктор, боже упаси
![]() yoko, на приведенном вами клипе (для меня) просматривается только одна тема - тема сальсы ![]() Между какими танцами вы схожести ищите? Между тем, что на клипе? Ну, попробую ещё раз: её там нет. Микс это не название, это то, что демонстрируется. Стиль там просматривается один - пуэрториканский сальсец, с этим все четко, не пропьешь )) Слаженно и четко можно плясать всё, что угодно, это не показатель чего-либо. Мне в данном плясе под бачату видится только один минус - музыка как-то мимо, сальсу бы включить и всё склеится ![]() |
Posted 14.02.2013 at 18:49 by Pablito
![]() Updated 14.02.2013 at 21:04 by Pablito |
![]() |
Pablito, о правильной меренги разговор здесь далеко уйдет. Ну и я там не силен в тайных знаниях "племен йоруба", периодически правильность нам прививают, начиная с правильной музыки
![]() Ну а с миксом, то что в клипе, который мы как бы так и не называем, но как бы имеем что-то под этим чего-то (не называя видимо ![]() Я бы еще взглянул на такую сальсу под правильную музыку, ну или хотя бы близкую к этой теме рисунка именно этого танца в клипе..Там не только они так заплясывают, там есть и другие клипы, но либо под бачату либо под меренге, неправильную ![]() Набор движений достаточно схож (для меня). |
Posted 15.02.2013 at 15:29 by yuko
![]() |
![]() |
yoko, простите, но я не понял ничего из того, что вы сейчас тут написали )) Но главное чтобы у вас в душе был мир и покой. Я-то вам уже достаточно написал по вашей же просьбе. А сейчас получается, как если бы вы из заснеженной москвы пытались убедить упертого жителя экваториальной африки, что снег не теплый, а желтым он бывает, когда на него, извините, кто-нибудь нассыт. По поводу последнего порнографического клипа: умоляю, спрячьте, и никогда, никому больше не показывайте. Ну очень прошу. Очень. Ну, пожалуйста. Ради всего святого, что там у вас ещё есть
![]() ![]() |
Posted 15.02.2013 at 16:05 by Pablito
![]() Updated 15.02.2013 at 16:37 by Pablito |
![]() |
Понял, не так спросил гордого жителя экваториальной африки. Буду стараться. В последнем клипе я подумал, что может такая меренга у Вас там правильной считается, но вижу промахнулся...
Пишите статьи о правильной меренге, будем читать ![]() |
Posted 15.02.2013 at 17:04 by yuko
![]() |
Recent Blog Entries by v.radziun
- Фестиваль «Ми Сон» 2025 (06.01.2025)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 8 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.4 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.3 (01.08.2022)
- Пуэрто-риканская музыка и культурная идентичность. Часть 7.2 (01.08.2022)